Не все боевые бронированные автомобили являются МРАПами (вернее, MRAP) — т.е., защищёнными от подрывов снизу.
Лидером в их производстве является завод «Урал».
1. 4-хосный Урал-5323-03 или Урал-5323-23 или Урал-Э5323Д, 2000 г.
Автомобиль с бронированной кабиной противопульного исполнения разработан и производится для Министерства обороны РФ. В 2002 г. изготовлена 1-я промышленная партия из 5 машин. Двигатель ЯМЗ-238Б и пожаровзрывобезопасные топливные баки. Цельносварная бронекабина имеет массу 2 т, толщина брони 8 мм, бронестекла 33 мм, способна защитить от пули ПС калибра 7,62 мм при стрельбе в упор, от пули Б-32 калибра 7,62 мм — с расстояния 300-400 м, от осколков массой до 5 г. Для перевозки грузов, личного состава, буксирования прицепов и прицепных систем по всем видам дорог и местности. На шасси автомобиля монтируются кузова-фургоны, вооружение и военная техника. Подъём — 58%, брод — 1,2 м., вертикальная стенка 0,55 м.
2. 3-хосный Урал-6320, 2006 г.
Грузовик в каркасно-панельной кабиной: стеклопластиковые панели крепились к стальному каркасу.
3-7. Семейство 3-хосных Урал-4320
3. Урал-Э4320Д-31, 2011 г.
Экспортная модификация Урал-Э4320Д-31. Бронированный автомобиль многоцелевого назначения, унифицированного семейства «Мотовоз-1» с бронированным функциональным модулем, установленным на платформе автомобиля, предназначенный для перевозки различных грузов, личного состава и буксирования прицепных систем по всем видам дорог и местности. Разработан на базе автомобиля Урал-4320-31 типа 6 × 6. Бронеавтомобиль обладает повышенной защищённостью от огня стрелкового оружия и противоминной стойкостью. Впервые был представлен на выставке Russian Expo Arms-2009 в Нижнем Тагиле. 10 июня 2011 г. на показе военной техники на полигоне НИИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ в Бронницах автомобиль был представлен как Урал-4320-0010-31.
4. Урал-4320-09 или Урал-ВВ, 2013 г.
Урал-432009 или «Урал-ВВ» — в Росгвардии. Бронеавтомобиль массой 17,3 т. Экипаж 1 чел., десант 15 чел. Длина 8,5 м., ширина 2,55 м., высота 3,1 м., клиренс 40 см., дизель ЯМЗ-6565 (ЯМЗ-536) мощностью 270 л.с., скорость по шоссе 120 км/ч., запас хода по шоссе, 1100 км. Колёсная формула 6 × 6. Преодолеваемый подъём 60 градусов, преодолеваемая стенка 0,4 м.
За счет специальной формы днища Урал-432009 выдерживает взрыв самодельного взрывного устройства мощностью в 2 кг. тротила, тем самым почти попадая в класс MRAP.
5. Урал-4320-09-31, 2016 г.
Бронированный автомобиль на базе Урал-432009-31 с кабиной, формованной из цельного бронированного листа, с бронированными стеклами, амбразурами для ведения огня, сейфовыми дверями, оборудованными замками с внутренней блокировкой. Пол кабины, задняя стенка и крыша тоже выполнены из бронелиста, в крыше — бронированный люк, который можно использовать как пулемётное гнездо. Кабина 2-хместная, с раздельными сиденьями. На освободившемся месте установлено спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и химической разведки, армейская радиостанция и т. п. Кроме обычной «печки», на крыше монтируется фильтро-вентиляционная установка (ФВУ). На автомобиле установлены стальная «маска» на радиаторе; боковины и капот изготовлены из бронелиста. Бронированы также ящик с аккумулятором и топливный бак. В кузове под тентом может быть установлен бронированный модуль на 15-20 бойцов. Внутри только деревянные лавки.
6. Урал-4320 «Мотовоз-М», 2016 г.
Защищённый 3-хосный полноприводный автомобиль для перевозки грузов, монтажа и транспортировки вооружения, военной и специальной техники, буксирования специальных и транспортных прицепов имеющих полную массу до 11,5 т. Дизель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., грузоподъёмность — 11,5 т., полная масса — 22,5 т.
