«Немцы просто не понимали как этому можно противостоять!»- 3 приёма русских лётчиков, которые делали асов Люфтваффе беспомощными


«Немцы просто не понимали как этому можно противостоять!»- 3 приёма русских лётчиков, которые делали асов Люфтваффе беспомощными

В воспоминаниях ветеранов Люфтваффе, выживших в сражениях Второй мировой войны, я неоднократно встречал любопытное сопоставление. Германские асы сравнивали свою боевую работу со спортом. Дескать, были молодые, и для нас это был тот же спорт – просто связанный с риском для жизни.

Для советских же лётчиков это была именно война, в полном смысле слова. Жестокая и беспощадная война за выживание своей страны и нации. В ней «сталинские соколы» не щадили ни противника, ни себя.

За годы Великой Отечественной советские летчики не менее шестисот раз (!) таранили в воздушных боях вражеские самолёты. Такого никогда не было и не будет ни на одном театре боевых действий. А немцы просто не понимали как этому можно противостоять!

Воздушный таран связан с громадным риском для жизни пилота. Немецкие лётчики его не применяли. А вот асы советских ВВС довели эту опасную тактику боя до совершенства, и использовали её даже ночью. В Красной Армии это считалось одной из высших форм героизма. О лётчике, совершившем воздушный таран, немедленно писали в газетах, снимали в кинохронике, прославляли его в стихах и рассказах. Например, как Талалихина или Еремеева. Особенно – если пилот-герой не просто врезался в самолёт противника и погиб, но и сам остался жив при этом; смог посадить свою повреждённую машину.

Сбитый самолёт люфтваффе. Фото в свободном доступе.

Борис Ковзан четыре (!) раза применял воздушный таран и оставался жив – после того, как расходовал весь боекомплект своего истребителя. При этом три раза он сажал свой повреждённый столкновением самолёт, а в четвёртый раз – успел выброситься с парашютом из падающей и разваливающейся машины.

Для немцев же такой непрактичный, излишне опасный приём боя был неприемлемым. Поэтому презрение советских пилотов к смерти и стало для них неожиданностью, перед которой они зачастую оказывались беспомощными. А сейчас я расскажу об основных видах таранов советских лётчиков:

№3 Пропеллером

Самым мастерским видом тарана можно назвать удар пропеллером по хвостовому оперению. Для этого истребитель должен был зайти сзади, резко увеличить скорость и, догнав вражеский самолёт, срезать винтом его управляющие плоскости на хвосте. Поврежденная машина люфтваффе тут же уходила в неуправляемый и неостановимый штопор. При этом атакующий имел хорошие шансы выжить. Потому что даже с погнутым винтом, либо вовсе без пропеллера самолёт сохранял управляемость, и у лётчика оставалось достаточно времени на то, чтобы спланировать на землю, или выброситься с парашютом.

Борис Ковзан – абсолютный рекордсмен по воздушным таранам. Фото в свободном доступе.

№2 Крылом

Нередко советские пилоты, решившиеся на таран, били вражеский самолёт крылом – как при лобовом сближении, так и при заходе с тыла. Удар наносился по хвосту или фюзеляжу, а лучше всего – по кабине немецкого пилота.

№1 И даже хвостом

Случалась на войне и такая экзотика, как таран вражеского самолёта хвостом. 4 августа 1942 года лётчик Ибрагим Бикмахаметов ввязался в воздушный бой с истребителем люфтваффе, вышел ему в лоб, в последний момент резко отвернул, и на вираже ударил хвостом крыло вражеской машины. Оно отвалилось, немец разбился, а его победитель – благополучно довёл свой повреждённый ЛаГГ до базы.

Динамика количества таранов

Особенно часто советские лётчики шли на таран в тяжелейшие первые полгода войны – в 1941-м. Потом эти смертельно опасные столкновения происходили всё реже и реже. Так, с 1941 по 1942 год было зафиксировано 358 воздушных таранов, с ноября 1942-го по 1943-й – 192, за 1944-й – 62, в 1945-м – 23. Тридцать три «сталинских сокола» совершили воздушный таран дважды.

Советские штурмовики Ил-2 в атаке. Фото в свободном доступе.

Геннадий Елисеев, 20 ноября 1973 года: последний таран в истории советских ВВС

С развитием авиации и её вооружения сближения вплотную и воздушные столкновения совсем ушли в прошлое. Хотя в 1973 году капитан Елисеев снова применил этот опаснейший приём времён Великой Отечественной войны. Что, к сожалению, окончилось для него трагично.

20 ноября 1973 года самолёт ВВС Ирана RF-4C «Фантом», пилотируемый иранским (майор Мохаммад Кокухния) и американским (полковник Джон Сандерс) лётчиками, вторгся в воздушное пространство СССР. На его перехват в 350 км от государственной границы СССР с аэродрома в Вазиани (под Тбилиси) поднялся МиГ-21СМ 36-летнего Геннадия Николаевича Елисеева, уроженца города Сталинграда.

Наш лётчик вышел на цель, нарушитель развернулся и устремился назад к границе, прячась в облаках. Две ракеты, выпущенные Елисеевым, не достигли цели. А пушку МиГ-21СМ заклинило! Тогда капитан протаранил самолёт противника и, к большому сожалению, погиб.

Иранец и американец же катапультировались, приземлились с парашютами, были арестованы и впоследствии обменяны у американцев на сидевших в США в тюрьме советских агентов.

Геннадий Елисеев. 28 ноября – ошибочная дата на мемориальной доске и в многих статьях про этот инцидент. Фото в свободном доступе.

Кстати Кокухния всё же не миновал смертельного удара МиГ-21 советского производства. Он был сбит в ходе ирано-иракской войны 1982 года и погиб.