Завалинка 1021 История. Роль и место Чехии во Второй мировой войне. Часть 1: «Оккупанты» и «Сопротивленцы».


Сразу скажу — я против фальсификации истории. И в данном случае, против того, чтобы числить чехов среди жертв гитлеровской Германии. На основании чего мы должны так поступать? Только потому, что их, от участи пособника фашизма, спасла советизация? Пардон, так они уже давно декоммунизировались, не так ли? А в таком случае, декоммунизация должна быть ПОЛНОЙ. В том числе и в истории. Это я уже, в привязке к текущей нашей ситуации, ибо история имеет свойство повторяться.

Да, я понимаю, многие воспрянут сейчас: «Мюнхенский сговор», чехам вывернули руки, движение сопротивления и все остальные дела с пассатижами. Я так скажу — чехи не особенно и сопротивлялись этому самому «выворачиванию рук». Можно сказать — охотно их подставили: нате, мол, выкручивайте.

Движение сопротивления? Дойдем и до него, хотя сразу скажу: в той же Германии оно было на порядки сильнее. Это избавило Германию от её участи? Нет. А отсюда вывод — его наличие не может быть оправданием в пособничестве. Это называется — единообразный подход. Непредвзятый, хотя и нелицеприятный. Для многих.

Изображение из открытых источников

Была ли Чехия оккупирована? Нет. Хотя бы потому, что в случае её оккупации, мы бы датой начала Второй мировой войны, не 1 сентября 1939 года считали. К фактам — вот совместное заявление правительств Чехии и Германии, сделанное 15 марта 1939 года:

«Обе стороны выразили единодушное убеждение, что целью всех их усилий должно быть обеспечение спокойствия, порядка и мира в этой части Центральной Европы. Президент Чехословакии заявил, что, стремясь к достижению этой цели, а также к окончательному установлению мира, он с полным доверием отдаёт судьбу чешского народа и страны в руки фюрера германского рейха. Фюрер принял это заявление и сообщил о своём решении взять чешский народ под защиту германского рейха и обеспечить ему автономное развитие, соответствующее его самобытности».

От Чехии отошла Словакия, с которой у нее тогда были обостренные межнациональные вопросы, став юридически самостоятельной страной. А Чехию переименовали в «Богемию и Моравию». И устроили протекторат. Германский, естественно. Президентом остался Эмиль Гаха, исполнительную властную функцию осуществляло чешское же Правительство, с премьером Ярославом Крейчи и кучей своих, собственных, природных чешских министров. Единственно — протектора назначал Берлин.

Естественно, кое-кому, в основном на Туманном Альбионе, такой расклад пришелся не в жилу. Что странно, учитывая то, как активно та же Британия сливала чехов Гитлеру, можно сказать, буквально на днях. И началось «сопротивление». Например, один владелец чешского ресторана выставил в окне плакат с надписью «Немцы не обслуживаются, пока Гитлер не вернет Чехословакию!». Правда, сделал он это, будучи владельцем ресторана в США. Там-то, чего бы и не посопротивляться?

Еще пример героической борьбы чехов против оккупантов: инженеры и рабочие заводов «Шкода», выпускавшие военную продукцию для Вермахта, решили… Нет, не то, о чем вы подумали. Никаких актов саботажа, намеренного брака, забастовки — были пару раз, но все почему-то по вопросу оплаты сверхурочных, когда немцы предписали 10-ти часовой, а затем и 12-тичасовой рабочий день.

Итак — та-да-м-с! Они начали приходить на работу В ЧЕРНЫХ РУБАШКАХ. Да, в знак протеста. И в целях борьбы с немецкой оккупацией. Оккупантов это, видимо, страшно бесило. Особенно с учетом того, что за все шесть лет протектората, производительность труда на чешских заводах, работавших на Вермахт, была не ниже, чем на аналогичных в Германии.

25% — именно столько составляла доля чешских заводов («Шкода», ЧКД, «Польди», «Зброевка») в производстве вооружения для Вермахта. От стрелкового оружия и патронов — до деталей ракет «Фау-2». Высочайшего качества, с полной отдачей — но в «черных рубашках». Что, видимо, должно было послужить утешением для наших солдат — основная масса этого смертоносного металла шла на Восточный фронт.

«Черные рубашки» сопротивленцев, совершенно не помешали чешским инженерам вносить «рацпредложения» по модернизации немецкого оружия. И даже — более того. Слышали такое слово — «Хетцер»? Он же — «Ягдпанцер-38». Легкая САУ, истребитель танков. Быстрая, малозаметная из-за низкого силуэта, с хорошим убойным орудием.

Изображение из открытых источников

Разработана инженерным гением ČKD Praha (немцы переименовали его в ВММ), в производстве с апреля 1944, произведено более 2800 штук, 75 передали венграм, остальное — пошло на восточный фронт. Не отстала и «Шкода», выигравшая конкурс на производство артиллерийского вездехода-тягача.

