«Грязные ядерные бомбы»: военная перспектива или инструмент шантажа.


«Грязные ядерные бомбы»: военная перспектива или инструмент шантажа.

Надеюсь, буду последним информационным утюгом, из которого раздаётся словосочетание «грязная бомба», высказались за последние сутки все кто мог. От казённых людей в погонах, до косметологов и вирусологов. Личное отношение к проблеме использования таких способов ведения … даже не войны, а геноцида – простое. Если международное сообщество получает информацию о существовании на какой-либо территории «грязных бомб», немедленно должно создавать ликвидационную комиссию и обносить глухим забором географическую точку. Никого не впускать и не выпускать.

А потом разбираться с сидящими внутри, почем нынче махорка. Исключительно в рамках антитеррористического законодательства и с привлечением очень узких специалистов-оружейников. Чтобы выяснить досконально, а не радиологическое ли оружие произведено. Если оно, то где неучтённое на мировом балансе ядерное, так как первое без второго не работает. А подорванный мусорный бак с порошком из ядерных отходов или радиоактивная водица – не бог весть что, оружие скорее психологическое. «Грязная бомба» — это совсем другое.

Ну его к чёрту!

Прообраз «грязной бомбы» был придуман тогда ещё начинающим писателем Хайнлайном, написавшем в 1941 году рассказ «Никудышное решение». Как страны, воюющие против гитлеровской Германии, долго бились над созданием бомбы, основанной на принципе цепной реакции деления атомов, но не преуспели, а дела шли совсем погано. Решили закидать Берлин контейнерами взрывчатки, но с добавлением пыли радиоактивных металлов. Само собой, рассказ закончился хэппи-эндом, нацисты перемёрли от таких сюрпризов, остатки сдались.

Как оказалось, в американском «Манхэттенском проекте» фантастику почитывали, успешно применив атомное оружие в Хиросиме и Нагасаки, начали подробно изучать вопросы радиоактивного заражения. Придя к концепции «радиологического оружия». Но в обиход и прессу попало сленговое выражение физиков-ядерщиков, термин «грязная бомба».

Итак, ядерное оружие – это ударная мощь невиданной силы. Ударная волна, электромагнитное излучение, световой импульс-вспышка. А лишь потом проникающая радиация и последующее заражение остатками радиоактивных элементов. Радиологическое оружие использует только последний поражающий фактор, очень долговременный. Хиросиму начали восстанавливать в конце сороковых и там сегодня спокойно живут люди.

Мемориал жерт ядерной бомбардировки (фото из открытых источников)

Что невозможно в некоторых «зонах отчуждения» Брянской области, куда попали наиболее радиоактивные частицы из недр взорвавшегося чернобыльского реактора. То есть, ядерный взрыв можно пережить в бункере, а через несколько лет отстраивать жизнь заново. Радиологическое оружие с эффектом длительного заражения территории такой сценарий исключает на долгие десятилетия, если не больше.

Так вот, первые проекты «грязной бомбы» начали чертить американцы, полностью срисовав у писателя Хайнлайна всю схему: берётся контейнер с радиоактивными веществами и подрывается с помощью высоко-бризантной взрывчатки. Возникает огромное облако из «фонящих» изотопов и накрывает искомый участок местности. Но когда посчитали количество таких контейнеров и прикинули опасность для средств доставки (бомбардировщиков), идею сунули под сукно, атомная бомба смотрелась куда убедительнее.

Но не угомонился один из участников «Манхэттенского проекта» по фамилии Силлард. В 1952-ом предложив идею «супер-оружия», новый подход к радиологическому боеприпасу. Выглядел он гениально-просто. К обычной водородной бомбе крепились пластины природного кобальта с атомным весом 60. Когда происходил взрыв, кобальт-60 превращался в изотоп кобальт-59, крайне радиоактивный. Территория поражения, помимо разрушения, становилась полностью непригодной для жизни, вуаля.

Период полураспада кобальта-59 составляет почти шесть лет, потом он переходит в так называемое «возбужденное состояние» никеля-60. Проект Силларда и несколько других конкурирующих с ним физиков положили в одну папку и назвали произведение «Машины Судного дня» (Doomsday Machine). А когда провели математическое моделирование последствий использования кобальтовых бомб для биосферы …ужаснулись, папочку испепелили, прах развеяли над Потомаком.

В принципе, чего и добивался физик-пацифист Силлард: гонка ядерных вооружений уничтожит Землю, остановитесь. Тогда ещё в Пентагоне обитали здравомыслящие люди, сумевшие закрыть проекты «грязных бомб» с использованием кобальта-60. Другие члены «ядерного клуба», появлявшиеся на карте мира, приходили к таким же выводам, радиологическим оружием не баловались.

Оно было бессмысленно с военной точки зрения, поскольку война – это захват и контроль территории. Даже если нанесён ядерный удар, она в очень обозримом будущем станет пригодной к использованию (особенно после тщательных мероприятий по дезактивации).

(иллюстрация из открытых источников)

А применение радиологического боеприпаса … посчитали оружием геноцида или последнего аргумента проигравшего. Никто терпеть поражение в Третьей мировой не собирался, предпочитали наращивать именно атакующий потенциал, не думая о плохом. Официальных сведений о разработках «грязных бомб», их испытаний не существует, хотя некоторые подозрения насчёт Ирана, Израиля и КНДР постоянно возникали. На уровне слухов и домыслов.

