Анастас (взбираясь на броневик)
Мы хотим поговорить о роли личности в истории, и не вообще, а в контексте участившихся в последнее время заявлений о неизбежности очередной мировой войны. Не гибридной, а полномасштабной, в лучших, так сказать, традициях человечества. Поскольку человечество таково: оно вроде бы мирное и гуманное, а потом такое учудит, что всем чертям в аду тошно бывает… от переработки.
Так вот, война — это дело серьезное. Мировая война — это дело серьезное в кубе. И, чтобы ввязаться в нее в качестве активного субъекта, любой стране необходим лидер, которому нация верила бы… ну, если не как Богу, то очень и очень. Грубо говоря, идти умирать на поле боя за лидера, которого ты презираешь, занятие бесперспективное. И давайте не будем произносить высокие слова о родной земле, памяти предков и всем прочее. Это все замечательно, но это все должно быть персонифицировано. В такие минуты лидер страны — не просто конкретный человек с именем фамилией и отчеством — он воплощает в себе и родную землю, и память предков, и березки или что там у кого, и образ жизни, который хочется сохранить, и образ жизни, который станет гораздо лучшим в случае победы…
Что греха таить, такой персонификацией для немцев был Гитлер, это бесспорно. А для наших предков — Иосиф Виссарионович Сталин. А вот у англичан с этим было похуже, поскольку Черчилль, который сейчас представляется многим англичанам мастодонтом, до такой высоты при жизни не дотягивал. Что, кстати, в немалой степени отражалось на успехах англичан на полях сражений — отражалось, как вы хорошо понимаете, не лучшим образом.
Вернемся теперь в наше время. У России, безусловно, такой лидер есть. На противоборствующей стороне дела обстоят гораздо хуже для них и лучше для нас. Потому, что даже в страшном сне нельзя представить себе французов, готовых миллионами умирать за Макрона. Или англичан, готовых пачками ложиться за Джонсона. Или немцев, готовых повторять «подвиги» предков во имя Шольца. Это просто сюр какой-то! А ведь мировая война — это не просто обмен ядерными ударами, это по-любому действия, в которые будут втянуты сотни миллионов людей. И выдержка и стойкость во время таких войн требуется не только от армий, но и от мирного населения.
Возникает — по крайней мере, у нас — вопрос: а могут ли «западники» найти лидера масштаба Наполеона или Гитлера? Теоретически, конечно же, да, могут. Но даже если такие лидеры и есть, то уже сформировавшиеся элиты во всех перечисленных странах не пускают их наверх. Нужна очень мощная встряска, сопровождаемая полным устранением этих элит. Во Франции старые элитарии были устранены с помощью гильотины. В Германии — с помощью Первой мировой войны. А что мы имеем сейчас?
(слезая с броневика) Голод, холод и прочие бедствия, грозящие обрушиться на западные страны — это не то оружие, с помощью которого происходят смены элит. Поголодают, похолодают, но, по сути, ничего от этого не изменится, и новые Гитлеры-Наполеоны так и останутся где-то в зачаточном состоянии. По крайней мере, в перспективе ближайших нескольких лет.