Жара на юге России будет усиливаться


Сегодня на западе Русской равнины опять не обошлось без дождей. Поля фронтальной облачности протянулись от Балкан до побережья Баренцева моря. Самые сильные ливни прошли в Поморье и на крайнем западе Центрального региона. А вот восток Европейской России по-прежнему будет вне досягаемости атмосферного фронта. Продвижение ненастья на восток сдерживает антициклон, отступивший на берега Волги. Над Поволжьем сейчас почти нет облаков. В последующие дни очаг высокого давления всё так же будет определять погоду в этой части региона. А в выходные его влияние вновь усилится, он начнёт вытеснять дождевые тучи, и в центральные районы страны вернётся жаркая погода.

К воскресенью прохладный воздух сместится к берегам Белого моря, а в центре Русской равнины столбики термометров вновь будут колебаться около 30-градусной отметки. Ещё более сильный зной ждёт жителей южных регионов – после полудня здесь выше +35°.

В ближайшие дни, например, на Кубани будет преобладать солнечная погода, и только в пятницу-субботу местами не исключены грозовые дожди. Но и они не смогут освежить воздух: дневная температура в Краснодаре +32…+34°.

Над полуостровом Крым тоже уже несколько дней отсутствует облачность, температура воздуха держится стабильно +27… +30°

Над Москвой молнии будут сверкать вплоть до субботы! Причём, в среду и четверг столица снова окажется в зоне тёплых воздушных масс, так что будет жарко и душно: +30…+31°. Посвежеет только в пятницу и субботу, но температура останется выше климатической нормы. А успокаиваться погода начнёт с воскресенья.

*******

7 июля – большой церковный праздник – Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя), и один из самых важных  древнеславянских праздников —  Купала, который отмечали задолго до крещения Руси.  Вечером 6 июня наступает знаменитая ночь на Купалу, когда, согласно легендам, открывались врата земли и неба, а вода становилась целебной.  Этот праздник проходил в народе по типу современного новогоднего праздника – в ночь на сам праздник. И подготавливались  к нему тоже – весь предыдущий день, то есть 6 июля. По сути, праздник и начинался накануне – на Аграфену-Купальницу.

Что нам известно об этом дне? Что-то там про гадания, венки и купания. Так уж повелось в православной Руси —  люди сначала ставили в храме свечки, а потом жгли костры и прыгали через них. И такая обрядовая мешанина началась давным-давно, ведь День Ивана Купалы в России особо чтили по деревням, где церковные обряды мирно уживались с языческими.

При этом в Церкви призывают не путать: 7 июля отмечается Рождество Иоанна Крестителя. А язычники просят называть праздник «Купало», не прибавляя имя Иван. Да и в календаре эти праздники не совпадают. По старому стилю Рождество Иоанна Крестителя приходилось на 24 июня, а Купалу отмечали чуть раньше, в день летнего солнцестояния, 21 июня.  Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков.

Да и с названием праздника не всё так однозначно.  Хоть и существует самая распространённая версия, что название Купало связано с купанием, и созвучно с именем Иоанна Крестителя  (так как с греческого оно буквально переводится купатель, погружатель в воду), однако значение этого слова доподлинно неизвестно.

По другой  из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования – капище.

А вот по утверждениям современных язычников, название «Купало» — это имя божества: корень «куп» означает «соединение». Отсюда слова «совокупить», «купность». Именно «купностью», то есть всем селом, и справляли праздник. А тех, кто отлынивал, считали колдунами и ведьмами, прислужниками темных сил, что у славян было самым страшным грехом. Хотя купаться в ночь на Ивана Купало – тоже было одним из ритуалов дня. Считалось обязательным искупаться к празднику до захода солнца: на севере русских земель чаще в банях, а в средней полосе и на юге — в реках и озёрах.

Традиции и обычаи на Ивана Купалу

За тысячу с лишним лет традиции так изменились, что сейчас мало кто знает, каким тогда был этот праздник. Разве что современные язычники, которые бережно передают древние традиции предков из поколения в поколение, и проводят свои ритуалы вдали от людских глаз. А на Купалу совершаются, пожалуй, одни из самых красивых обрядов, связанных с огнём, водой и травами.

Вот что известно о последовательности этих  обрядов из языческих общин:

Накануне днём — 6 июля, перед общей молитвой проходили обряд очищения от злых духов. Помощники жрецов окуривали всех входящих на территорию капища дымом горящей полыни. Вопреки распространенному мнению, древние славяне молились не только богам — Велесу Перуну, Даждьбогу, Яриле, но и «великим предкам». Они – предки, тоже участвуют в празднике.

Древние славяне считали, что  предки не умерли, а перешли, скажем так, на другой уровень. Но они смотрят на нас и какими-то сигналами общаются с нами. И в дни великих праздников у живущих есть возможность их услышать.

