Не секрет, что давление на Россию в спортивной сфере началось задолго до начала СВО. Допинговый скандал связанный с ОИ в Сочи едва ли когда-то будет раскрыт во всех деталях и подробностях. Что же на самом деле там произошло.
Но! Независимо от того, сколько там вымысла, этот «кейс» стал одним из важнейших рычагов давления на российских спортсменов и комитет. А через них и на российское общество в целом.
Первое настоящее унижение, когда наша сборная выступала под «нейтральными флагами«. Непостижимо. В сознании многих – этого уже достаточно для начала «Третьей мировой»! Особенно с учётом того, какое значение спорт имеет для россиян. Спорт, как развлечение, времяпровождение перед экраном или на стадионе.
На этом стоит остановиться чуть подробнее.
Основа успеха любого соревнования или вида спорта — его зрелищность. Чем более зрелищно — тем больше аудитория собирается у экранов. А значит, тем большие рекламные деньги будут вращаться в этой сфере.
В этом смысле спорт номер 1 — футбол. Однако и другие виды или такие соревнования, как Олимпийские игры собирают у экранов десятки и даже сотни миллионов зрителей.
Права на показ телетрансляций продают за огромные деньги. Такие траты телекомпании отбивают за счёт рекламных блоков или господдержки. Если это соревнования с участием сборной.
Компании охотно платят, зная. что их ролик гарантированно увидит огромное количество людей. В этом смысле спорт — давно уже перестал быть просто спортом. Для понимания 30 секундный ролик в Суперболе (финал кубка Америки по футболу) обошёлся компании в 6,5 млн долл. Кто-то подсчитал, что это эквивалентно примерно 14 млн. пачек чипсов.
Другая сторона: это право проведения соревнований. Оно так же сулит прямые и опосредованные инвестиции в инфраструктуру, рекламу и множество других контрактов. Поэтому страны так борются за право проведения рейтинговых турниров.
Антироссийская кампания, которую развернули западные страны, имеет две цели. Первая — это психология. Обществу внутри страны внушают мысль о зависимости от системы и не возможности ей противостоять. Вынужденно играть по правилам игры на вторых ролях. Правилам, которые легко меняются уже по ходу этой игры.
Кто славится таким подходом? Конечно англичане! Но к ним мы ещё вернёмся.
Таким образом в обществе развиваются сразу две выгодные западу позиции. Одна — это формирования ощущения своей ущербности в обществе. Не способности противостоять «Западу». Ведь все всё понимают.
Вторая — это негатив и даже ненависть по отношению к властям и спортивным чиновникам. (претензий к ним более чем хватает и без этого, будем справедливы).
Беспроигрышный вариант! В любом случае в стране растёт недовольство. Так влиять на настроения не под силу и трём «навальным». Но эта категория быстро подхватывает тему и начинает дополнительно раскачивать общество. Мол: вот жили бы «как все нормальные – было бы на мази, так…ущербные»
Есть и вторая причина.
Шкурная. В тех видах спорта, где спортсмен или команда достигает определённых успехов — существует баланс, дилемма. С одной стороны рейтинговый и интересный — привлекает адуиторию. Выше рейтинг – больше денег.
Этим, например, объясняется присутствие в турнирах российского теннисиста Медведева.
А вот шахматист Карякин сразу выпал из обоймы. Шахматы — не зрелищный вид спорта. Тут много не заработаешь, а российский шахматист в любом случае фаворит!
Однако есть здесь и обратная сторона. И она связана отнюдь не с престижем страны-победителя. До этого вообще никому нет дела, кроме граждан этой страны. Возьмём для примера гонки «Дакар», где наша команда «КАМАЗ-Мастерс» традиционно самая сильная и всегда берёт пьедестал. Разумеется, наибольшее медийное внимание уделяют фаворитам. А значит и весь рекламный мерч тоже будет мелькать на экранах ТВ. Включая упоминание марки автомобиля.
Не будет этого – будет кто-то другой, свой.
Это одна сторона. Коммерческая. И коммерческое управление большинства спортивных состязаний прямо или опосредовано осуществляют английские компании. Более того. Спортивная индустрия играет важную роль в экономике Англии (не путать с Великобританией), стабильно входя в число ТОП 15 крупнейших отраслей государства. Или около 2% от всего ВВП. Принося в экономику Англии более 11 млрд фунтов. И это только прямые цифры. Поскольку практически все крупные мировые соревнования. Будь это «Кубок Америки» по парусному спорту в ОАЭ или Новой Зеландии (да и вообще весь парусный спорт мирового уровня) или тот же Дакар, не говоря уже о проведении ОИ – везде непосредственное участие в организации и распределением прав занимаются англичане.
Не трудно догадаться, какое влияние они имеют на все эти «международные спортивные комитеты». И откуда там такое отношение к России.
Политизированность.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и политизированность этого вопроса. Как я уже сказал, определённые рычаги давления позволяют достигать самых разных целей. Главная из которых – унизить «провинившееся» государство. Поднять градус негодования в обществе. За счёт этого правительства стран можно склонить к определённым уступкам. Или спровоцировать кризис за счёт беспорядков.
Стоит ли напоминать, например, что ядро большинства радикальных организаций составляют (чаще всего футбольные) фанаты-ультрас!?
И с началом СВО эта ситуация стала настоящей квинтэссенцией лицемерия. Спортивные состязания издревле были альтернативой войнам. Хотя история знает пару примеров, когда эти войны начинались после матчей. Но это другое.
Тот уровень политизированности и предвзятости, которого достиг мировой спорт сегодня, ставит крест на любых попытках оценивать спортсменов с точки зрения умения и подготовки.
Психологическое давление на спортсменов заведомо создаёт неравные условия состязания. Вспомним недавнее выступление российской фигуристки. И уж конечно, наши украинские «не братья» используют этот кейс по полной программе.
Последняя история, с которой я собственно начал, связан с некой бумагой, которую необходимо подписать спортсменам, желающим принять участие в гонках Дакар. Понятного всем содержания. На данный российские спортсмены отказались.
Как и многие другие международные институты, спортивные федерации полностью себя дискредитировали. И с высокой долей вероятности можно ожидать полное переформатирование и переориентирование этой индустрии. Запад был на коне за счёт умения создавать шоу и делать зрелищные трансляции. Сегодня эта привилегия утрачена.
А падение уровня жизни и экономики Европы неизбежно скажется и на этом бизнесе.