Похоже, что глобальная экоистерия недавно пробила дно здравого смысла, и сегодня всё к большему количеству людей приходит осознание того, что в тех прогнозах, которые давали «экологи», есть нестыковки с реальностью.
Экоактивисты объявили главным врагом человечества высокую концентрацию углекислого газа в атмосфере Земли, которая, по их мнению, ведёт к глобальному потеплению и вырождению жизни на Земле. При этом действительно опасные проблемы в экологии нашей планеты отошли сначала на второй план, а затем о них и вовсе стали умалчивать.
Интересен тот факт, что один из главных идеологов борьбы за климат — основатель «Гринпис» Патрик Альберт Мур — покинул эту организацию через 15 лет после основания (в 1986 году), аргументировав это тем, что «Гринпис» из научной организации превратилась в сугубо политическую, начав паразитировать на новостях и сенсациях, которые к науке имеют лишь призрачное отношение, и всё это делается в угоду собственного обогащения и власти.
Главной задачей организации стало прививание публике стыда и страха за все экологические проблемы на Земле, чтобы заставить людей из чувства вины присылать «Гринпису» пожертвования и выполнять их «рекомендации».
После того, как всемирная метеорологическая организация и программы ООН по окружающей среде были захвачены силами «Гринписа», в ход пошли более маржинальные как по прибыльности, так и по властности, проекты.
Начала развиваться кампания против ископаемого топлива, ядерной энергетики и самого СО2 (углекислого газа).
По моему мнению Патрик Мур прав в своей оценке деятельности «Гринпис».
Особенно это сильно заметно на примере борьбы с углекислым газом, который, являясь одним из главных веществ, отвечающим за биоразнообразие видов на Земле, демонизируется силами экоактивистов.
Главным образом, связывают концентрацию СО2 с температурой в разные периоды времени.
Однако, изучая эту зависимость, учёные в 2001 году пришли к выводу, что нет выраженной зависимости средней температуры от концентрации углекислого газа. В ряде случаев повышенная концентрация действительно соответствовала потеплению, но в другие разы наоборот — похолоданию.
Так, например, в исследовании об образовании антарктических ледяных шапок Земли (около 34 миллионов лет назад) прослеживается уменьшение концентрации СО2 в атмосфере Земли. И вроде всё замечательно: ниже концентрация – меньше парниковый эффект, а следовательно и средняя температура на планете должна опускаться. Вот только тогда концентрация СО2 была 0,076% (760 ppm), что в 1,8 раза больше, чем сегодня.
Сегодня во многих исследованиях описывается процесс таяния полярных шапок именно из-за увеличения концентрации СО2, однако нужно учитывать тот факт, что по неизвестным пока причинам Арктический полярный щит начал активно формироваться при концентрации СО2, почти вдвое большей сегодняшнего уровня, что входит в противоречие с подтверждённым данными учёных о формировании полярных шапок. При этом учёные сами признают, что «это было самое крупное изменение климата со времён вымирания динозавров 65 миллионов лет назад».
В другом исследовании 2016 года об энергетическом балансе Земли учёные пытались решить загадку аномалии, заключающуюся в том, что с 1980 года по настоящее время стали фиксироваться скачки похолодания в тропических регионах планеты. Наиболее убедительным объяснением этих аномалий стала модель образования облаков из углекислоты (диоксид углерода). Моделирование показало, что большая концентрация углекислоты в облаках приводит не к потеплению, а наоборот — к похолоданию.
Сопоставив многочисленные исследования климата и методологический анализ, приходим к выводу, что зависимость температуры на планете и концентрации СО2 не линейная, а диапазонная. В диапазоне до 760 ppm на Земле преобладают процессы похолодания, выше этого значения – процессы потепления.
Величина «ppm» обозначает количество частий углекислого газа на миллион единиц общей концентрации веществ в атмосфере. Таким образом, 760 ppm = 0,076% СО2 в атмосфере Земли, или 760 частиц углекислого газа на миллион.
