Две хозяйки на одной молдавской кухне


Двум хозяйкам, как известно, нелегко ужиться на одной кухне. Особенно, если это кухня политическая. Тем более, молдавская. А уж если хозяйки занялись вопросами газоснабжения своей кухни – туши свет.

На молдавской кухне, как известно, хозяйничают Майя Санду и Наталья Гаврилица. Одна решает, где покупать газ, а другая покупает. Причем, денег у обеих нет.

Две хозяйки на одной молдавской кухне

Обе дамы учились кулинарному искусству политической кухни в структурах Джорджа Сороса. Чему учат в фондах Сороса? Чему угодно, но только не управлять государством. Выпускники соросовского «кулинарного техникума» умеют отлично говорить красивые и правильные слова: «европейский выбор», «солидарность», «ценности», «инвестиционный климат», «наши европейские друзья» и т. д. Согласно рецепту, если каждый день повторять эти слова, экономика будет расти как на дрожжах. Хозяйки щебечут, как соловьи, но под этим сладким соусом экономика почему-то начинает быстро портиться. Тухнуть.

Надо сказать, что раньше на молдавской кухне всё было относительно неплохо: им продавали дешевый газ, ничего особенно не требуя взамен. Так, по старой дружбе. Но потом обеим хозяйкам вдруг захотелось жить «как в Европе», готовить по европейским рецептам из европейских ингредиентов, быть цивилизованными, прогрессивными хозяйками. Они отказались покупать газ по долгосрочным контрактам и решили привязаться к рынку. Для любой хозяйки рынок понятнее, чем какие-то контракты: их пока прочитаешь… На рынке же все просто: пошел и купил. И в Европе так же объясняли.

Но тут, как на грех, Европа изобрела какие-то новомодные рецепты покупки газа в США и Катаре, и цена стала стремительно расти, в том числе и для Молдавии. В мае Молдавия покупала газ по 880 долл. В июле уже по 980. А вот на август Газпром, в строгом соответствии с рыночными условиями, установил для Молдавии цену аж в 1450 долл. Все, как она хотела.

Две хозяйки на одной молдавской кухне

Хозяйки забегали. Денег у них нет. Совсем нет! Хранилища пустые, на носу осень. Что делать? Что в этом случае делают нормальные хозяйки? Просят вернуть всё как было: контракт, долгосрочные поставки, понятные цены, график платежей, может, даже скидки. Стыдно, конечно, унижаться, зато был бы газ. Что делают молдавские хозяйки? Просят отстрочить платеж за газ. Вы, мол, нам газ дайте, а мы когда-нибудь потом заплатим. Когда деньги будут. Сейчас пока нет, но нам в Европе сказали, что они потом появятся. В общем, хозяйки, считая себя хитрыми и сообразительными, попытались вместо денег заплатить обещаниями.

Две хозяйки на одной молдавской кухне

Но номер не прошел. В Газпроме их давно знают, поэтому специально для них в контракте написано: оплата производится ежемесячно за потребленное количество газа. Цена на поставляемый газ так же определяется ежемесячно с учетом текущей цены на рынке и конъюнктуры рынка. Цена на рынке сейчас ого-го, конъюнктура тем более: Европа лихорадочно ищет газ по всему миру, по любой цене. Делиться с Молдавией никто не собирается, давать в долг тоже: не до живу, каждый сам за себя: всё, как в Европе.

Кстати, несколько лет назад Европа действительно обещала делиться газом с Молдавией. Ей даже дали кредит на строительство газопровода из Румынии в Кишинёв, по которому можно было бы перекидывать газовые потоки. Молдаване деньги освоили, закопали в землю трубу, а вот компрессорные станции не построили. То ли им в Европе сказали, что можно без них обойтись, то ли денег не хватило. То ли они думали, что газ по трубе сам пойдет куда надо. В общем, лежит в земле закопанная труба под названием «газопровод Яссы – Кишенёв». Пустая и без компрессоров.

Две хозяйки на одной молдавской кухне

Хозяйки беспомощно застыли на своей кухне. Они не знают, что делать. Они смотрят друг на друга и ждут, кто из них первым решится поехать в Россию просить очередные скидки на газ. Но, как и подобает настоящим хозяйкам, ни одна не хочет уступать другой. Гаврилица уже заявила, что в Москву не поедет: не барское это дело. Пусть, мол, этим занимаются «профессионалы», а она не готова идти на какие-либо «политические уступки» ради более низкой цены. Санду тем более не поедет: она теперь европейский политик (да-да!), а европейские политики в Москву не ездят: страна-агрессор. Даже Анналена теперь не ездит, а чем она хуже Анналены?

Две хозяйки на одной молдавской кухне

И с хозяйками, в общем-то, нельзя не согласиться: думать о каком-то там газе, да еще российском, это не по-европейски. По пути в Европу столько проблем надо решать: о правах меньшинств надо подумать, о зеленой энергетике, об общеевропейской солидарности, о политкорректности… А тут какой-то газ. Может, как-нибудь без него можно обойтись, хотя бы до зимы? А зимой, глядишь, обеих хозяек заберут в какую-нибудь еврокомиссию по восточному партнерству или в другую брюссельскую лавочку. Туда многих берут, даже из Украины. А там столько интересной работы, что они тут же забудут эти молдавские газовые проблемы как страшный сон. Там у них начнётся настоящая жизнь, европейская!