Последнее — очень показательно: просто вдумайтесь. Выиграть. Конкурс. У немецких. Предприятий. В оккупированной стране? Простите, как говорил Станиславский — «Не верю!». В смысле — в оккупацию, поскольку победа в конкурсе — железобетонно зафиксированный факт.

И немного цифр. Только за март 1944 года Чехия отгрузила Германии: 11 тысяч пистолетов, 30 тысяч винтовок, более 3000 пулеметов, 15 миллионов патронов, 214 танков и самоходных артиллерийских орудий, 144 пехотных орудия, 180 зенитных орудий, более 620 тысяч артиллерийских снарядов, почти 1 миллион снарядов для зенитных орудий, 824 вагона авиационных бомб, 0,5 миллиона сигнальных боеприпасов, 1000 тонн пороха и 600 тысяч взрывчатых веществ.

За период с марта 1939 по 1942-й годы, «оккупированная» Чехия выпустила 1433 танка (даю в немецком обозначении) Pz-38 (t). На момент начала войны — вполне себе неплохой танк. В дальнейшем, на его базе будут делать тот самый «Хетцер». Из показаний подполковника Гельмута Ритгена (Панцерваффен) :

«Без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы и четырёх танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз»

Да, «Наше Всё» — я имею в виду «Википедию», пишет о каких-то актах саботажа «сопротивленцев». То баржи какие-то затопили, то поезд с 26-ю танками уронили под откос. В целом за год, таких «актов» набегало не более пяти десятков. Что как раз и уверяет меня в том, что этот «саботаж» и эти «акты», что называется, оформлены такими «для галочки». И были, на самом деле, обычным раздолбайством, приведшим к аварии.

И опять — слово свидетелю, инженер-подполковник Курт Икен показал:

«Чехи передали в наше распоряжение всю необходимую информацию о своих танках LT-38. Они были уверены, что их машины полностью соответствуют потребностям вермахта. И нам ни разу не пришлось столкнуться с акциями саботажа или какого-либо сопротивления».

Ну что поделать? Надо же было немецким «карающим органам» показывать, что не зря хлеб едят, а то быстро на Восточный фронт отправят. «Палочная система» — она не вчера придумана была. А так, в отчетах все выглядело благообразно, начальство — довольно, перспектива попасть туда, где РЕАЛЬНО что-то имеет место быть — отодвигается.

Кстати, подтверждением моего умозаключения является то, что «оккупанты» ни разу, по итогам «саботажа» сопротивленцев — оргвыводов не сделали. Ни по одному случаю. Да — взяли виновных в происшествии, «сшили» красивое дело об акте саботажа, но по-настоящему серьезных репрессий — не было. От слова «совсем».

Поверьте, я серьезно. Хотя бы потому, что РЕАЛЬНУЮ акцию, покушение на протектора, Рейнхарда Гейдриха, немецкие спецслужбы в протекторате Богемия и Моравия — просохатили. По многим причинам, но основными были две: первая — местная агентура, а она была, и довольно разветвленная (глупо подозревать немцев в инфантильности) сообщала ПРАВДУ: все чешское сопротивление сводилось к показыванию фиги немецкому патрулю. Не вынимая рук из карманов пальто.

Второй причиной было то, что покушение на Гейдриха устроила ВНЕШНЯЯ группа. Диверсанты чешской национальности, подготовленные Британским управлением специальных операций. Практически никак не опиравшиеся на «местное подполье» — за полным отсутствием такового. Задачу диверсантов облегчало и то, что протектор ездил по служебным делам БЕЗ ОХРАНЫ. Да — с личным водителем. В открытом автомобиле. Ему просто НЕКОГО было бояться.

Изображение из открытых источников

Про само покушение написано довольно много и подробно, повторяться нет смысла. Я обращаю внимание на то, что водитель явно был НЕ ПОДГОТОВЛЕН, как телохранитель! Это доказывает простой факт: он ОДИН бросился преследовать нападавших! Оставив раненого начальника. До этого, увидев на дороге вооруженного автоматом неизвестного, перекрывающего дорогу, он послушно ОСТАНОВИЛ машину, подчиняясь команде «Стой!», отданной начальником — тот готовил пистолет к бою и собрался стрелять в автоматчика.

А теперь — прокручиваем в голове: какой НОРМАЛЬНЫЙ «телохран», даже если он в должности водителя, будет тормозить в такой ситуации? Даже если ему это велит охраняемый? Наоборот, газ в пол — и как можно быстрее выскочить из сектора возможной стрельбы. Ну и сам факт погони за двумя диверсантами. в одиночку — это вообще нечто.

Добавлю в копилку «чешского сопротивления» еще один факт: Гейдриха подобрал и довез до госпиталя ЧЕШСКИЙ полицейский. Довез — живого, тот умер уже в госпитале. После операции. Сепсис. А вот о причинах и последствиях этой акции — продолжим в следующей части.

Будьте здоровы, берегите себя!