Вместе с этим, большая концентрация СО2 приводит к большей продуктивности экосистемы планеты. Так, например, повышение концентрации СО2 в атмосфере вызвало рост биомассы лесов в Европе на 25–30% в период с 1971 по 1990 годы .
Более того, с 1982 по 2010 годы увеличилась на 11% площадь распространения растительности в засушливых регионах мира. То есть озеленение пустынных участков стало возможным благодаря повышенной концентрации СО2.
А всё дело в том, что в настоящее время около 95% растительной биомассы Земли испытывает недостаток СО2. При увеличении концентрации растения более эффективно осуществляют фотосинтез и ускоряют темп роста. Идеальной для современной растительной экосистемы Земли является концентрация СО2 более 0,1% (1000 ppm).
Сегодня тепличные хозяйства используют СО2 для более продуктивного роста плодов. Без повышенной концентрации СО2 в теплицах вести рентабельный продовольственный бизнес затруднительно. Увеличение концентрации СО2 до значения в 750 ppm приводит к ускорению роста растений на 24-50%, в зависимости от культуры.
Если говорить об огурцах и томатах, то только за счёт прикормки углекислым газом урожайность можно повысить на 40-50%. В современных тепличных комплексах последние 20 лет стала нормой автоматическая подача СО2.
Так какую же угрозу несёт в себе СО2, если он необходим для существования современного общества, и более того — его большая концентрация является неотъемлемым фактором намного большего биоразнообразия жизни на Земле, чем сегодня?
Выходит, выводы экоактивистов о том, что именно СО2 причастен к возникновению фундаментальных проблем потепления климата, являются ошибочными. И, похоже, в деле демонизация СО2 зашли так далеко, что совсем недавно уже более 1300 учёных подписали Всемирную климатическую декларацию о том, что никакой катастрофической ситуации на Земле с изменением климата не происходит, а влияние антропогенного фактора (деятельности человека) на процессы глобального потепления сильно преувеличено.
О преувеличении роли человечества в глобальном потеплении говорит множество фактов. Один из них заключается в том, что вклад человечества в общий энергетический баланс планеты равен 0,01% от доли естественных энергетических процессов, происходящих на Земле. Учитывая увеличение средней температуры за последние 200 лет на планете, человечество должно оказывать в 18 раз больше влияния на энергобаланс планеты, однако это не так.
Учёные, подписавшие декларацию, указывают на то, что все климатические модели больше вводят в заблуждение, чем отображают реальные данные. Так, с момента последнего малого ледникового периода прошло менее 200 лет, и климатические модели, применяемые сегодня, показывают гораздо большее потепление с этого времени, чем мы наблюдаем сегодня.
Учёные считают, что человечество стоит очень далеко от понимания многих механизмов изменения климата. Следовательно, экоистерия и борьба с СО2 являются большой ошибкой.
Однако тут есть тонкая грань: СО2 — это не просто газ, а жизненно необходимый газ, уменьшение концентрации которого до 180 ppm угнетает процессы фотосинтеза у растений настолько, что эти процессы практически прекращаются. В современном сельском хозяйстве концентрация ниже 300 ppm сильно замедляет биологическую активность растений. Оптимальным уровнем концентрации СО2 для современных культур является значение в 700-800 ppm.
Этот процесс хорошо виден в России, где какие-то 100-150 лет назад многие места современной тайги представляли собой не настолько густоусеянные лесами места, как сегодня.
Качественный прирост биомассы Сибирских лесов полностью совпадает с приростом биомассы лесов Европы. И причина тому — более благоприятные условия из-за повышения концентрации СО2 в атмосфере Земли.
В среднем по планете концентрация СО2 поднялась выше 300 ppm только к 1940 году.
Процессы потепления, которые идут сегодня на планете, по мнению многих учёных – естественны и цикличны, а антропогенные выбросы СО2 слишком незначительны на общем фоне, чтобы оказывать значимое влияние на климат.
