Добрый день, Империя.
На снимке — F-16 Fighting Falcon перед утренними тренировочными полетами на базе Ки-Уэст во Флориде. Неплохой пепелац, применяемый Америкой в ее вторжениях в другие страны: но одно дело гонять туземцев с луками копьями по пампасам и совсем другое — иметь дело с сильным, высокотехнологичным и умным противником. В данном случае я имею в виду не только Россию, но и Китай — и Пентагон с 2011 года, не скрываясь, готовится к конфликту с одним из основных геополитических противников.
В Соединенных пока Штатах очень много типов боевой авиации, основная часть которой разработана и произведена в 60-70-х годах прошлого века. Конечно, авиация постоянно модернизируется, но у любой модернизации есть свой предел — наступает момент, когда планер (конструкция самолета) уже не поддерживает ни новую авионику, ни более мощные двигатели — просто потому, что он изначально проектировался под другие задачи и другие условия боевых действий.
При этом гонять туземцев по пампасам можно хоть на технике времен Второй Мировой — главное, чтобы у туземцев «внезапно» не появились средства поражения боевой авиации, превышающие степень защиты самой авиации от этих средств поражения. Иначе говоря, ПЗРК с тепловой головкой наведения — это одно, от таких ракет есть масса средств защиты. И совсем другое, если ракеты становятся более «умными», реагирующими на сам самолет, а не на тепловые ловушки и радиоэлектронные помехи. Пока в визоре такой ракеты есть силуэт — ракета будет преследовать именно его, а не обманки.
Учитывая это все, американцы задумались над серьезной модернизацией своей боевой авиации. Важно понимать, что 26 авиационных флотов из 49 по четырем типам подчинения (армия, ВВС, ВМС и корпус морской пехоты) ни один не соответствовал показателям, необходимым для полноценного участия в конфликте с равным по силе противником. Для понимания давайте перечислим эти авиационные флоты:
Армия
AH-64D / E
CH-47F
UH / HH-60
Военно-воздушные силы
A-10
C-17
CV-22
F-15C/D
F-16
F-22
Военно-морской флот
KC-130T
C-2A
C-130T
E-2C
E-2D
F/A-18E/F
MH-53E
MH-60
Корпус морской пехоты
KC-130J
KC-130T
AV-8B
F/A-18A-D
F-35B
AH-1Z
CH-53E
MV-22B
UH-1Y
Только пять типов самолетов с 2011 по 2021 годы выполнили задачи по своей модернизации. Мало того, из вертолетов на такое оказался способен только один флот — UH-1N Huey времен войны во Вьетнаме. Помните, чем эвакуировали людей с крыши американского посольства в Сайгоне? Ну вот, это тот самый вертолет — да, он крайне надежен, но только против туземцев. Во всех остальных случаях UH-1N Huey может использоваться только во вспомогательных целях и подальше от театра боевых действий.
В 2021 году только 2 из 49 авиационных флотов достигли целей по ремонту и модернизации — на это дело из бюджета было выделено 54 млрд долларов, что на 3 млрд меньше, чем годом ранее — при этом только текущее техобслуживание подросло на 1,2 млрд, не включая растущую стоимость запчастей.
Из оставшихся 47 авиационных флотов только 17 добрались до показателя в 10%, а еще 30 флотов модернизировались с существенно более низкими показателями. В среднем же, по оценкам Пентагона, сейчас способны летать и участвовать в боевых действиях 7 из 10 боевых самолетов США — остальные либо разукомплектованы, либо столкнулись с серьезными проблемами и препятствиями в модернизации или ремонте.
Дабы не быть голословным, все цифры взяты из отчета Управления отчетности правительства США GAO:
Из него же следует, что только 36% F-35 разных модификаций способно к выполнению полетных заданий без попыток суициднуть собственный экипаж — из 28 целей, поставленных за десятилетие, этот флот достиг всего четыре.
С американскими танковыми войсками все еще веселее — последние по времени модификации относятся к 1992 году.
Конечно, M1A2 SEP v2 Abrams в количестве 1611 штук способны некоторое время вести боевые действия, но их вес и габариты настолько сужают их область применения, что любая осенне-весенняя распутица становится для этих машин непреодолимым препятствием. Логистика тоже «на высоте» — как оказалось, существующая железнодорожная система Европы вообще не приспособлена для массовой транспортировки «американцев». Каждый танк приходится перевозить на автомобильных трейлерах по одному, что увеличивает стоимость и время доставки.
