Огромная протяжённость и оригинальные погодные и климатические условия отдельных регионов России создали целую генерацию автодомов, ставших новым словом в их создании. Но, их создали прежде всего для Антарктиды.
На Западе — «Снежный крейсер», не смогший ездить по снегу!
В январе 1940 г. вездеход доставили в Антарктиду, «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду 2 раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8 тыс. км. Но, «Снежный крейсер» не смог двигаться по снегу: колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в 2 раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но, всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.
Южные ничьи территории: антарктические вездеходы
Всё началось в 1955 г., когда перед советскими учёными и полярниками встал вопрос о покорении Антарктиды (в 1955 г. по международному соглашению территория Антарктиды была разделена между 12 государствами).
1. АТ-ТА, 1957 г.
К 1957 г. харьковчане подготовили вариант тягача, модернизированного для условий Антарктики – АТ-ТА. По внутризаводским бумагам техника проходила сразу под тремя шифрами «Изделие 401А», «403А» и «403Б». Кроме утепления кабины, тягачу расширили траки гусениц до 75 см (давление на снег сразу упало до 0,417 кг/см2), перекрасили в оранжевый цвет и поставили дизель на 550 л.с. На традиционных АТ-Т монтировался дефорсированный для 415 л.с. танковый мотор. Во всех случаях применяли варианты 12-цилиндрового В-2. Первые же экспедиции показали недостаточность проведённой модернизации – суровые условия требовали ещё более специфическую технику. Проблемой было и отсутствие перехода между кабиной и небольшим обитаемым модулем.
2. «Пингвин», 1957 г.
1-й глубоко переработанной гусеничной машиной для Антарктики стал «Пингвин» (объект 209) на базе БТР-50П. Техника оказалась гораздо удачнее АТ-ТА, но была слишком тесной внутри. Стальной корпус имел большой внутренний объём, в котором благодаря мощной системе отопления, с комфортом можно было работать при температуре в -50 ℃ за бортом, без верхней одежды. Для увеличения проходимости, были установлены модернизированные гусеницы от плавающего танка ПТ-76. Они были увеличены по ширине в 2 раза и оснащены грунтозацепами специальной формы. Удалось добиться показателя в 0,3 кг/кв.см, что для вездехода полной массой в 16 т. было очень неплохо. Дизель В-6ПВГ был оснащен турбокомпрессором, что позволяло ему устойчиво работать в условиях высокогорного разряженного воздуха. «Пингвин» мог преодолеть до 3500 км. и буксировать сани с массой в 13 т. Вездеход был готов всего за 6 месяцев. Уже в сентябре 1958 г. «Пингвин» отправился в первую экспедицию, где прошёл 2100 км. Всего изготовили 5 машин.
2 «Пингвина» поставили в качестве памятников на станции Мирный и Ново-Лазаревская.
3. антарктический вездеход «Харьковчанка», 1958 г.
«Изделие 404С» создано в мае 1958 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева. База — тягач АТ-Т (из танка Т-54).
Шасси удлинили на 2 катка. На траках установили снегозацепы большой площади. Дизель в 520 л.с. Масса 35 т., могли тащить санный прицеп массой 70 т. Скорость — 30 км/час. Могли плавать, погружаясь до половины кабины. Кузов разрабатывал авиазавод.
Кабину вагонного типа из дюралюминия площадью 28 кв. метров и высотой 2,1 м. оснастили восьмислойной теплоизоляцией из капроновой ваты. Запас хода 1500 км. Длина 8,5 м. Ширина 3,5 м., высота 4 м. В кабине — места для водителя и штурмана, 8 спальных мест в 2 яруса, санузел и камбуз с возможностью разогрева консервов и напитков, отопитель и радиостанция. Из салона доступ к двигателю. На практике полной изоляции кабины не получалось, и экипаж был вынужден вдыхать выхлопные газы.
5 построенных «Харьковчанок» осуществляли сообщение между всеми 6 советскими полярными станциями Антарктиды.
4. «Харьковчанка-2», 1975 г.
В 1974 г. был выполнен заказ на 5 модифицированных вездеходов «Харьковчанка-2». Одним из его главных отличий была внешняя капотная кабина. А общая основа осталась той же. Габариты не изменились. Дизель стал куда более мощным — 995 л.с.
В «Харьковчанке-2» была решена проблема с выхлопными газами: жилой модуль был герметизирован, тепло в нём сохраняла модифицированная теплоизоляция на современных элементах. Добавили несколько слоёв утеплителя.
«Харьковчанка-2» была разделена условно на 3 отсека — кабина управления, жилой отсек и вспомогательный, где находился туалет и отопитель. По настоянию полярников были врезаны форточки для проветривания помещения. «Харьковчанки-2» оснастили системами радионавигационного обеспечения.