Возможности.

Но когда перед миром замаячила проблема международного терроризма, который имеет неограниченную финансовую подпитку и сетевую структуру … первое, о чём начали беспокоиться – так о сравнительно простой технологии изготовления «грязной бомбы» другого рода. Атомную или водородную получить невероятно сложно, требуется создавать целую высокотехнологичную отрасль с интеллектуальными, инженерными и прочими редкими компетенциями, непростым оборудованием.

А для изготовления радиологических зарядов требуется всего ничего: ядерные материалы и немного взрывчатки. МАГАТЭ на большой панике даже добивалось международного контроля за оборотом урановой руды и … медицинскими препаратами, предназначенных для больных онкологией. Так или иначе, вопрос с повестки дня не уходит. Особенно после неподтверждённой информации: террористы, атаковавшие Башни-Близнецы в 2001-ом хотели протащить на один из самолётов «грязную бомбу», но что-то у спонсоров на Ближнем Востоке не срослось…

Единственной опасностью (реальной) являются стационарные боеприпасы готового «радиологического оружия», атомные электростанции. Самый яркий пример – Чернобыльская АЭС. Реактор повредил взрыв, но основное поражение произошло благодаря длительному испарению радиоактивного материала. Если разговор сегодня идёт о такой «грязной бомбе», готов беспокоиться. Чтобы разрушить стакан реактора АЭС … требуется пять-шесть сотен кило британского пластида, либо тактический ядерный боеприпас, типа крупнокалиберного артиллерийского снаряда.

(иллюстрация из открытых источников)

Всё остальное … не более, чем провокация, эффект поражения достойным будет только в социальных сетях и СМИ, где царит некомпетентность, истероидное поведение и манипуляции. «Грязная бомба» — оружие вымышленное, очень непрактичное и непредсказуемое для самих террористов. Только промышленно исполненные образцы большой мощности могут привести к серьёзным последствиям, всё остальное легко купируется войсками химической и биологической защиты.

Выводы.

Концепция применения «радиологического оружия» (грязной бомбы) множество раз проходила осмысление военными теоретиками и практиками. Была признана полностью негодной для тактического и оперативно-тактического уровня. А отдельно взятый сумасшедший может думкой богатеть о стратегическом уровне, если поставил себе цель уничтожить биосферу региона/континента лет этак на 90-100.

То есть, с военной точки зрения, радиологическое оружие не интересно развитым государствам, тем более обладающих ядерным оружием, то «оружие нищих», либо террористов. Которые, как известно, совершают свои акции только с одной целью – посеять панику и запугать мирное впечатлительное население. Только некоторым персонажам нужно помнить, что ещё в 80-ых годах прошлого столетия была разведсообществами сформулирована негласная концепция «ядерного терроризма», на которую реагируют однозначно и сообща, как социалистический, так и капиталистический лагерь.

Та самая пресловутая «ликвидационная комиссия», которая должна возможного ядерного шантажиста из стран «третьего мира» обуть в беленькое немедленно, без широкой огласки. Но сегодня наступили более страшные времена, когда нет прежних законов, а существует лишь «правила» англосаксов, согласно которых Россия должна исчезнуть.

Сергей Шойгу намедни последовательно связался с министрами обороны США, Великобритании, Франции и Турции. Сообщил о готовящемся применении «грязной бомбы» некоторыми персонажами, возомнившими себя ядерной державой. Если брать строгий язык военных, речь о «радиологическом оружии» в концепции Силларда. Когда к настоящему ядерному боезаряду (для создания большего поражающего эффекта) добавляется … тот же кобальт-60. Либо другие радиоактивные вещества.

Найти отходы жизнедеятельности ядерных реакторов нетрудно. При минимальной сноровке переработать их в дисперсную пыль, снабдить обычной взрывчаткой и отправить «Точкой-У» в любом направлении – ума много не нужно, практический эффект будет минимальный (кроме информационного, конечно). По такому пустяку министры обороны не разговаривают, то темные делишки спецслужб.

Значит … речь о ядерном боезаряде, который должен сделать бомбу «грязной». Вот тут да, толковище главных воевод ядерных держав вполне уместно, а турка самое время предупредить о необходимости проветривании бункера для лучшего друга Владимира Владимировича. В качестве умственного эксперимента, готов предположить следующий разговор, который состоялся на этих выходных.

— Доброго времени суток, мистер Остин (месье Лекорню, сэр Уоллес). У нас есть неопровержимые данные, что кем-то из Вас переданы тактические ядерные боеприпасы третьей стороне. Которые будут снабжены дополнительным поражающим компонентом в виде радиоактивных веществ.

— Это грязная ложь и ваши фантазии!

— Неважно. Прошу на манжете записать: в случае ядерной провокации с применением такого припаса … стратегический алаверды будет направлен не «третьей стороне». А именно Вам, каждому персонально, поскольку нам неизвестен производитель, на снимках маркировка затёрта. У вас же коллективная безопасность, коллективно и ответите, если умника в своих рядах не отыщите, по рукам не надаёте. И читайте Откровения Иоанна Богослова на ночь, там очень полезная информация о Вашем будущем. Честь имею! Бип-бип-бип…

Янки, лайми и паулю высказались сегодня, полностью отрицают причастность к возможной провокации с «грязной бомбой». Турок Акар Хулуси промолчал, наверняка доброму совету последовал …