«Если ходить в небе — то по-большому!» — решил Дядя Сэм и отправил Пауэрса с фотоаппаратом в неприветливые к западным разведчикам просторы над Советским Союзом. Однако, обо всём по порядку…
(Вещественные доказательства по делу Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Sputnik)
Сама по себе идея воздушной разведки территории супостата — вполне себе здравая задумка, но только тогда, когда:
- идёт активная фаза боевых действий и в небе самолётов — как блох на мыловарне после ревизии, кто-где в целом с земли понять вообще затруднительно;
- самолёт-разведчик чисто технически стоит на ступень выше (а то и на две!), чем средства ПВО противника (в том числе и радары) — например, главный зенитчик лечится от малярии, поэтому копьё кидать некому;
В случае же с летуном из Бургерного Рейха и Советскими силами ПВО, мягко говоря, оба вышеперечисленных пункта были очень размытыми: да, действительно, поначалу Пауэрс шёл на высоте 24 км, куда наши банально не добивали. Поначалу. Но…
1 мая 1960 года в 8 часов 53 минуты утра американский высотный самолёт-разведчик Lockheed U-2/Локхид У-2 был сбит в небе над Свердловском (ныне — Екатеринбург):
(Разведчик U-2 считался неуязвимым до 1 мая 1960 года, пока во время очередного полёта над Советским Союзом не был сбит ракетой класса «земля — воздух» ЗРК С-75 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады расчётом под командованием майора М. Воронова.)
Вообще, положа руку на пачку чипсов, план был… Не «не плох», конечно, но просто был: американца собирались отправить с аэродрома в Пакистане и «приземлить» у гордых скандинавов в Норвегии на самолёте, который, вроде как, считался несбиваемым. Задача Пауэрса тоже не блистала сложностью и тактическим многообразием — надо было отфотографировать военные и промышленные объекты на пути следования из пункта А в пункт Б. И не упасть. Впрочем, не вышло..
Однако, майор Воронов и ЗРК С-75 наглядно показали, что самоуверенность и невыполненное домашнее задание в виде знания тактико-технических характеристик Советского оружия — это Вам не майонезом на булки соседа шлёпать…
(С-75 «Двина» (по классификации МО США и NATO — SA-2 Guideline) — советский подвижный зенитный ракетный комплекс. Головной разработчик — НПО «Алмаз» (генеральный конструктор А. А. Расплетин), разработчик ракеты — МКБ «Факел» (генеральный конструктор П. Д. Грушин). Принят на вооружение в СССР в 1957 году.)
«Двину» приняли на вооружение в 1957 году (спроектировали, испытали и начали собирать ещё раньше), а Остин Пауэрс «пролетел» в 1960-м. Мораль? Она несложная: несколько лет ЦРУ самозабвенно пинало собственные (и иногда чужие) шланги, дабы хоть как-то справиться с избытком времени, имитируя бурную деятельность везде, где не надо, а там, где надо, даже и этого не делая.
Руководство СССР, надо отдать ему должное, неплохо покуражилось над разносчиками демократии: летуна судили за шпионаж, сбитый самолёт был выставлен как экспонат в Парке Горького:
(Остатки сбитого самолета U2, пилотируемого американским летчиком Френсисом Генри Пауэрсом, выствленные в ЦПКО имени Горького. Михаил Озерский/Sputnik)
От такого перфоманса в стане булкоедов знатно полыхнуло всё, что могло, а всё, что не могло, начало тлеть и пованивать — Дуайт Эйзенхауэр (очередной Дядя Сэм всея Пендостана) официально заявил, что «пилот просто сбился с курса, выполняя метеорологические исследования«.
Смачно проржавшись с этого высказывания, в СССР сделали следующий ход в Большой Игре — на всеобщее обозрение были выставлены интересные штуки «простого метеоролуха»:
(На центральном плане экспозиции расположен «High Standard HDM» — пистолет самозарядный с интегрированным глушителем. Принят на вооружение армии и спецслужб США в 1943 году. В качестве основы для его создания были выбраны два пистолета — Welrod и Colt M1911A1.)
Тут уже американцам крыть, кроме мата, было нечем. СССР снимали сливки с ситуации, радостно ковыряя пистолет и самолёт, американского лётчика же на запчасти разбирать не стали и обменяли на Рудольфа Абеля, который после провала томился в нац… тьфу! В американсом плену. Поле боя осталось за Советами…
Из Музея города Н