Люк под днище вездехода.
Вездеходы доставили в Антарктиду в 1975 г. Антарктическая «Харьковчанка» очень хорошо зарекомендовала себя в Антарктиде, побывала на Южном географическом полюсе, геомагнитном и полюсе Недоступности. Последние машины были замечены в работоспособном состоянии в 2008 г.
5? «Харьковчанка-3»
В 1980 г. началась работа над новой модификацией антарктического вездехода — «Харьковчанкой-3» на основе тягача МТ-Т. Проект был закрыт с распадом СССР.
Россия: Арктика в первую очередь!
1. ГАЗ-3344 «Алеут», 2012 г.
2-хзвенный гусеничный снегоболотоход выпускают с 2012 г. на Заволжском заводе тягачей. Предназначенная для службы в суровых дорожных и климатических условиях машина нашла своих первых покупателей среди геологов, нефтяников и спасателей. После серии арктических тестов, включающих поход из Тикси на остров Котельный, начали поступать заказы и от Министерства обороны.
В 1-м модуле — кабина на 5 человек и моторно-трансмиссионное отделение, 2-й модуль вмещает 16 человек и может быть легко переоборудован в командный пункт, техническую мастерскую или медицинский блок. Оснащенный отечественным 190-сильным дизелем ЯМЗ вездеход способен подниматься на 35-градусный склон, двигаться с креном до 25°, преодолевать траншеи шириной до 3 м., плавать со скоростью до 6 км/ч. На твёрдой и ровной суше ГАЗ-3344 разгоняется до 60 км/ч и расходует в среднем 50 л топлива на 100 км.
2. «Бурлак», 2016 г.
База 6-колёсного автомобиля-амфибии — БТР-60. Екатеринбургский конструктор Алексей Макаров добавил к ним детали внедорожника «Toyota Land Cruiser», в т.ч. дизель в 145 л.с. Автоматическая коробка передач полностью оригинальная, шины низкого давления — из Китая. Гребной винт и из алюминиевого листа лёгкий герметичный корпус позволяют уверенно маневрировать в разломах льда. К силовому агрегату можно добраться из салона. 4 спальных места, кухня с газовыми горелками и умывальником.
В марте 2016 г. прошёл полномасштабные тесты на приполярном Урале и в Карском море. За 16 дней испытатели проехали 2800 км. За всё это время не случилось ни единого отказа техники.
3. КамАЗ «Арктика», 2018 г.
Ходовые испытания КамАЗ приступил весной 2018 г. Согласно техническим требованиям, возведённый на шарнирно-сочлененной раме 6-колесный полноприводный аппарат должен выдерживать температуры до –60 °С, причём, в условиях абсолютного бездорожья. V-цилиндровый дизель способен разгонять автомобиль до 50 км/ч. Заявленный клиренс – 70 см. Для обеспечения максимальной проходимости машина также экипирована специальными шинами низкого давления шириной более метра. Из-за них вездеходу и понадобилась оригинальная «ломающаяся» рама. Установленный за кабиной отдельный жилой модуль оснащён резервуаром с запасом воды, электрическим генератором, спальными местами, туалетом, умывальником, душем, холодильником, телевизором и спутниковым телефоном. Автономность — 3 суток.
4. «Русак», 2020 г.
Нижегородские учёные представили гибридный колёсный автомобиль «Русак».
Судя по фото изнутри, до автодома далеко, но потенциал есть.
5. 10-колёсный «Шерп», 2020 г.
«Шерп» будет в 2-хзвенном варианте. На его заднюю 6-колёсную платформу можно установить жилой или медицинский модули, транспортный блок, электростанцию, небольшую буровую установку. Машина уже прошла испытания в высоких широтах, успешно проехав 10 тыс. км от Архангельска до Анадыря. Может преодолевать самые сложные участки местности и эффективно форсировать водные преграды. Самостоятельно с полной нагрузкой выберется на лёд из полыньи. Максимальная скорость по бездорожью 35 км/ч, по открытой воде 6 км/ч, максимальная крутизна подъёма 40°, автономия до 1 тыс. моточасов, грузоподъёмность 5,5 т., расход 9 л/ч, допустимый запас топлива 880 л при вместимости основного бака 300 л.
Подведём итоги: 4,5 советских антарктических вездехода. Россия переключилась на арктические задачи, к разработке и изготовлению более требовательных антарктических вездеходов пока не вернулась. Может, когда Харьков войдёт в состав России? А, вот арктических вездеходов у России 5, и 4 из них — колёсных, и в отличие от антарктических всегда гусеничных. Впрочем, разрабатывается масса новых конструкций.
Бонус для дочитавших: «Харьковчанка» пока остаётся непревзойдённым вездеходом по уровню требования и возможностей.