Однажды тёплым июльским днём 1854 года перед глазами монахов и послушников Соловецкого монастыря предстала необычная и пугающая картина. Омывающие сушу воды были потревожены прибытием двух боевых кораблей, являвшихся частью английской эскадры.
«Поскольку война, мы тут у вас, сэр, хотим экскурсию провести — сказали англичане. — А заодно забрать ваших овец и коров, согласно правилам британских джентльменов и нашей дипломатии»
Разумеется, к появлению вражеских войск никто не готовился, поэтому жители Соловков лихорадочно приступили к чистке старых орудий и ружей. Потрепанный «инвентарь» был экстренно роздан и арестантам.
Удивительно, но те не стали устраивать бучу, мол, приплыла демократия, и они наконец-то свергнут кровавую тиранию, и их столы тоже будут трещать под заморскими деликатесами. А приняли единое решение умереть за Россию. Вот так судьба-злодейка объединила набожных смиренных людей с матерыми уголовниками.
Тем временем, после трапезы и обязательного чаепития подданные британской короны соизволили вступить с «варварами» в переговоры. И подняли флаг — сигнал к началу переговоров. Но монахи во флоте не служили, поэтому им никто не ответил.
Англичане не могли протерпеть такую дерзкость и начали палить из пушек. Им прилетело в ответ. Англичане, облившись чаем с перепугу, этому очень удивились — ибо известно, что только демократия может бомбить тиранию (особенно если та с нефтью или прочими ресурсами), а наоборот никак нельзя.!
А на следующий день защитники крепости получили ультиматум, где говорилось о сдаче в плен гарнизона и выдаче всех необходимых припасов (в том числе и здешних коров).
К несчастью для британцев, за плечами батюшки Александра имелся какой-никакой, но боевой опыт. Поэтому смысл письма, написанного с лёгкой руки бывшим полковым священником сводился к следующему: «на поводу не пойдём, а иноземцев призываем уйти восвояси».
Результат оказался плачевным: толстенные стены сооружения, построенного на века, почти не заметили гнева сотен снарядов (привет современным строителям!). Ну а потерь среди засевших внутри вообще не случилось.
Между тем, от десантирования враг отказался, узрев на стенах десятки ружейных стволов. Для приличия грозные посудины ещё не один час взирали на остров, но после снялись и с чувством собственного достоинства убыли за горизонт.
Спустя год незадачливые визитёры вновь потревожили округу, заявившись совместно с французскими делегатами. На сей раз иностранцы добились встречи с архимандритом, чем собственно только и были вынуждены довольствоваться.
Ни мяса крупного рогатого скота, ни иного провианта и нужных материалов получено не было, а сам настоятель изумил пришельцев своей непреклонностью. Как завелось уже по традиции, чай в кают-компании под недовольные голоса соотечественников и отплытие «несолоно хлебавши».
Настойчивость мореходов с Туманного Альбиона вылилась в очередное сентябрьское пришествие 1855 года, когда под их горячую руку попал небольшой соседний островок.
Там пострадала скромная церковь, по наущению европейцев лишившаяся внутреннего убранства. Награбленные иконы и прочая утварь отправились к далёким берегам “цивилизаторов” под громкие возгласы русских монахов о наказании божьем. Что ж, «демократии» непривычно утирать себе нос, согласитесь?