По современным оценкам, совокупная масса выброшенного диоксида углерода по с 1750 годы по настоящее время составляет 1,65 триллиона тонн, что предположительно привело к увеличению концентрации на 140 ppm. Однако, как показывают компьютерные модели, увеличение СО2 до такого уровня должно поднять температуру на 5-7 градусов, если вменить двуокиси углерода тот самый парниковый эффект. Но за последние 100 лет средняя температура воздуха на планете поднялась только на 1 градус цельсия.
И пока единственной моделью, которая согласуется с подобными показателями потепления, является модель, учитывающая изменение орбиты Земли и осевого наклона планеты.
В 2020 году NASA опубликовала исследование «теории циклов Миланковича», согласно которой климат планеты меняется из-за внешних факторов, которые абсолютно не связаны с деятельностью человека. Так, согласно моделированию процессов вкупе с использованием данных ледяных кернов в Гренландии и Антарктиде, были представлены убедительные доказательства наличия циклов Миланковича, насчитывающих многие сотни тысяч лет.
Теория и моделирование говорят, что сегодня планета вышла на пик своей естественной температуры, находясь в процессе оттепели, в середине ледникового периода. Эта локальная оттепель сопровождается потеплением которое либо уже закончилось, либо в ближайшее время закончится.
Разумеется, циклы Миланковича неприменимы к краткосрочным скачкам температуры, они лишь показывают долгосрочные тенденции климатических изменений либо к похолоданию, либо к потеплению. Поэтому искать в них причину в современном «глобальном потеплении» не стоит.
Например, согласно моим расчётам примерно в течение 30-60 лет (в независимости от современной концентрации СО2) наступит сильное похолодание. Более подробно об этом можно почитать в статье:
Очень интересно на этот самый период наложена концепция «глобального потепление», которое нужно становить к 2050-2100 году, затрачивая на это по 2,5% мирового ВВП ежегодно.
Вот только согласно модели циклов Миланковича, глобальное потепление в любом случае остановится из-за уменьшения количества солнечной энергии, поступающей на Землю.
Согласно моделированию, к 2050 году количество солнечной энергии, поступаемой на Землю, уменьшится на 0,01%, что, в свою очередь, компенсируется деятельностью человека. Таким образом, в теории весь парниковый эффект будет сведён к нулю, а деятельность человека приведёт к стабилизации средней температуры в независимости от её величины на тот момент времени.
Сегодняшняя «повышенная» концентрация СО2 позволит поддерживать плодородность земель ещё длительное время. Согласно климатическим данным, с похолоданием активизируются процессы поглощения СО2, способные привести к снижению концентрации на 140 ppm, что приведёт к вырождению растительности. В этом случае человечеству для выживания при данном технологическом укладе просто необходима минимальная концентрация СО2 в 450-550 ppm, чтобы обойтись без серьёзного глобального переселения народов в ближайшие 100 лет и сохранить продуктивность сельского хозяйства.
Учёным прекрасно известны эти факты. Впрочем, как и «Гринпису». Но ведь на этом можно хорошо заработать, напугав и введя в заблуждение массу людей. Вот уже и Всемирный Банк, почувствовав нужный денежный тренд, начал примерять политику «глобального потепления» в своих прогнозах.
Самое абсурдное здесь то, что если сегодня случится какая-либо глобальная катастрофа (например, падение крупного метеорита, или извержение супервулкана, способного выбросить в атмосферу достаточно пыли, чтобы на месяцы значительно уменьшить поступление солнечного света на Землю), то повышенная концентрация СО2 станет ключевым фактором для экосистемы Земли в преодолении последствий глобальной катастрофы в условиях недостатка солнечного света. И, как следствие, это станет ключевым фактором в вопросе выживания современного человеческого общества.
Несомненно, экологических проблем, вызванных деятельностью человека, на Земле хватает. Нужно вкладывать ресурсы и финансы для решения этих проблем. Чего только стоит проблема мусорных островов в океанах! Но это мало кого из «зелёных» интересует. Потому что за это не платят. Вот «борьба» с СО2 — это очень прибыльно!