При этом концептуально новых машин у американцев просто нет — они тупо ограничились модификацией огромного количества M1A2, стоящих в резерве — к примеру, у M1A2 SEP v2 Abrams, последний из которых выпущен в 2008 году, теперь цветные экранчики мониторов. Красиво? Очень. И да, далеко не каждый трейлер способен перевозить массу в 62,5 тонн в сухом исполнении.
Немецкий Leopard 2AX существует только в качестве прототипа — правда, говорят, что к 2030 году этих машин в бундесвере будет целых 140 штук. Французский Леклерк Т4 тоже пока в качестве прототипа, британский Челленджер 2 выпущен пилотной серией в нескольких экземплярах — и на этом все. Более старые машины проживут на поле боя не более нескольких минут, особенно если учесть, что Россия из современных средств поражения пока продемонстрировала только «Кинжал».
Откуда немцы, французы и британцы возьмут армады новых танков, пока не сообщается, но текущий энергетический кризис придает этой задаче неповторимые условия по варке броневой стали и сборке готовых изделий под шум и гам социальных протестов.
К чему это все?
К прилету пары ракет на территорию Польши вечером 15 ноября.
Сразу выяснилось несколько важнейших вещей.
Во-первых, расчеты европейских ПВО и ПРО, коих там натыкано, как блох на бродячей собаке, узнали о прилете из сообщений СМИ — между тем, ракеты пролетели над Польшей более 5 километров. Они не просто тупо проспали — они спохватились только тогда, когда разбирательство уже шло полным ходом.
Во-вторых, в США и НАТО тут же принялись выяснять, чьи ракеты на самом деле — и даже если бы они были русскими, дело спустили бы на тормозах, заткнув рты политикам Польши и взбесившегося хутора. Более того, в НАТО принялись рассуждать, применима ли здесь статья 4 Устава НАТО, согласно которой союзники должны начать консультации по инциденту с ракетами — и моментально стало понятно, что красная линия НАТО и США как раз шириной с Прибалтийские Вымираты.
В случае чего консультации обязательно будут, а для инициации статьи 5 Устава НАТО необходим полный консенсус участников альянса — в этот момент где-то далеко гадко захихикали Эрдоган и Орбан.
В-третьих, нельзя исключать, что сам прилет — это спланированная акция Варшавы и Киева. Первым нужен повод для оккупации западных сараев взбесившегося хутора, вторым — повод для полноценного втягивания США и НАТО в конфликт. Если цель и была таковой, она не достигнута.
В Вашингтоне и Брюсселе есть понимание, что МиГ-31 с «Кинжалами» на борту в Калиниградской области и Крыму полностью нивелируют угрозы со стороны 19 военных баз США и НАТО на территории Польши. В их досягаемости вся Румыния, Болгария, Германия, Нидерланды, Бельгия и даже Восточная Франция — а база Хмеймим с теми же МиГ-31 в Сирии держит на коротком поводке любые возможности альянса в Восточном Средиземноморье. И это мы еще не говорим о «Цирконах» — никто не знает, где и на каким платформах он установлен. Вполне возможно, что бригады «Искандер-М» под Калининградом уже имеют «Циркон» на вооружении — в конце концов, унификация пусковых контейнеров позволяет сделать это в самые сжатые сроки.
Это к вопросу о том, «А вдруг они соберутся кучей и опять отправятся к нам с «дружественным визитом, как и 80 лет назад???»
Если бы они собирались, то Пшеводув стал бы отправной точкой новой большой войны — по факту же мы видим необыкновенно быстрые отскоки назад с любыми обвинениями против России. Одно дело — свистеть о жестокой России в СМИ. Совсем другое — испытать жестокость русских на собственной драгоценной шкурке.
Вот к этому Запад сейчас точно не готов — и даже если «Кинжалы» стоят на дежурстве в неядерном исполнении, то термобарическая вундерваффе, помноженная на невероятный кинетический урон, чудо как хороша — застеклить часть территории супостата можно и таким вот нетривиальным способом.
В конце концов, мы ведь тоже боремся с изменениями климата — более гуманная в этом смысле боеголовка будет нашим реальным вкладом против повышения температуры на планете Земля. Мы повысим ее в максимально локальных условиях, не более пары километров в диаметре. Ну или в радиусе, как пойдет.