Доброе утро, Империя.
В понедельник случилось сразу несколько важных вещей — в день рождения Байдена Илон Маск разблокировал в Твиттере аккаунт Дональда Трампа. Трамп пока не написал там ни слова, но за первые пять часов после разблокировки на него успели подписаться 9 млн человек — а теперь давайте заслушаем самые демократические СМИ в мире, что у Дональда больше нет никакой популярности и влияния.
К слову, за сутки аккаунт Трампа набрал 87 млн подписчиков — примерно в два раза больше, чем до демократической блокировки.
Вторая новость тоже чудесна. Компания QatarEnergy подписала 27-летнее соглашение о купле-продаже с китайской Sinopec на 4 млн тонн СПГ в год, что является самым длительным контрактом в истории сделок по СПГ, как сообщило агентство Reuters.
Самое вкусное во всем этом то, китайцы практически под чистую выгребли вообще весь газ, который мог появиться у Катара в результате повышения уровня добычи — теперь эмиру придется ее повысить, но исключительно под долгосрочный контракт с Китаем.
В принципе, случилось то, что эмир требовал от европейцев — преступно и осознанно склонял Евросоюз к долгосрочным соглашениям вразрез с Третьим энергопакетом Энергетической хартии ЕС.
Не срослось и это откровенно радует наши имперские души — чем меньше будет возможностей у Европы в получении энергоресурсов, тем быстрее европейцы задумаются над тотальной сменой своих элит. Все сожрал проклятый долгоносик!
Над третьей новостью где-то в Анкаре в голос заржал турецкий султан:
Паранойя Польши в отношении России побудила ее отказаться от преобладающего в большей части Европы духа времени, согласно которому обычные военные действия остались в прошлом. Вместо этого она строит то, что сейчас находится на пути к тому, чтобы стать самыми мощными сухопутными войсками ЕС.
“Польская армия должна быть настолько мощной, чтобы ей не приходилось сражаться только за счет своей силы”, — заявил премьер-министр Матеуш Моравецкий накануне дня независимости Польши.
“Польша стала нашим самым важным партнером в континентальной Европе”, — сказал высокопоставленный представитель армии США в Европе, сославшись на решающую роль, которую Польша сыграла в поддержке Украины и в укреплении обороны НАТО в странах Балтии.
После этой новости первыми следовало бы напрячься немцам, но поляки весьма успешно делают все, чтобы привести свою страну к очередному и последнему разделу в своей яркой и малоосмысленной жизни. Как видим, история опять никого и ничему не научила — как только поляки сочтут, что их мощь уже вполне достаточна, они снова потребуют репараций от Германии за Вторую Мировую. И теперь немцы простыми отписками по дипломатическим каналам не отделаются: сказано — гоните полтора триллиона? Ну вот и гоните, а кто не поймет, познает всю мощь польского оружия!
Нас же интересует новость, появившаяся в британском Express: «Ядерная хватка Путина может спровоцировать новый энергетический кризис».
В принципе, мы и без британцев знали о контроле России над рынком урана в мире — британцы же принялись рисовать апокалиптическую картину о том, как Путин опять захватит весь мир, руководя кризисами из офиса красного кирпича в центре Москвы.
Начинается статья вполне безобидно — дескать, Россия контролирует около 42% глобального рынка урана и Путин запросто способен взвинтить цены на энергию, если вдруг психанет и прекратит поставки тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) клиентам в Европе и Америке.
Для чего это Путину, не сообщается — но, зная логику наших бывших партнеров, легко догадаться о том, что у России есть еще что отобрать на энергетическом рынке мира. Правда, есть небольшая закавыка — почти все топливо для ТВЭЛ русские добывают сами или в подконтрольном Москве Казахстане, а все остальные месторождения в мире, за редчайшим исключением, не обладают развитой инфраструктурой переработки и обогащения урана прямо на месте.
Что тут стоит отметить: стандартный российский реактор ВВЭР-1200 поколения 3+ требует загрузки 93 тонн тепловыделяющих сборок в год. Реакторы мощностью в 1600 МВт требуют до 127 тонн ТВЭЛ в год — при этом качеству ТВЭЛ уделяется первостепенное внимание, ибо повторения Чернобыля или Фукусимы не хочет никто.
Это та система, в которую лезть с попытками отобрать, модернизировать или что-то поправить — себе дороже. Результат может быть настолько любопытным, что светящиеся по ночам зеленым светом города, человеки или деревья будут лишь внешним антуражем Апокалипсиса в рамках отдельно взятой страны — а при надлежащей розе ветров о целительной силе йода по выводу радионуклидов придется вспомнить и всем соседним странам.
