Промышленная политика Америки против себя самой


Промышленная политика Америки против себя самой

Здравствуйте, любимые агрессоры и агрессорши!.

В 2009 году началась одна давняя история — это был год, когда президент Обама подписал «Закон о восстановлении и реинвестировании«, согласно которому Америка выделила в развитие зеленой энергетики сумму в 90 млрд долларов. По тем временам это была беспрецедентная по охвату и крупнейшая в истории мира программа инвестирования в экологически чистую энергию.
Пресс-релиз Белого дома от 16 февраля 2016 года утверждал, что закон привлек еще 150 млрд долларов не федерального финансирования — по сути, если бы закон сработал так, как было задумано, Соединенные пока Штаты уже жили бы в другой энергетической реальности.

Но это если бы сработал. Предполагалось, что закон будет стимулировать инновации, поможет модернизации сети и поднимет производство — мало того, он должен был создать сотни тысяч рабочих мест.
В первом же транше группа компаний, решившихся взяться за реализацию этой задачи, получила в сумме 800 млн долларов — из них 249 миллионов досталось фирме A123 Systems, считавшейся на тот момент самым перспективным в США производителем аккумуляторных батарей (АБ для краткости, лень каждый раз писать полное название). Фирма A123 Systems распушила перья, взбила гребень и бросилась в бой за чистую энергию — в итоге мудрейшей и очень активной хозяйственной деятельности уже к 2012 году стало очевидным, что A123 Systems доработалась до состояния банкрота.

Для того, чтобы спасти A123 Systems, не хватало 465 млн долларов — после того, как китайский поставщик автозапчастей Wanxiang Group отказался от сделки с американцами, А123 объявила о своем банкротстве.
Ни одна из компаний, получивших транши федерального правительства в 2009 году, не осталась на плаву — в результате этого провала первое место в гонке производителей АБ заняли коварные китайские коммунисты. И получили первое место они как раз в результате банкротства А123 — той ничего не оставалось делать, как продать два своих завода компании Johnson Controls за жалкие 125 млн долларов. Выручка от продажи заводов не покрыла долги даже на четверть — а если добавить сюда вал рекламаций от конечного потребителя на самовозгорающиеся батареи, участь А123 была предрешена.

В свою очередь, Johnson Controls перепрофилировал заводы А123 на другую продукцию, хотя отдельные подразделения этой компании еще занимались АБ — но и это закончилось тогда, когда китайские батареи стали в несколько раз дешевле американских. Ну и на порядок надежнее, что куда важнее для производителей электроповозок.
Митт Ромни, участвовавший в 2012 году в предвыборной гонке за место президента США, прямо обвинил Барака Обаму в растрате 90 млрд долларов — но Обама был душкой и афропрезидентом, поэтому легко пошел на второй срок, а Митт Ромни пошел несолоно хлебавши.

Казалось бы, умные люди учатся на чужих ошибках. Инициатива дедушки Джо подтверждает этот тезис, прямо указывая на то, что разума у него осталось на самом донышке шприца с транквилизатором, на котором его до сих пор поддерживают в попытках явить миру мудрейшего старца из мудрейших. Получается не очень, поэтому дедушка Джо временами даже излишне инициативен — как говорится, не в пациента капельница.
Речь об одной из последних инициатив Байдена. Желая наказать коварных китайских коммунистов, он объявил о начале производства АБ (опять АБ??) в Соединенных пока Штатах, выделив под это дело 2,8 млрд долларов. Вот здесь полный список из двух десятков компаний, получивших деньги по этой программе — финансирование оказалось весьма щедрым, но речь уже не только и не столько о деньгах.

Помнится мне, как текли слюнки у отечественных сетевых хомячков на эту эпическую программу — уже теперь-то технологические лидеры планеты покажут всем, где рак на горе после дождичка свистит! Теперь-то Америка каааак покажет свое превосходство, от китайцев клочки по закоулочкам с граблей посыплются! Вот-вот ужо китайцы-то заплачут, русские завоют! Пришла беда — жги ворота!

Слушайте, вы гимн США вообще слышали?

А теперь сравните его вот с этим:

Что может создать страна, у которой даже гимн срисован практически до последней ноты?

Суть не в том, может ли Америка создать батарею на радость сетевым хомячкам — суть в том, способна ли Америка вообще хоть что-то создать, кроме реплик прошлых разработок?
Нет сомнений — в создании программного обеспечения они хороши. Как только на них начинают работать китайские, индийские или русские кодеры и программисты, так сразу все получается — и поверьте, среди инженеров точно такая же тенденция.

Так вот, возвращаясь к эпической программе дедушки Джо: деньги ушли по компаниям, но в этот раз Министерство энергетики США внезапно решило устроить аудит — наверное, съели что-то не то.
Оказалось, что из двадцати компаний ни одна не занялась производством батарей — часть фирм начала перерабатывать литий, графит и другие материалы; часть обеспокоилась переработкой отслуживших свое АБ; еще часть занялась «поиском новых подходов». Грубо говоря, бизнес стал делать то, что получается лучше всего — компании взяли часть задач и принялись их масштабировать. Перерабатывали сто килограмм лития — теперь будем перерабатывать двести килограмм. Или даже триста, для гарантии.

При этом важно понимать, что 2,8 млрд долларов — всего лишь первая часть программы дедушки Джо. Общий уровень государственных инвестиций должен превысить 9 млрд долларов, но тут выяснилась еще одна забавная штука — как оказалось, инженера по производству батарей найти в Америке практически невозможно. Их полно в Азии, не не в США — а без них никакое производство просто невозможно.
Если взять самые громкие разработки DARPA, то окажется, что все их гаджеты и умные роботы работают исключительно на китайских батареях. Звездолеты Илона Маска, бороздящие Вселенную, тоже работают только на них. Все до единого электромобиля американского производства имеют китайскую аккумуляторную батарею, в том числе и Tesla — и до сих пор неизвестно, откуда будут идти поставки никеля, лития и кобальта, если в США все-таки начнут производство своих батарей. Логистические цепочки в этом случае настолько сложны, что на всем пути движения материалов нет никаких гарантий своевременной доставки — а без этого открывать новые заводы вообще бессмысленно.

К примеру, что сделала та же Индонезия, начав разрабатывать свои залежи никеля (а они огромны): там просто привлекли такие компании, как Tesla Inc., LG Energy Solution Ltd. и Contemporary Amperex Technology, создав внутренние цепочки поставок с гарантией своевременности. Никаких таможен и сборов, никакой портовой логистики, никакого фрахта — все происходит на территории одного промышленного района одной страны. У Америки нет таких возможностей, поэтому приходится придумывать сферического коня в вакууме — ну а давние традиции пилить все, что не приколочено фискальными органами, очень «помогают» в технологическом подъеме.

Зато наконец-то разгадана главная загадка XXI века. Вы вот не знаете, с кем постоянно здоровается дедушка Джо, а я знаю!

Это невидимая рука рынка. Она его и прибьет, в конце концов.

Будьте здоровы  и берегите себя!