Молитва жрецов то и дело прерывалась  выкриками «гой!», что на древнерусском означает «жизнь». «Гой, Купало!» — возглашали наши предки и вскидывали руки вверх. Под те же возгласы разжигали и ритуальный огонь — главный элемент купальских обрядов. Ведь согласно языческим верованиям, в этот праздник происходит «небесная свадьба Огня с Водой». Ритуальный огонь зажигался следующим образом: на лежащее бревно с вырезанной ложбинкой вертикально ставили другое и с помощью веревок более десятка крепких мужиков приводили «жернова» в движение. Жрец в это время внимательно вглядывался сквозь появившийся дым. А остальные молча наблюдали за действием. Наконец жрец восклицал: «Гой!» —  что означало — священный огонь добыт. В отдельных местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня к празднику сохранялся до начала XX века.

От этого огня жрец разжигал костер, в который бросается «треба» — особая жертва. Чаще всего это блины, поминальное блюдо у славян. При совершении обряда священнослужитель читал специальную молитву: «Треба медвяна в огне багряна, земь окропивши сурьи испивши, буди ты иста, буди ты чиста! Буди справна богам отдана! Огнем объята буди принята! Гой!»

В Купальские костры бросали одежду больных, старые и ненужные вещи — чтобы очистить дом и людей, прогнать болезни, недобрых духов, привлечь удачу и благополучие. Также в костры бросали крапиву, шиповник, полынь — чтобы распугать всю нечисть, что слетается на веселье людей.

Купало отмечали ровно через полгода после дня зимнего солнцестояния, который у предков назывался Карачун. И оба праздника можно было назвать судьбоносными для молодого поколения —  в эти дни происходило сватовство. Но в Карачун инициаторами выступали молодые люди, а на Купало — исключительно девушки. На этом были построены практически все ритуальные игры. Девушки готовили к этому дню «купайлу» — молодое деревце березы или клена, которое  украшали  лентами, полевыми цветами и фруктами под купальские песни.

А ближе к вечеру начиналась игра. Девушки вставали вокруг березки, а парни «нападали» на них, чтобы украсть купайлу. В это время невесты присматривали женихов.

Ритуальное деревце после импровизированного «боя» сжигали в костре вместе с чучелом Ярилы — бога солнца и плодородия (чтобы подчеркнуть это, сделанной из травы кукле приделывали детородный орган). Сначала вокруг него водили хороводы, отпуская соленые шутки, а потом устраивали  тризну по умершему богу.  Так община призывала дождь и хороший урожай. «Ярило, взойди на небо и ворота открывай! Чтоб струились ручьи! Чтоб хлеба росли!» — громко произносил жрец.

С наступлением темноты начиналась главная часть праздника — выбор девушками суженого. Жрецы приносили из святилища огонь и из сложенных в виде шалаша березовых веток разжигали  огромный, высотой в несколько метров, костер. Все присутствующие пускались в хоровод вокруг огня — это символ солнца и вечного перерождения.

Вопреки общепринятому представлению, водили хоровод не плавно, а очень быстро, практически бежали кругом, взявшись за руки. Костер разгорался  все сильнее, хоровод летел все быстрее под ритмичные звуки бубнов и барабанов…

А потом парни выстраивались в ряд у огня, лица их были  едва  освещены. Девушки подбегали  к понравившимся им молодым людям, трогали  их за плечо — и убегали как можно быстрее! Суженому нужно было не растеряться и поймать невесту. Если все условия выполнялись, жрец давал им в руки обгоревшее в священном огне полено и спрашивал  «А венок у девицы есть? А парень связал из веток плот для венка?» (если нет, то он в семейной жизни ни на что не годен)

Потом пара, держась руками за полено, прыгала через костер, освящая тем самым свой союз — значит, быть свадьбе. Думать, жениться или нет, парень должен был до того, как прыгать с девушкой через костер. Если сомневался, он как бы случайно ронял из рук полено и не прыгал. Разумеется, в большинстве случаев, пары формировались заранее, а на Купалу просто как бы признавались всей общине в своих намерениях.

Первыми в купальскую ночь через костер прыгали именно будущие пары. После этого, согласно поверьям, огонь обретал целебную силу.

Затем  через костёр прыгали женатые пары. Люди старались  прыгнуть через костёр как можно выше – у тех кто это сделает, весь год будет счастливым.

Заканчивался  праздник, пожалуй, самым таинственным обрядом — соединением огня с водой. Длинная процессия из молодых пар во главе со жрецами пробиралась  сквозь лес к реке. В руке у каждой пары был венок и факел — путь должен обязательно освещаться, иначе, согласно поверью, парней похитят русалки, которые особенно активны именно в купальскую ночь. Те же, кто не был задействован в брачном обряде, собирали в лесу росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, тот похорошеет и будет здоров весь следующий год.

