Современные события доказывают, что наш флот рано отказался от строительства речных бронекатеров под шифрами разных насекомых. Какова их история и что с ними сейчас?
Советские речные танки:
1. 118 БКа проекта 1204 «Шмель», 1967 г.
Их построили 118, сейчас в строю осталось всего 9. И недавно нашёл фото активного использования этих БКа в портах Бердянск, Мариуполь и т.п.
Водоизмещение 73,4/77,4 т., длина 27,4 м., ширина 4,32 м., высота 2 м., осадка 1 м. Бронирование 4-15 мм. 2 дизеля М-50Ф × 1200 л.с. 2 гребных ВФШ. Скорость 24/10 узла, дальность плавания 320 миль на 10 узлах или 240 миль на 20 узлах. Автономность плавания 7 суток. Экипаж 14 человек (офицер и 2 мичмана).
Вооружение: 1 76,2 мм АУ Д-56ТС, 1 7,62 мм пулемёт СГМТ, 1×2 25 мм АУ 2М-3М, 1×17 140 мм ПУ БМ-14-17 (34 НУР), 2 ПУ ПЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР), до 4 донных мин ИГДМ-500 или до 10 якорных ЯМ.
Монстр!
2. 11 МАК проекта 1208 «Слепень», 1975 г.
Из 11 построенных в строю остался только 1. Остальные списала Береговая охрана, которой эти корабли отдали.
Водоизмещение 423/447 т., длина 55,1 м., ширина 9,14 м., высота 3,81 м., осадка 1,44 м. Бронирование 8-200 мм. 3 дизеля М-504Б × 3800-5000 л.с. 3 гребных ВФШ. Скорость 23/11 узла, дальность плавания 540 миль на 11 узлах. Автономность плавания 10 суток. Экипаж 32 человек (4 офицера).
Вооружение: 2×1 100 мм АУ Д-10, 2 АГС-17М, 2х6 30 мм АК-630,
2х2 12,7 мм пулемётов Утёс-М, 1×17 140 мм ПУ БМ-14-17 (34 НУР), 2 ПУ ПЗРК «Стрела-2М».
Самый крутой монстр.
2 из них — проект 1208.1 «Вьюга», вооружён ПТУРК «Бастион-К», который запускается через стволы 100 мм орудий Д-12, корабельным лазерным комплексом «Аквилон» и 1-й (кормовой) АК-630 вместо двух.
3. 23 ПСКР проекта 1248 «Москит», 1979 г.
Они также ещё есть — 15 штук, но их количество быстро усилиями Береговой охраны сокращается.
Водоизмещение 201,7/213,7 т., длина 38,91 м., ширина 6,1 м., осадка 1,22 м. Бронирование 8-35 мм. 3 дизеля М-401Б × 1100 л.с. 3 гребных ВФШ. Скорость 17,5/10 узла, дальность плавания 500 миль на 10 узлах. Автономность плавания: 7 суток. Экипаж 21 человек (3 офицера).
Вооружение: 1×1 100 мм АУ Д-10Т2С (100 выстрелов) + спаренный пулемёт, 1 АГС-17М, 1х6 30 мм АК-630, 1х2 12,7 мм пулемётов Утёс-М, 1×2 140 мм ПУ (40 НУР), 2 ПУ ПЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР).
Монстр посерёдке между «Шмелем» и «Слепнем».
4. 8 ПСКР проекта 1249 , 1979 г.
Они также ещё есть — 8 штук, но их количество быстро усилиями Береговой охраны будет сокращено. Да, и не тянут они уже на уровень «речных танков».
Водоизмещение 216/221,2 т., длина 41,94 м., ширина 6,1 м., осадка 1,24 м. Бронирование 8-35 мм. 3 дизеля М-401Б × 1100 л.с. 3 гребных ВФШ. Скорость 17,4/10 узла, дальность плавания 500 миль на 10 узлах. Автономность плавания: 7 суток. Экипаж 21 человек (3 офицера).
Вооружение: 1×6 30 мм АК-306, 1 АГС-17М, 2 ПУ ПЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР).
Аналоги «Москитов» с упором в штабные и управленческие возможности в ущерб боевым.
Российские якобы речные танки:
5. 4 ПСКР проекта 1213.0 «Огонёк», 1998 г.
В 1998 г. в состав Амурской флотилии вошёл головной ПСКР-200, затем построили ещё 3 катера. Все в строю.
Водоизмещение 91/98 т., длина 33,4 м., ширина 4,2 м., осадка 0,81 м. 2 дизеля М-401Б × 1100 л.с. 2 гребных ВФШ. Скорость 25,2/20 узла, дальность плавания 270 миль на 20 узлах. Автономность плавания: 6 суток. Экипаж 17 человек (2 офицера).
Вооружение: 2×6 АК-306 (ПСКР-201, 202 – 1×6 АК-306); 1×2 12,7 мм пулемёта «Утёс-М» (ПСКР-201, 202); 1×1 пулемёт 7,62 мм, ПЗРК Игла-М, «Верба».
И борт снова просто идеален для ПТУРщика!
Иностранные речные танки:
6р. 6 проекта 1346 Grivita, 1986 г.
Румынский речной монитор. Водоизмещение 320/370 т., длина 50,7 м.,
ширина 8 м., осадка 1,52 м., 2 дизеля × 1350 л.с. Скорость 16 узлов. Экипаж, чел.: 40-45.
