И не думайте , что Иран – это довольно отсталая страна, наподобие Афганистана или Пакистана, только с большим количеством нефти и газа (которые, впрочем, никто не покупает из-за жестких санкций).
Однако, подобное мнение является ошибочным. Иран обладает довольно развитой промышленностью, а его экономика занимает 20 место в мире по размеру ВВП (ППС).
Довольно почетное место, скажу я вам, учитывая действительно суровые санкции со стороны Запада. Тем более, учитывая, что население Ирана не самое большое (78 млн человек). Ну, точно меньше, чем у Китая, Индии, России или Бразилии, которые находятся в рейтинге повыше.
Пониже Ирана в рейтинге размера экономик располагаются, например, Польша, Нидерланды (Голландия), ЮАР и Швейцария. Такая страна как Укр**а имеет в 3 раза меньшую экономику, а Израиль – в 4 раза меньшую.
Интересно, что 10% от всей экономики Ирана занимает автомобильная промышленность. Удивительно, правда? В Иране имеется 25 компаний, производящих автомобили (попробуйте насчитать столько в России).
В сумме эти 25 компаний выпускают свыше 1 млн автомобилей в год (в 2011 году был рекорд – 1,6 млн). По количеству выпущенных авто Иран находится на 18 месте в мире, обгоняя, например, Италию и Швецию.
Собственно, Иран по количеству выпущенных авто примерно сравним с Россией. В автомобильной промышленности страны занято 700 000 человек (4% населения). В общем, Иран действительно можно назвать автомобильным гигантом.
Пожалуй, самая известная иранская марка авто – Iran Khodro. Ее эмблема выглядит так:
Между прочим, в этом году компании исполнилось 60 лет. Одна из самых популярных моделей компании – Samand, создана на базе автомобилей Пежо 405.
До 2000 годов очень популярной была модель Paykan – это самый популярный автомобиль Ирана всех времен:
Еще более удивительная информация – Иран уже экспортировал автомобили в Россию. Было это в 2000-х годах и тогда в нашу страну было ввезено 12 000 иранских авто.
Однако потом импорт остановился, но Иран до сих пор поставляет свои машины во многие страны Африки и Азии, в том числе в Казахстан, Грузию, Укр**ну, Белоруссию и Туркмению. А в Азербайджане и вовсе расположены производственные мощности компании Iran Khodro.
Большинство иранских автомобилей построены на базе иностранных платформ: Пежо, Рено, Ситроен, Фольксваген, Киа, Хёндэ, Черри и др.
А вот – типичная современная модель (Samand Soren):
Это – интерьер модели Runna:
Модель – Dena:
В общем, иранская направленность – это небольшие седаны, хетчбеки и лифтбеки. Премиум класса там, вроде как, нет. Обычные «рабочие лошадки» для простых людей.
Учитывая, что в России сейчас большие проблемы с автомобильной отраслью, можно ожидать, что иранские автомобили снова начнут ввозить в нашу страну. Наряду с китайскими, корейскими и японскими.
Хорошо это или плохо – сложный вопрос. Конечно, было бы лучше, если бы мы выпускали автомобили сами. Но пока, как временную меру, чтобы закрыть «дыру» в предложении автопроизводителей, иранский импорт рассматривать можно. Не думаю, что это хуже, чем импорт из Китая.