Ну и, конечно же, поиск заветного цветка папоротника. Самые отчаянные углублялись  в эту ночь в лес в поисках цветка папоротника. Несмотря на то, что папоротник не цветёт, по легендам считается, что именно в ночь с 6 на 7 июля он расцветает, и тот, кто его найдёт, получит необыкновенные силы и возможности. Легенды приписывают магическому цветку разные способности — открытие всех замков и  кладов, умение понимать животных и птиц, способность предсказывать будущее, повелевать нечистыми силами, становиться невидимым и так далее. В старину верили, что если кто-то  увидит цветок папоротника, то завладеть им будет непросто – его яростно охраняют злые силы, которые могут пугать человека, лишать трезвого мышления, речи, памяти. Такой папоротник, если он распустился неподалёку, пропустить сложно, так как ровно в полночь он раскрывается с громким треском и освещает всё вокруг себя. Если человек увидел это, нечистая сила всячески будет ему препятствовать, но поддаваться её запугиваниям нельзя. Она может окликать знакомыми голосами, шуметь, пугать. Если обернуться на её голос, то нечисть сильно навредит, если же не обращать внимания, сорвать цветок, спрятать за пазуху и идти прочь из леса, то человек станет обладать удивительными способностями.

Наконец процессия выходила на берег. У реки жрец с особой молитвой тушил факел в воде — небесный брак считался заключен, огонь освятил воду. А молодые пускали по реке венки, и следили —  если венок утонет,  значит, брак будет несчастным, и наоборот. Хотя были разные толкования —  в одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь, в третьих – счастливый брак.

Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. В некоторых местах было принято на Купалу  в воду заходить  без одежды. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в «святых источниках». На русском севере   топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы.  Вода, набранная из источников в день Ивана Купалы обладала чудодейственной и магической силой.

Гуляния в эту самую короткую ночь в году продолжались  до восхода. Если этого не случится, значит, Даждьбог, предок всех богов, оставит свой народ. Поэтому самые радостные возгласы купальского праздника звучат как раз на утренней заре:

«На Купалу рано солнце взыграло. Солнце взыграло — на добрые годы! На добрые годы — на теплые росы! На теплые росы — на хлеба-урожаи! Купале — слава!»

 

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда.  Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Молодые люди влюбились друг в друга, и вскоре поженились. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку  (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. В народе  назвали его иваном-да-марьей. Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы.

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масляницы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Сон в ночь на 7 июля, как правило, рассказывает о событиях в личной жизни. Если сон приятный, весёлый, яркий — в семье, отношениях с любимым человеком, детьми и родственниками будет царить полное благополучие, мир и спокойствие. Если же сон странный, пугающий, неприятный — вам не хватает общения или мира с родственниками, нужно сходить в гости, позвонить, или же помириться с ними.

7 июля — что нельзя делать

Нельзя весь день проводить в полном одиночестве и тишине. Считается, что нечистые силы охотятся на таких людей, после чего будут вредить. Потому нужно провести время в компании, пригасить гостей или сходить в гости, выйти в людное место.

Нельзя поднимать с земли кем-то оборонённые деньги — к нищете.

Нельзя грустить, страдать, предаваться унынию, пребывать в плохом настроении, бередить в памяти плохие события из прошлого. В противном случае плохое настроение останется с человеком надолго. А вот радостное настроение, улыбка и веселье подарят человеку удачу и благополучие.

В ночь на Ивана Купалу, с 6 на 7 июля, не рекомендуется спать. Рекомендуется отходить ко сну хотя бы после полуночи. В противном случае Домовой может вредить, будить, насылать кошмары.

Нельзя работать по дому — убираться, мыть полы, стирать, гладить и так далее. Всё это нужно сделать перед праздником.

Нельзя работать в саду и на огороде, сажать, пересаживать, удобрять. Растения не приживутся, будут слабыми.

Нельзя стричь волосы, краситься, завиваться и проводить другие манипуляции с волосами — будут плохо расти.

Нельзя жаловаться на свою жизнь, судьбу, здоровье, те или иные плохие события — ситуация ещё больше ухудшится.

7 июля — что можно делать

Все, кто купается в эту ночь, могут избавиться от всех заболеваний.

Если в эту ночь загадать желание и успеть перепрыгнуть через костер — желание сбудется.

Если в ночь на Ивана Купалу сжечь на костре одежду больного человека — он скоро пойдёт на поправку.

Народные приметы на 7 июля

  • Звёздная ночь — будет много грибов.
  • Большая роса — к урожаю огурцов.
  • Дождь — урожай будет плохим.
  • Кузнечики громко стрекочут — к жаре.
  • Гроза — будет мало орехов, но много огурцов.
  • Цветы усилили свой аромат — перед дождём.
  • Кукушка кукует — к холодной осени.
  • Слышится пение сверчка — к мягкой зиме.
  • Если за темными тучами видны белые — жди град.
  • Заросли ивы начали шуметь на ветру — будет ливень.
  • Звездная ночь на Ивана — жди урожай грибов.