Системный и доктринальный кризис. В чём разница


Системный и доктринальный кризис. В чём разница

Вчерашняя речь Путина на Валдайском форуме войдёт в историю. Несомненно, что по значимости она стоит выше его речи на церемонии воссоединения Новороссии с Россией, выше, чем его февральская речь, и даже выше, чем знаменитая речь на Мюнхенской конференции.

Просто все вышеперечисленные выступления больше носили декларативный характер. Это были речи предупреждения. Нынешняя же речь не предупреждает и не декларирует. Она носит некий программный, и даже мировоззренческий характер.

Это не предупреждение, не призыв, а конкретный план действий. Либо, по крайней мере, основа для такого плана, задающая общие ценностные рамки.

Но говорить о речи Владимира Владимировича можно долго, благо есть о чём.

Сейчас же я хочу сконцентрировать внимание на одной маленькой детали этой речи.

Всё это без преувеличения даже не системный, а доктринальный кризис неолиберальной модели мироустройства по-американски. У них нет идей созидания и позитивного развития, им просто нечего предложить миру, кроме сохранения своего доминирования.

Многие из нас говорят, что Запад находится в глубоком системном кризисе. Но впервые на моей памяти кризису западной модели развития присвоен более высокий (или более глубинный — это как посмотреть) статус.

В чём же отличие системного кризиса от доктринального? Попробую объяснить.

Для начала нужно определиться с терминами «система» и «доктрина». Словари и энциклопедии расшифровывают их следующим образом:

Система — это некое множество элементов, связанных друг с другом и образующих некую целостность.

Такое определение слишком абстрактно, потому буду упрощать и упрощать сильно. Не потому, что сомневаюсь в умственных способностях аудитории, а для того, чтобы яснее передать свою мысль, не увлекаясь излишним «абстракционизмом».

Любая система (очень упрощённо) по сути — некий механизм. Не в смысле работающих шестерёнок, винтиков и пружинок, а в смысле взаимодействия. Любая работающая система выполняет некую полезную функцию, благодаря чему все её части могут нормально существовать.

Системный кризис — это нарушение работы части или всего механизма, в результате чего его функция не исполняется, его части испытывают излишнее напряжение, из-за чего вся система может разрушится.

Доктрина же это некая теория, концепция, система воззрений. Продолжая аналогию с механизмом — доктрина это понимание того, как должна правильно работать система и зачем.

То есть если у вас есть автобус — то это система. Ваши умения его водить и ремонтировать — это знания о его устройстве, то есть знания на уровне его системы.

А вот понимание, для чего он вам нужен и его использование в соответствии с этим пониманием — это уже доктрина.

Если вы используете его для перевозки людей и регулярно занимаетесь техобслуживанием — то у ваши доктрина и система полностью соответствуют друг другу.

Если вы возите на нём картошку с дачи и не очень любите заниматься ремонтом — то это уже лёгкое несоответствие доктрины системе, которое может привести к системному кризису.

Если вы возите на своём автобусе кирпичи и вообще не заботитесь о его техническом состоянии — то налицо глубокий системный кризис.

А вот если вместо того, чтобы ездить, автобус стоит во дворе дома и выполняет функцию беседки — это уже кризис доктринальный, поскольку владелец просто не понимает не только принципов работы системы, но и её предназначения.

В случае с Западом ситуация куда как запущенней. Его автобус не просто стоит во дворе дома, вместо того, чтобы ездить и соединять людей на разных точках планеты. Он врос в землю, но его двигатель работает, чтобы обогревать его обитателей. Притом эти обитатели требуют от всех соседей приносить им в автобус еду, бензин, одежду и все прочие необходимые вещи.

Теперь не автобус ездит по разным концам города, чтобы людям было удобнее обмениваться своими товарами, а люди со всего города приходят к нему. Зачем людям при таком раскладе автобус? Вот этот вопрос они начинают задавать всё громче и чаще.

Но владелец автобуса утверждает, что без него никак нельзя, поскольку таковы правила, без исполнения которых город погрузится в хаос. Хотя на самом деле хозяин автобуса просто боится остаться без средств к существованию и привилегированного положения.

Владелец автобуса уже просто не представляет, что автобус может ездить. Он давно превратился для него в статичный объект, который именно в таком положении приносит деньги.

Потому он не может его отремонтировать или купить новый. Зато может начать его разбирать и продавать по частям, чтобы сохранить свой уровень жизни. Ещё может попытаться принудить остальных жителей по прежнему приходить торговать своими товарами в его автобус. Хотя надежд на это мало, поскольку остальные уже потихоньку обзаводятся собственным транспортом и используют его по прямому назначению.

В таких условиях оригинальные представления хозяина старого автобуса о мироустройстве вряд ли кому будут интересны.

Подводя итог можно сказать следующее:

Если кризис носит системный характер, то есть надежда «отремонтировать» систему или собрать её заново.

Если кризис доктринальный, то любой «ремонт» бессмысленен, поскольку ответственные за неё не понимают не только того, как устроена система, но и её предназначения. Потому нужно либо менять «операторов» системы, либо строить новую.

И да, Путин не раз сказал вчера о том, что Запад невменяем.