Рассматривая эволюцию терроризма в первой части статьи, я конечно пыталась раскрыть общие тенденции. Которые, безусловно имеют свои исключения. И размышляя о терроризме как о явлении, мы конечно не можем не вспомнить о первых исторических террористах — зелотах.
Это религиозно-политическое движение возникшее в Иудее еще до прихода Римлян, с началом Иудейско-римского противостояния изначально избрало террористический способ ведения борьбы. Его адепты, организованные как секта, со своими обрядами, культами, философией, ритуалами посвящения совершали громкие резонансные нападения, причем их жертвами становились как иудеи, так и римляне.
Излюбленным методом и характерным подчерком их, стало нападение в толпе на римских легионеров, а их излюбленным оружием стал изогнутый кинжал, легко поражавший доспехи солдат, между гибко сочлененными пластинами римского Lorica Laminata, либо незащищенные доспехом мягкие ткани. Суматоха вызывала панику, в которой страдали другие люди, женщины, дети и в неуправляемой толпе злоумышленникам было легко скрыться.
Боевое крыло зелотов-террористов называли сикариями, от «Sica» — короткий меч-кинжал, которым совершались преступления. Иудейская знать также подвергалась нападениям и такие «люстрации» вызывали симпатии маргиналитета. Зелоты облагали поборами «на освободительную войну» богатых ремесленников, торговцев, знатных людей. Сопротивляющихся уничтожали.
И здесь ко мне почему-то упрямо приходят ассоциации с «Правым Сектором» и «Азовом».
Есть все основания полагать, что Варрава, разбойник, который должен был быть распятым с Христом был зелотом-сикарием. «Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Марк, 15:7), «Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (Лука, 23:19).
Как Вы знаете, предложение Понтия Пилата отпустить одного из преступников было принято народом не в пользу Иисуса Христа. И это о чем то говорит.
Правда в отличии от их поздних собратьев из причерноморья, они не сдались на своём «Азовстали» — крепости Масада, которую осадил десятый римский легион. Когда поражение стало неминуемым, они перебили свои семьи, а потом и себя. Так они и ушли в историю. Все таки поступок.
Терроризм неспроста называют орудием слабых. Он действительно становится оружием тех, кто не способен по ряду причин победить на поле боя. Иногда, это происходит по той причине, что нет как такового поля боя. Классический случай, — французская революция. Вообще рядом с любой революцией всегда следует ее родная младшая сестра — Гражданская война. И это очень злобная сестренка, куда более жестокая и аморальная, чем Революция.
Действительно, террор низов, с помощью которого они смогли победить, сформировал новую власть, перекочевал туда и очень скоро вернулся в народ во всей палитре цветов и оттенков гильотинами, пытками и прочими прелестями якобинской диктатуры. Даже Робеспьер, этот гуманист и апостол естественного права, боровшийся против смертной казни, уже очень скоро проголосует за умерщвление Людовика ХVI, Капетинга, не вникая особенно в степень вины уже безобидного, проигравшего короля. На суде Л. А. Сент Жюст ведь прямо сказал: — «Невозможно царствовать и не быть виновным». Вот и вся доказательная база. Все очень просто. И терроризм перекочевал в государственное принуждение. Воистину, либералы — самый двуличный и жестокий народ.
Впрочем, якобинцев очень скоро сменят термидорианцы и гильотины заработают с новой силой, жертвой которых станут уже якобинцы. Революция, подобно древнегреческому Кроносу пожирает своих детей.
Приблизительно та же ситуация произошла и в России. Царизм «запустил» борьбу с терроризмом, по сути бросив все на самотек, позволяя оставаться без наказания, террористам и убийцам как Вере Засулич, Гартману, Ткачеву, Азефу, Савинкову, нечаевской «Народной расправе» (одно название организации чего стоит!) Чем в итоге все это закончилось, мы знаем все.
