Про патриотизм и панику.


Итак, последние несколько дней для всей страны были днями очень сложными и эмоционально напряжёнными.

Все мы с вами знаем, что СВО находится на стадии некоего стратегического перелома. Идёт так называемое контрнаступление ВСУ, стратегические отступления наших войск, смена тактик, громкие заявления и не менее громкие замалчивания самых разных событий.

Но поговорить мне бы хотелось не об этом, а о том, что сейчас происходит с нами, гражданами России. И в первую очередь, о происходящем в информационном поле.

Российские военные с котом. Фото взято из открытых источников в интернете.

Я, конечно же, не военный стратег. И в целом достаточно мало понимаю в тактике военных операций. Моя логика на все события, прорывающиеся в инфополе, обычно больше человеческая, чем аналитическая. Даже женская: часто плачу над роликами о мирных гражданах, переживаю за солдат, волнуюсь читая сводки. Тем не менее, я с первого дня начала СВО понимала, что любая информация, просачивающаяся в инфополе, должна настояться. И с нашей стороны, а особенно с украинской. Мой подход к вопросу за эти месяцы уже неоднократно оправдывал себя: многое из того, что появлялось в различных группах и каналах в соцсетях, оказывалось вбросами и фейками. Что-то оказывалось правдой как факт, но имело совершенно иное стратегическое значение, я уже молчу о долгосрочных последствиях.

Мне казалось, что в 21 веке веке, веке неограниченного доступа к любой информации, люди уже давно поняли, что любые факты требуют проверки, большинство действий нужно оценивать на расстоянии, а 9 из 10 панических выкриков являются постановкой. Оказалось, что мне именно казалось…

Выше вы видите скриншоты одной популярной новостной группы в известной соцсети. Группа пророссийская, публикует новости преимущественно о ходе СВО и смежных тематик. И последние несколько дней именно такие комментарии пестрят плотной лентой под каждым её постом.

Такое ощущение, что в один прекрасный день я проснулась, и обнаружила в соцсетях просто какой-то плач Ярославны и великие стенания из серии «всё потеряно!», «всех под суд!», «мы всё упустили!», «там договорняки, всё продано!». Общий фон как могут поддерживают украинцы и боты, разгоняя идеи о митингах, провале, предательстве и невероятных победах ВСУ.

Народ, вы это серьёзно??

Вам правда достаточно двух-трёх дней информации об отступлении и перегруппировке, чтобы полностью разочароваться в нашей армии после 7 месяцев абсолютно успешных действий?

Вы правда все такие великие стратеги, что можете глядя в карту и на разрозненные информационные обрывки, наполовину фейковые, просчитать какие-то там великие стратегические успехи и поражения?

Вам действительно достаточно нескольких дней, чтобы переметнуться и вопить о проигрыше, бесчестии, бессилии и великой «зраде»?

Во времена всех великих воин одной из ключевых поддержек армии были люди в тылу. Их действия, мнения, единый порыв к объединению и поддержке. Когда Москву сдавали Наполеону, когда наши воска в Великую Отечественную отступали почти до столицы, люди молились за русских солдат, верили, поддерживали как могли и чем могли! Несмотря на активную информационную работу французов и немцев с местным населением, несмотря на регулярно происходящие неудачи и недочёты (что неизбежно при любых военных столкновениях), люди всегда были со своей армией! Каждый понимал, что где-то там, в театре военных действий, все, от солдата до офицера, рискуют своей жизнью. Не просто так, не ради развлечения, а потому что есть цель и причины. И стояли единой стеной за их спинами.

Но внезапно в 21 веке некоторым из нас хватило нескольких дней, чтобы встать и выйти из комнаты поддержки, громко хлопнув дверью. Ведь так классно поддерживать кого-то, когда он постоянно побеждает! Так легко и весело быть патриотом на стороне постоянного и неизменного победителя!

Гораздо сложнее верить и оставаться патриотичным, когда что-то перестаёт быть лёгким и требует от тебя как минимум душевных сил и стойкости. Тут уже извините-простите, необходимо срочно выразить своё громкое «фи!». Не поддержку армии, не сочувствие людям с оставляемых территорий, не готовность отказать помощь, а только бесконечную критику, недовольство, разочарование и панику.

В начале статьи я разместила фото военных с котиком на руках. Думаю, именно с такими выражениями лиц наши мальчики-военные, имеющие доступ к интернету, читают эти комментарии. Во всяком случае, на их месте я бы как минимум удивилась, а как максимум — знатно охренела бы от уровня «поддержки» и «веры».

Хочу добавить, что воины выигрываются не только успешными сражениями и количеством занятых территорий. Это ещё и единение нации, вера людей, готовность быть поддержкой друг другу. Во времена Первой мировой войны одной из причин проигрыша и начала революции стала нарастающая паника населения, потому что стратегические провалы и недочёты освещались в разы сильнее, чем победы (которых было немало). И в 1917 году это привело к тому, к чему привело. Почитать об этом можно тут.

И.В. Сталин, будучи свидетелем и участником этих событий, сделал выводы из такого подхода и во времена ВОВ жёстко контролировал потоки информации, освещающие положение дел на фронтах. Да, информация всё равно просачивалась, в том числе и искажённая. Да, бывали небольшие вспышки паники и недовольства. Но никогда не было неверия, разочарования и упаднических стенаний! Паникёр, сидящий в тылу, справедливо осуждался обществом. И, честно говоря, я согласна с таким подходом. Наши великие деды и прадеды, отдававшие свои жизни во благо своих потомков, сошли бы с ума, если бы увидели, как быстро мы научились судить и клеймить, сидя на своих мягких диванах! А ещё, наверное, потеряли бы весь смысл своей борьбы, увидев, как люди требуют мобилизаций, судов и кар небесных просто потому, что могут. А ещё потому, что 99,9% из них, «разгоняя» эти мысли и настроения, уверены в том, что их эти действия не затронут или не успеют затронуть.

Возможно я написала много резких слов и осуждений. Но, право слово, меня огорчает, что наши противники, добившись единственного так называемого преимущества в военных действиях (как мне кажется, не очень долгого преимущества), гораздо лучше развили свой стратегический успех в сфере влияния на умы моих сограждан. И ведь дело не в том, что они такие молодцы и у них получается, а в том, что МЫ ВЕДЁМСЯ И ВЕРИМ как малые дети или бабки у подъезда. А между тем наша армия продолжает спасать жизни и защищать интересы ценой своих жизней и здоровья. Продолжает идти к поставленным целям. Продолжает делать то, что делала. Единственное отличие в том, что они это делают так, как считают правильным в сложивший ситуации, а не так, как нам бы всем этого хотелось.

Давайте уже как-то соберёмся и будем выступать единым фронтом. Силовым, эмоциональным, моральным.

В конце концов, мы — русские! А русские, когда они едины — это очень и очень большая сила!