Здравствуйте, мои дорогие «темные мордорцы»! Вот я всё думаю: неужели в стране светлоликих, но располневших эльфов все настолько запущено? Ну прямо патологическая страсть какая-то — к сдерживанию, к запугиванию, к санкциям… Да вообще — к максимально интенсивному толканию шпал в колеса всем соседям.
Да, понимаю — желание быть «самым-самым», гегемоном гегемонов, так сказать. Но это — идеология. То есть — обертка. А политика, как утверждает классик — это концентрированная экономика. И именно она определяет политические телодвижения, а уж под каким соусом их подают — дело вкуса. Значит, должны быть причины, по которым Соединенные Государства Америки так себя ведут. Приземленные и прозаические. Без этой троцкистской страсти — нести на штыках, причем не важно что: Всеземшарную революцию или вирусную демократию. Голый прагматизм.
Вот и давайте на этих позициях оставаться. И смотреть с этой «кочки зрения».
Итак, вчера у светлоликих бахнул завод СПГ Freeport LNG. Расположенный аккурат на бережку Мексиканского залива. Вот только-только Президент объявил режим ЧП в энергетике — нате, на лопате!Своевременно этак бахнул. Аккуратно. Пожар быстро потушили, жертв нет, о причинах — не сообщается. Недели на три встал. Результат? В СГА газ резко дешевеет, на внешнем рынке, как вы понимаете — наоборот. Все-таки 18% экспорта на этом заводике формировалось.
Вот эти-то «ценовые качели» и сподвигли меня, замахнуться — нет, не Вильяма нашего Шекспира, а на американскую энергетику. Потому как степень развития общества, в конечном итоге, определяется доступностью энергии, которое оно потребляет. Есть энергия — вы Д’Артаньян, нет энергии — вы папуас. Итак, смотрим источники генерации:
Газ — 35%, атом — 20%, уголь — 20%, возобновляемые — 23% (из них гидроэнергетика — 6%).
Все АЭС — в частных руках. Все — проектов 60-х годов, построенные в 70-х. Прошлого века, если что. Коррупции там нет — откуда бы? Её с успехом заменяет лобби. Поэтому просто нужно знать, кому сколько занести. Чтобы получить продление лицензии на эксплуатацию. Президент вашингтонского Института ядерной энергии Мария Корсник считает, что АЭС — как женщины. У которых неприлично интересоваться возрастом.
«Думаю, что не надо просто смотреть на календарный возраст станции. Надо учитывать, как на АЭС осуществлялось ее техническое обслуживание, в ходе которого проводилась замена многих компонентов. Ничего магического в цифре 80 нет»
80 — это она про года. Вот этой «бабушки» американской атомной промышленности. АЭС Turkey Point, расположенной аккурат на берегу Бискайского залива.
Сразу видна модернизация — трубы покрасили по-другому. В декабре 2020 года её работу продлили на 20 лет и к концу этого срока, «бабушке» стукнет 80 лет. Если доживет. Потому как, несмотря на все технические обслуживания «с заменой многих компонентов», у любой АЭС имеются элементы, которые не заменишь при ТО. И основной — это стальная «кастрюлька» реактора. Которая работает в зверских тепловых условиях, бомбардируемая радиоактивными частицами, с 1960 года. Выдержит ли?
Тут еще один нюанс есть. В 1997-м, в СГА работали 107 энергоблоков. Их суммарная генерация составляла 628 тысяч мегаватт-часов. В 2021-м году реакторов было уже только 93 штуки. А выдали они уже 778 тысяч мегаватт-часов. Владельцы-частники уверяют, что достичь этого им удалось глубочайшей модернизацией и сокращением сроков регламентных работ по обслуживанию и ремонту, снижающим время простоя.
А если проще — сократили время на ремонт и обслуживание, плюс кипятят «кастрюльки» на режимах, близких к критическим. А может быть и за этими пределами. На сию мысль меня натолкнул факт «эксперимента» американскими специалистами, проводимый ими на Запорожской АЭС. Предварительно выставив за двери местный персонал, ребятишки загоняли её в режим работы, соответствующий 110% от расчетной мощности.
Возраст большинства реакторов — под «полтинник». Сколько они еще «вывезут» такой эксплуатации, как и когда упадет атомная генерация в ближайшие 15 лет — Бог весть.
Почему 15 лет? Да потому, что с газом в СГА — проблема. Говорят, что запасы оценить — непросто, но при существующем темпе отбора, своих запасов им хватит от 10 до 14 лет. Может — на 15, если прижмут экспорт. Да — пока экспортируют. Но экспорт составляет 10% от того, что потребляется.
Вот отсюда и все их «многоходовочки» во внешней политике. Через 15 лет максимум — закончится собственный газ, 35% генерации просто выпадет. Атомная — на кривых гвоздях и синей изоленте. Потенциально и в ближайшее время — минус 20%. Гидроэнергетику за 15 лет не нарастить. Облепиться солнечными модулями и ветряками? Ну так это пока ветер есть. И солнце. Угольную — они сами добивают давно и последовательно. Да и не заменит она газ и атом.
Значит — что? Правильно. Газ нужно брать «где-то еще». Но он дорогой. Слишком много желающих на него. Отсюда вывод: нужно уменьшить количество «едоков» газового пирога. Или кардинально сократить их аппетиты. Например — задушить промышленность Европы, под любыми благовидными предлогами. Сдерживать Китай: обеспечивает Америку товарами — и довольно. Нечего слишком уж развиваться. И чтобы Россия, разведанных запасов которой — лет на семьдесят с гаком, перебрасывала газ на азиатское направление, выдавив оттуда СПГ и замкнув его на себя.
То есть, сначала разорить конкурента по потреблению, а потом, используя избыток предложения, сбить цену на ресурс и стать основным потребителем, фактически её диктующим. Такое уже было, если вспомнить, то именно так Север разорял и скупал плантации Юга, в свое время. Технология отработана.
А для этого — все средства хороши. От Бешеной Греты до фанатичной Урсулы фон дер Ляйнен и насквозь зеленой Бербок. СГА через 15 лет будет нужен изрядный кусок пирога СПГ, просто для того, чтобы ВЫЖИТЬ.
Потому что в противном случае, деление и дробление по зонам генерации, где кой-какие мощности еще будут живы — пойдет уже по территории самих СГА. А это, сами понимаете — он самый. Большой, полярный, белый и пушистый. Для них.
Будьте здоровы, берегите себя!