Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!


Огромная протяжённость и оригинальные погодные и климатические условия отдельных регионов России создали целую генерацию автодомов, ставших новым словом в их создании. Но, их создали прежде всего для Антарктиды.

На Западе — «Снежный крейсер», не смогший ездить по снегу!

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

В январе 1940 г. вездеход доставили в Антарктиду, «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду 2 раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8 тыс. км. Но, «Снежный крейсер» не смог двигаться по снегу: колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в 2 раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но, всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.

Южные ничьи территории: антарктические вездеходы

Всё началось в 1955 г., когда перед советскими учёными и полярниками встал вопрос о покорении Антарктиды (в 1955 г. по международному соглашению территория Антарктиды была разделена между 12 государствами).

1. АТ-ТА, 1957 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

К 1957 г. харьковчане подготовили вариант тягача, модернизированного для условий Антарктики – АТ-ТА. По внутризаводским бумагам техника проходила сразу под тремя шифрами «Изделие 401А», «403А» и «403Б». Кроме утепления кабины, тягачу расширили траки гусениц до 75 см (давление на снег сразу упало до 0,417 кг/см2), перекрасили в оранжевый цвет и поставили дизель на 550 л.с. На традиционных АТ-Т монтировался дефорсированный для 415 л.с. танковый мотор. Во всех случаях применяли варианты 12-цилиндрового В-2. Первые же экспедиции показали недостаточность проведённой модернизации – суровые условия требовали ещё более специфическую технику. Проблемой было и отсутствие перехода между кабиной и небольшим обитаемым модулем.

2. «Пингвин», 1957 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

1-й глубоко переработанной гусеничной машиной для Антарктики стал «Пингвин» (объект 209) на базе БТР-50П. Техника оказалась гораздо удачнее АТ-ТА, но была слишком тесной внутри. Стальной корпус имел большой внутренний объём, в котором благодаря мощной системе отопления, с комфортом можно было работать при температуре в -50 ℃ за бортом, без верхней одежды. Для увеличения проходимости, были установлены модернизированные гусеницы от плавающего танка ПТ-76. Они были увеличены по ширине в 2 раза и оснащены грунтозацепами специальной формы. Удалось добиться показателя в 0,3 кг/кв.см, что для вездехода полной массой в 16 т. было очень неплохо. Дизель В-6ПВГ был оснащен турбокомпрессором, что позволяло ему устойчиво работать в условиях высокогорного разряженного воздуха. «Пингвин» мог преодолеть до 3500 км. и буксировать сани с массой в 13 т. Вездеход был готов всего за 6 месяцев. Уже в сентябре 1958 г. «Пингвин» отправился в первую экспедицию, где прошёл 2100 км. Всего изготовили 5 машин.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

2 «Пингвина» поставили в качестве памятников на станции Мирный и Ново-Лазаревская.

3. антарктический вездеход «Харьковчанка», 1958 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

«Изделие 404С» создано в мае 1958 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева. База — тягач АТ-Т (из танка Т-54).

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

Шасси удлинили на 2 катка. На траках установили снегозацепы большой площади. Дизель в 520 л.с. Масса 35 т., могли тащить санный прицеп массой 70 т. Скорость — 30 км/час. Могли плавать, погружаясь до половины кабины. Кузов разрабатывал авиазавод.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

Кабину вагонного типа из дюралюминия площадью 28 кв. метров и высотой 2,1 м. оснастили восьмислойной теплоизоляцией из капроновой ваты. Запас хода 1500 км. Длина 8,5 м. Ширина 3,5 м., высота 4 м. В кабине — места для водителя и штурмана, 8 спальных мест в 2 яруса, санузел и камбуз с возможностью разогрева консервов и напитков, отопитель и радиостанция. Из салона доступ к двигателю. На практике полной изоляции кабины не получалось, и экипаж был вынужден вдыхать выхлопные газы.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

5 построенных «Харьковчанок» осуществляли сообщение между всеми 6 советскими полярными станциями Антарктиды.

4. «Харьковчанка-2», 1975 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

В 1974 г. был выполнен заказ на 5 модифицированных вездеходов «Харьковчанка-2». Одним из его главных отличий была внешняя капотная кабина. А общая основа осталась той же. Габариты не изменились. Дизель стал куда более мощным — 995 л.с.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

В «Харьковчанке-2» была решена проблема с выхлопными газами: жилой модуль был герметизирован, тепло в нём сохраняла модифицированная теплоизоляция на современных элементах. Добавили несколько слоёв утеплителя.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

«Харьковчанка-2» была разделена условно на 3 отсека — кабина управления, жилой отсек и вспомогательный, где находился туалет и отопитель. По настоянию полярников были врезаны форточки для проветривания помещения. «Харьковчанки-2» оснастили системами радионавигационного обеспечения.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

Люк под днище вездехода.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

Вездеходы доставили в Антарктиду в 1975 г. Антарктическая «Харьковчанка» очень хорошо зарекомендовала себя в Антарктиде, побывала на Южном географическом полюсе, геомагнитном и полюсе Недоступности. Последние машины были замечены в работоспособном состоянии в 2008 г.