Вооружение: 1×1 100 мм носовая АУ; 2×2 30 мм носовых АУ; 2×4 + 1×2 кормовые ЗПУ 14,5 мм, 2×40 122-мм ПУ НУР БМ-21, до 12 мин. Выглядит устрашающе. А по сути — устарел такой подход.
7у. 2 проекта 5815.0 «Гюрза» и 7 проекта 5815.5 «Гюрза-М»
2 просто «Гюрзы» в пограничной службе Узбекистана.
Позволил себе привести фото бывшего украинского МАК под андреевским флагом. У нас будет несколько таких, как размышление для инженеров. Строить самим такие нет смысла. В ЧФ России уже 4 таких катера. 3 пока у Украины.
Водоизмещение 30/38 т., длина 20,7 м., ширина 4,85 м., осадка 0,88 м., бронирование башен: 7-33 мм стальная броня, надстройка и частично борта: 5-10 мм сталь-алюминиевые композитные материалы. 2 дизеля 459K — 1470 кВт, 2 винта, скорость 28/11 узлов. Дальность плавания 216 миль на 28 узлах, 400 миль на 11 узлах. Автономность 5 суток. Экипаж 5 человек (1 офицер) + ДРГ (6-8 чел.) с лёгким вооружением.
«Гюрза-М» крупнее: водоизмещение 50,7 т., длина 23 м., ширина 4,8 м. и осадка 1 м.
Вооружение башня БМП-2 с 1 30 мм АУ, 1 14,5-мм пулемёт КПВТ, 2 7,62-мм пулемёта ПКТ, ПТРК «Фагот» (проект 5815.0),
2 модуля Катран-М (30 мм пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемёт КМ, 30 мм АГС и 2 ПУ МУР «Барьер-ВК» (проект 5185.5).
8с. сербские патрульные катера
Сербские — для нас слабовато. Их много, они разнообразные, но не тянут.
9ш. СВ-90h
Шведская речная САУ со спаренной пушкой 120 мм. Интересное решение. Нам бы такой не помешал мы, только пушка нужна 125 мм.
Основа у нас есть — почти копии шведских СВ-90 — наши Рапторы.
Осталось водрузить на них нашу 125 мм башню от САУ «Спрут» — и готово!
10ф. Jurmo
Финляндский Jurmo в артиллерийском варианте со 120 мм необитаемой миномётной башней.
Он же — в десантом варианте. Jurmo может перевозить 3 т. груза или 22 человека при собственном водоизмещении всего в 14 т.
А что нам надо сейчас?
Нет смысла оперировать старыми катерами. Нужно строить новые, тем более, что это недорого и строить их можно быстро. Да, и заводов судостроительных у России в последнее время прибавилось. Вон, в Херсоне ССЗ простаивает.
Не нужен, конечно, такой убогий вариант, как артиллерийский катер проекта 1213.0МЭ «Огонек» — что он сделает своим 1-м АК-630 и вертолётным БПЛА? А борт — вообще мечта ПТУРщика!
1) поскольку работать таким катерам на реках, где они легко могут стать целями ПТРК, важным сделать их как менее заметными. Потому в качестве основы куда лучше патрульный катер «Соболь» с водоизмещением в 50 т. (а лучше — ещё меньше — «Мангуст», например — 30 т.), нежели «Слепень» и «Москит» с их высокими бортами; да та же «Гюрза» подойдёт;
2) его надо делать автоматическим, чтобы он был как можно меньше, и при гибели не было бы человеческих потерь — пока что ещё в мире ничего конкретного не создали, но платформы уже испытывают, и мы отстаём, если не тянем пока беспилотные — хотя бы экипаж собрать в центре в бронекапсулу — и биться над созданием беспилотных;
3) нужен разнообразный набор оружия — главный калибр, пулемёты, АГС, какая-то ПВО, ПТУРы, миномёт. Мне кажется идеальным сочетание носового боевого модуля «Эпоха» (57 мм пушка + пулемёт-спарка + 4 ПТУР «Корнет» + 8 МУР «Булат») с
кормовым комплексом «Панцирь-СМ» (2х6 30 мм + 8 ПУ ЗРК)
и модулем 2Б27Б массой 1,7 т. с 82 мм миномётом от самоходной миномётной установки «Дрок» (максимальная дальность стрельбы 6 км. Углы вертикального наведения — 45-85 градусов. Скорострельность — до 8 выстрелов в минуту. Время перевода из походного положения в боевое — 1 минута);
4) БПЛА, безусловно, нужен, но, скорее, квадрокоптер.
Подведём итоги: в СССР построили 160 речных бронекатеров современного уровня. Сейчас они уже устарели. Россия построила всего 4 речных МАК, и на уровень речных танков они не тянут. Нам нужны новые катера — речные танки, которые станут страшной угрозой на современных реках — маленькие (тонн 30, наверно), быстрые, бесстрашные (экипаж на берегу), имеющие весь спектр современного оружия, относительно дешёвый и способный к производству в больших количествах. Для начала можно просто танковые башни поставить на Рапторы, и уже будут речные мониторы. А дальше — полноценные БПМА для Амура, Днепра, Днестра, приграничных рек, для озёр. Да, и в береговой полосе они будут хороши. На Балтике, например.
Бонус для дочитавших: учения наших стареньких «Шмелей».