7. «Федерал-М» («Звездочёт»), 2020 г.
Развитие идеи Урал-4320-09. Машина выставлялась на форуме «Армия-2020».
8-11. Семейство ГАЗ:
8. ГАЗ-39344, 1995 г.
Экспериментальный уникум. Спроектированный из специальной стали бронекорпус с узлами ходовой части от БТР-80. Двери с замками повышенной секретности с автоблокировкой. За 4 года Арзамасский завод построил порядка 70 единиц инкассаторских машин (без пулемётной башни). Длина 5,64 м., ширина 2,32 м., высота 2,25 м., клиренс 40 см., масса 7 т., скорость 110 км/ч., грузоподъёмность 2 т., дизель мощностью 125 л.с.
9-11. ГАЗ-2975 и -2331 «Тигр» и «Тигр-М», 2002 г. и 2007 г.
Первый «Тигр» потом сильно менялся. Клиренс 40 см., грузоподъёмность 1,5 т., масса 5,3 т.
Вариация СПМ-2 с большей массой (7 т.) и значительно более широкими возможностями. Имеет массу модификаций.
Самая крутая версия.
11. ГАЗ-3937 «Водник», 2005 г.
Для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия. Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливался на Арзамасском машиностроительном заводе. Масса 7,5 т., двигатель ГАЗ-5621 мощностью 175 л.с., скорость 120 км/ч, Запас хода 1000 км. Длина 5,75 м., ширина 2,6 м., высота 2,63 м., экипаж 2 чел. + десант 9 чел. Таких построили больше 50.
12-13. ВПК-3927 «Волк», 2010 г.
ВПК-3927 «Волк» — более тяжёлый и мощный автомобиль, нежели «Тигр». Масса 7,5-11,5 т. Экипаж 2 чел. + десант 8-18 чел. Длина 5,416 м., ширина 2,5 м., высота 2,1 м., клиренс 25-55 см. Двигатель ЯМЗ-5347-20 мощностью 190-240 л.с. Запас хода по шоссе 1000 км.
Колёсная формула 4×4 и 6×6. Преодолеваемый брод 1,5 м.
14-18. Семейство КамАЗ-4326:
14-16. 2-хосный КамАЗ-4326-9 «Выстрел», 1999 г.
Полноприводная машина с несущим сварным корпусом — установка бронированного корпуса Курганского машиностроительного завода на шасси гражданского КамАЗ-432 с шириной колеи 2065 мм. Спереди — моторный отсек, сзади — место для 2 человек экипажа и 4-х — десанта. Масса 10,84 т. Длина 7,24 м., ширина 2,55 м., высота 2,78 м. Боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и старшего по автомобилю. Двигатель КамАЗ-740.10 V8. Скорость по шоссе 90 км/ч., запас хода по шоссе 1100 км.
КамАЗ-43269 «Дозор» — модификация в варианте бронированной разведывательно-дозорной машины для сухопутных войск, оборудованная комплексом средств автоматизации разведки (КСАР) и комплексом БПЛА ZALA 421-08 «Стрекоза».
«Выстрел-М» — вообще монстр!
17. 3-хосный КамАЗ-4326-12 «Воин», 2009 г.
Экспериментальная (не пошедшая в серию) колёсная БМП с десантным отделением на 6 человек и башней от БМП-2.
18. 3-хосный «Булат», 2011 г.
В 2011 г. ЗАО «Корпорация „Защита“» представила специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6) с использованием узлов и агрегатов серийного грузовика КамАЗ-5350 «Мустанг» и броневика Выстрел К-43269. В бронеавтомобиле 8 посадочных мест для десанта + 2 места спереди, включая водительское.
19. «Патруль-А», 2015 г.
Корпус из броневой стали, защищает от 7,62-мм пуль. Создан на базе полноприводного «КамАЗ-4350». Сиденья личного состава могут складываться. В этом случае, можно транспортировать грузы. В крыше расположен бронированный люк. Спереди установлены кресла водителя и командира. Ориентировочная стоимость такого автомобиля — 11 миллионов рублей.