5? «Харьковчанка-3»

В 1980 г. началась работа над новой модификацией антарктического вездехода — «Харьковчанкой-3» на основе тягача МТ-Т. Проект был закрыт с распадом СССР.

Россия: Арктика в первую очередь!

1. ГАЗ-3344 «Алеут», 2012 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

2-хзвенный гусеничный снегоболотоход выпускают с 2012 г. на Заволжском заводе тягачей. Предназначенная для службы в суровых дорожных и климатических условиях машина нашла своих первых покупателей среди геологов, нефтяников и спасателей. После серии арктических тестов, включающих поход из Тикси на остров Котельный, начали поступать заказы и от Министерства обороны.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

В 1-м модуле — кабина на 5 человек и моторно-трансмиссионное отделение, 2-й модуль вмещает 16 человек и может быть легко переоборудован в командный пункт, техническую мастерскую или медицинский блок. Оснащенный отечественным 190-сильным дизелем ЯМЗ вездеход способен подниматься на 35-градусный склон, двигаться с креном до 25°, преодолевать траншеи шириной до 3 м.,  плавать со скоростью до 6 км/ч. На твёрдой и ровной суше ГАЗ-3344 разгоняется до 60 км/ч и расходует в среднем 50 л топлива на 100 км.

2. «Бурлак», 2016 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

База 6-колёсного автомобиля-амфибии — БТР-60. Екатеринбургский конструктор Алексей Макаров добавил к ним детали внедорожника «Toyota Land Cruiser», в т.ч. дизель в 145 л.с. Автоматическая коробка передач полностью оригинальная, шины низкого давления — из Китая. Гребной винт и из алюминиевого листа лёгкий герметичный корпус позволяют уверенно маневрировать в разломах льда. К силовому агрегату можно добраться из салона. 4 спальных места, кухня с газовыми горелками и умывальником.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

В марте 2016 г. прошёл полномасштабные тесты на приполярном Урале и в Карском море. За 16 дней испытатели проехали 2800 км. За всё это время не случилось ни единого отказа техники.

3. КамАЗ «Арктика», 2018 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

Ходовые испытания КамАЗ приступил весной 2018 г. Согласно техническим требованиям, возведённый на шарнирно-сочлененной раме 6-колесный полноприводный аппарат должен выдерживать температуры до –60 °С, причём, в условиях абсолютного бездорожья. V-цилиндровый дизель способен разгонять автомобиль до 50 км/ч. Заявленный клиренс – 70 см. Для обеспечения максимальной проходимости машина также экипирована специальными шинами низкого давления шириной более метра. Из-за них вездеходу и понадобилась оригинальная «ломающаяся» рама. Установленный за кабиной отдельный жилой модуль оснащён резервуаром с запасом воды, электрическим генератором, спальными местами, туалетом, умывальником, душем, холодильником, телевизором и спутниковым телефоном. Автономность — 3 суток.

4. «Русак», 2020 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

Нижегородские учёные представили гибридный колёсный автомобиль «Русак».

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

Судя по фото изнутри, до автодома далеко, но потенциал есть.

5. 10-колёсный «Шерп», 2020 г.

Оригинальные советские и российские автодома: антарктические вездеходы!

«Шерп» будет в 2-хзвенном варианте. На его заднюю 6-колёсную платформу можно установить жилой или медицинский модули, транспортный блок, электростанцию, небольшую буровую установку. Машина уже прошла испытания в высоких широтах, успешно проехав 10 тыс. км от Архангельска до Анадыря. Может преодолевать самые сложные участки местности и эффективно форсировать водные преграды. Самостоятельно с полной нагрузкой выберется на лёд из полыньи. Максимальная скорость по бездорожью 35 км/ч, по открытой воде 6 км/ч, максимальная крутизна подъёма 40°, автономия до 1 тыс. моточасов, грузоподъёмность 5,5 т., расход 9 л/ч, допустимый запас топлива 880 л при вместимости основного бака 300 л.

Подведём итоги: 4,5 советских антарктических вездехода. Россия переключилась на арктические задачи, к разработке и изготовлению более требовательных антарктических вездеходов пока не вернулась. Может, когда Харьков войдёт в состав России? А, вот арктических вездеходов у России 5, и 4 из них — колёсных, и в отличие от антарктических всегда гусеничных. Впрочем, разрабатывается масса новых конструкций.

Бонус для дочитавших: «Харьковчанка» пока остаётся непревзойдённым вездеходом по уровню требования и возможностей.