В 60-70-х годах прошлого века, почти параллельно, прошли два интересных для нас события. В рамках деколонизации, мировое сообщество тотальной блокадой позволило черным повстанцам в результате длительной борьбы подавить сопротивление белых фермеров в Южной Родезии.
Все началось в 1965-м, года премьер министр Ян Дуглас Смит объявил в одностороннем порядке независимость от Великобритании. В итоге долгое время, почти 20 лет менее чем 300 тысячное белое население Южной Родезии сдерживали беспрестанные террористические атаки Союза африканского народа Зимбабве, одна часть которого поддерживалась и вооружалась СССР (ЗАПУ, во главе с Роберто Мугабе), а другая часть Китаем (ЗАНУ во главе с Джошуа Нкомо). «Скаутов Селуса», я считаю одним из лучших спецподразделений мира, — они проводили смелые эффективные операции возмездия после набегов африканцев, которые в итоге победили подавляющим большинством и белым пришлось покинуть Африку.
Родезия во многом показала, как можно уничтожить освободившуюся колонию, сохранив свои интересы посредством посредственных марионеточных правительств, которые в состоянии за несколько лет успешную страну превратить в бедствие. И по сути не используя своей армии, а рекрутируя на это массы маргинального, неграмотного и неимущего населения.
Другим базисом для размышлений стали горькие уроки Вьетнама, где избегая лобовых атак, даже имея несовременную армию, с помощью партизанской тактики можно победить сильнейшую армию мира.
Естественно, для этого требуется наличие дополнительных факторов — собственно, чем воевать и население поддерживающее эту борьбу.
Военное искусство наших дней, существенно отличается от войн прошлого. Канули в лету танковые клинья, масштабные сражения авиакрыльев. Сегодня это очень смешанный симбиоз партизанский войн, чисто террористических практик, диверсионных рейдов, медийных атак, и прочего. И потому, сегодня терроризм стоит понимать как часть военных операции, как составляющую военной тактики и соответственно относится к ней. К атакам ли на мосты или инфраструктуру прибегает противник, или на конкретных людей. Мост ли это, который стал символом полуострова, или отвратительное действо, в результате которого погибла Даша Дугина (и много много других людей с обеих сторон, мешавших воинствующему национализму).
И значит, это атака на всех нас.
Начав с Иудеи, ею же я и закончу.
Помните мы рассматривали как революционные группы приходя к власти приносят терроризм в практику государственного управления? Не важно как это происходит, — прямой проекцией насилия на население от государственных органов, или созданием для этого окологосударственных неонацистских группировок, разной степени экстремизма и маргинальности. Одетых в религиозные наряды, этнические одежды, в форме военизированных формирований или «языковых патрулей». Это все явление одной природы.
А значит, мы вынуждены признать, что теперь террористом может выступать само государство. Либо его правящий режим, подчинивший себе народ посредством насилия, репрессий и расправ.
Лет двадцать назад, известнейший американский адвокат Алан Дершовиц (он защищал Майка Тайсона и футболиста О. Джей Симпсона, застрелившего жену с любовником, был в команде защиты Харви Вайнштейна и Джулиана Ассанджа) написал интересную книгу — «Почему терроризм работает«.
Раскрывая терроризм как производное западного мира (и ставя в вину ему двойной стандарт в определении кто сепаратист и террорист, а кто борец за свободы и «повстанец»), он описал крайне радикальные меры для борьбы с этим явлением. Известный адвокат призвал к свободному использованию пыток, экстраполяции наказания на родственников, друзей и близких террориста, карательных акций среди населенных пунктов оказавшихся местом дислокации террористов и ряду других очень и очень спорных мер. Он открыто находит неуместным излишнее умствование на тему юридических, моральных и гуманитарных соображений.
Честно скажу, — я не настолько радикальна, как данный Гарвардский адвокат. Но твердо стою на позициях, что терроризм должен беспощадно уничтожатся. Во имя живых и тех, кого уже нет.
Иначе все это не закончится.