«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти


«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

Записки о Шерлоке Холмсе всегда привлекали особое внимание среди поклонников холмсианы: легенды и теории строились не только вокруг текстов и экранизаций, но и судьбой самого известного в мире детектива. Одним из самых болезненных событий так можно назвать «Последнюю проблему» — рассказ, в котором Шерлок Холмс умирает. Но не навсегда.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

В советской экранизации Игорь Масленников превратил смерть детектива в грандиозное, трагическое событие, которое надолго запомнилось зрителям: каждый точно знал, чем все закончится на Рейхенбахском водопаде, но не мог отделаться от надежды, что уж в этот-то раз точно все обернется благополучно. В конечном итоге так и вышло, но от этого сцена сражения Шерлока Холмса и его заклятого врага Мориарти не становилась острее.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

Идея воплощения знаменитой битвы интеллектуалов начала обрастать деталями случайно: Масленников пил кофе с каскадером Николаем Ващилиным, когда их разговор вдруг затронул боевые искусства, а именно борьбу бартитсу — она упоминалась в рассказе Конан Дойля «Пустой дом». Этот диалог помог создателям сформировать стиль с элементами бокса, в котором должен был сражаться детектив в своей последней схватке.

Итак, Шерлок Холмс встречается с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада, в финале они падают с обрыва. После долгих поисков локаций был найден идеальный водопад — в Абхазии, которая выглядела достаточно экзотично для зрителя.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти
Задумываясь о схватке героев, Масленников вдохновлялся Никитой Михалковым, а именно его фильмом «Свой среди чужих, чужой среди своих», где была аналогичная сцена. Предполагалось, что профессора Мориарти сыграет Иннокентий Смоктуновский, однако ему требовалось найти дублера. В итоге выбор пал на Виктора Евграфова: тот настолько поразил Масленникова, что режиссер отдал ему роль самого Мориарти.
«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти
Возвращаясь к схватке, создатели решили отталкиваться от характеров героев. Так, Холмс был расчетливым, а Мориарти — хладнокровным и коварным злодеем, который должен был припрятать пару карт в рукаве. Из этого родилась боевая хореография, которая требовала, по сути, постановки танца.
«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти
Схематично «танец» можно было разделить на две части. Начало битвы выглядит экспрессивным и молниеносным, герои наносят друг другу удары в надежде на быструю победу. Холмс обороняется, но затем перехватывает инициативу и делает ставку на отвлекающий прием.
«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти
Во второй части герои уже измотаны, но понимают то, о чем писала еще Джоан Роулинг: «Ни один не может жить, пока жив другой». Усталые, они неминуемо движутся к краю пропасти. По такой схеме начались репетиции каскадеров и Василия Ливанова в компании Евграфова. Их работа занимала много часов и начиналась с самого утра: после подъема час физических тренировок, бег, плавание. После съемок — еще одна тренировка, где актеры оттачивали боевые приемы. Спустя месяц артисты могли выполнять уже более сложные движения своего «танца».
«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти
В одном из особенно опасных эпизодов создателям пришлось даже сделать куклу Мориарти, чтобы имитировать падение тела профессора, разбивающегося о скалы.

К слову, уже на этапе репетиций Шерлок Холмс лишился фирменных боксерских приемов. Они требовали от актера высокой подготовки и более удобных локаций — во всяком случае, не настолько каменистых.

Съемки проходили сразу после дождя. Это казалось небезопасным, вся площадка была скользкой, а работа могла обернуться трагедией, но Масленников понимал, что более идеального шанса снять кульминационную сцену уже не будет.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти
В одной из сцен Шерлока Холмса поражает неожиданная догадка: у Мориарти есть нож, и он непременно пустит его в ход в драке. Опасный эпизод, однако профессор выбрасывает нож в сторону, и от этого будто еще страшнее. Сцену удалось снять лишь с шестого дубля, не сразу также удалось снять сцену с захватом за горло — получалось невнятно и неубедительно. Оператор Лапшов принципиально использовал крупные планы, чтобы захватить каждую эмоцию на лицах героев. Так прошел съемочный день.
«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

Затем был чай, теплая одежда для промокшей съемочной команды. Пока артисты переводили дух, удалось снять сцену с падением Мориарти — куклы, разумеется. Уже на этапе монтажа оказалось, что этот эпизод был безнадежно испорчен, вместо него в фильм вставили беседу с обманутым Джоном Ватсоном.

В итоге зрители увидели напряженную схватку героев: два разных стиля боевых искусств, два темперамента и непримиримых характеров. Да, шерлоку Холмсу удалось в тот раз выйти сухим из воды, но эта сцена надолго запомнилась публике и до сих пор вызывает странную тревогу.

(Продолжение следует)