20-22. Корпорация «Защита»
20. «Скорпион ЛША», 2011 г.
Лёгкий штурмовой автомобиль (ЛША) «Скорпион-2М» построен на базе иностранных комплектующих, имеет бронирование по классу 5. Днище V-образной формы (для лучшего рассеивания фугасного воздействия) выдерживает подрыв на минах и фугасах до 600 гр. в тротиловом эквиваленте. Чуть-чуть не дотягивает до MRAP. С открытым кузовом и тентом, для жаркого климата, для перевозки крупногабаритных грузов, масса 2,5 т., грузоподъёмность 1,5 т., скорость 140 км/ч. Почти весь из импортных деталей, видимо, потому и не пошёл в серию.
21. «Скорпион ЛША-2»
С цельнометаллической крышей, грузоподъемность 1 т.
22. «Скорпион ЛША-2Б», 2016 г.
В войска пошёл доделанный вариант с массой 4,1 т., на 6 посадочных мест десанта + командир и водитель, скоростью до 130 км/ч, класс бронирования 5 (2 класс защиты по новому ОТТ); на крыше может быть установлен дистанционно управляемый модуль со сменным вооружением. На госиспытаниях по автомобилю произвели 156 выстрелов из СВД, подрыв 600 гр. тротила под днищем, 2 кг под задним колесом и 2 кг под передним колесом. Запас хода 1000 км. Длина 5,19 м., ширина 2,15 м., высота 2,06 м., клиренс 30 см.
23. «Рысь», 2013 г.
Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65. Может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг. тротила под днищем или колесом. Скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.
24. ВПК-«Атлет», 2019 г.
ВПК разработала «Атлет»: защита способна выдержать попадание 7,62-мм бронебойной винтовочной пули. Противоминная защита спасает экипаж от 2 кг. ТНТ под колесом или днищем. До MRAP не дотягивает. Полезная нагрузка 1,6 т. с возможностью доведения до 2,5 т. Обитаемый отсек вмещает до 8 человек, включая водителя. Дизель ЯМЗ-5347-24 мощностью 240 л.с. позволяет машине массой ок. 9 т. развивать на шоссе до 120 км/ч., запас хода – 1000 км.
25. ВПК-«Стрела», 2020 г.
Для перевозки людей и разных грузов. Масса 4,7 т., броня обеспечивает защиту 2-го класса (от пуль с термоупрочненным сердечником патрона калибра 5,45×39 мм из АК-74, калибра 7,62×39 мм из АКМ, с нетермоупрочненным сердечником патрона калибра 7,62×54 мм из СВД). Противоминная защита обеспечивает защиту экипажа при подрыве под колесом взрывных устройств до 2 кг в тротиловом эквиваленте. Скорость по шоссе — до 155 км/ч, вместимость — до 8 человек. В основе конструкции машины — перспективные 100% российские агрегаты, узлы и детали, планируемые к освоению в массовом производстве отечественного автопрома. Небольшая масса позволяет быстро перебросить его на внешней подвеске транспортно-боевых вертолетов типа Ми-8.
26. «Ахмат», 2022 г.
Этот броневик — реакция автомобилестроителей Чечни на СВО. Впервые показан 9 мая 2022 г. на параде в Грозном. Сделана, предположительно, на штатном шасси «Урала». Полностью бронированный двигатель и кабина десанта. Высокая рама шасси и V-образный выступ говорят о наличии у машины противоминной защиты (5-й или 6-й класс). Должен защитить экипаж от стрелкового оружия калибра 12,7 мм и, возможно, 30 мм.
Подведём итоги: абсолютным лидером по производству не дотягивающих до уровня MRAP бронеавтомобилей является в России «Урал» — 7 моделей. 2-е место поровну — у ГАЗ (6 моделей) и у КамАЗ (6 моделей), 3-е — у Корпорация «Защита» (3 модели), 4-е — у ВПК (2 модели). Всего разработано 25 базовых моделей, и их количество растёт. Военные события позволяют создать более надёжный транспорт. На первом месте должна стоять безопасность экипажа.
Бонус для дочитавших: броневик «Атлет».