Так вот, 28% обогащенного урана в США поставляет Россия. Более 20% рынка обогащенного урана в Евросоюзе контролирует тоже Россия — а после того, как российские музыканты в шею выгнали французский экспедиционный корпус из Африки, эта зависимость только увеличится. Франция — единственная страна в Европе, где около 70% электроэнергии вырабатывается на АЭС. У страны нет крупных угольных станций или ГЭС, поскольку французы очень долгое время получали дешевое сырье для АЭС с крупнейших урановых приисков Нигера, Намибии и ЮАР.
Последним французов выгоняет Нигер, причем с позором, а для Парижа эта страна была своего рода базой для контроля над бывшими колониями — именно туда были выведены войска, бежавшие этим летом из Мали. И если в августе правительство Нигера запретило две антифранцузские демонстрации, то уже 18 сентября оно не просто их разрешило, но и открыто поддержало — тем более, что «Движение-62» Сейду Абдулайе обещало поддержку правящей партии на следующих выборах в парламент. Естественно, поддержка не будет односторонней, а Сейду Абдулайе со своими обширными связями в Мали, Чаде и Сахеле прямо намекает властям, что нет лучшего лекарства от исламского терроризма, нежели оркестр имени товарища Вагнера.
Иными словами, зависимость европейского рынка от обогащенного урана из России будет только увеличиваться — а если кто-то несознательно надеется в этом деле на французов, может вспомнить знаменитую финскую АЭС Олкилуото, которую французы обещали запустить в эксплуатацию еще в 2008 году. Олкилуото-3 строится с 2005 года, кроме него Франция мамой клялась запустить и четвертый реактор — и, можно сказать, что в декабре 2021 года Олкилуото-3 был даже запущен, но на нем внезапно обнаружили (!!!) посторонние материалы в пароперегревателе, что грозило выбросом большого количества радиоактивной воды — с тех пор третий энергоблок находится на ремонте.
Поговаривают, что его собираются запустить в декабре этого года — и на месте финнов я бы держался от Олкилуото как можно дальше. Есть и еще один забавный вопрос — через год, если все будет штатно, Олкилуото-3 потребует перезагрузки топлива в реактор. Нам всем безумно интересно, где французы или финны его возьмут, тем более в ректоры типа ЭПР-1600.
Из 27 стран Евросоюза 13 имеют на своей территории АЭС — кроме того, атомные станции есть и в Британии. На плодотворное сотрудничество с Россией в этой области может рассчитывать только Венгрия — а вот что будут делать остальные, пока остается загадкой.
Возьмем православный китайский калькулятор на российских микрочипах и посчитаем, во сколько выходит потребность рынка европейских АЭС. Прикинем на глазок, что на каждый из 132 реакторов Евросоюза в среднем приходится примерно 100 тонн ТВЭЛ в год — итого имеем 13200 тонн обогащенного урана. Доля России в этой сумме — не менее 2650 тонн, что сразу же выводит Москву в статус стратегического поставщика Евросоюза, без которого Евросоюз лишится примерно 3-3,2 ГВт электроэнергии в год.
Малосознательный гражданин скажет, что это совсем не критично — при доле атомной генерации в ЕС в 26% от энергобаланса потеря мизерна. И мы даже согласимся,но напомним, что сокращение потребления энергии и ресурсов из России уже привело к взлету цен на искричество по всей Европе — если же к этому добавить еще немного, то деиндустриализация Евросоюза приобретет необратимый характер.
Пока в Москве не педалируют ситуацию, справедливо полагая, что пусть уж лучше европейцы сами себя окончательно удавят — в конце концов, Владимир Владимирович у нас человек добрый и сочувствующий. Однако стоит заметить, что Кремль может и перестать играть в «хорошего полицейского» — тем более, когда прямо у границ поляки клыки точат и копытами щелкают.
Хотя автору очень нравится деиндустриализированная Европа — всюду чистота, свежий воздух и пейзане на волах и китайских велосипедах. Не жизнь, а экологический заповедник с элементами случайно выжившей этнической культур-мультур, ибо пейзане в основном будут общаться на арабском, турецком или неповторимом французском с забавными североафриканскими диалектами.
Высока ли эта вероятность? Хотелось бы верить, что нет — но если элиты Евросоюза и дальше продолжат нынешнюю политику, нам предстоит удивляться еще очень многому.
К примеру, в понедельник авиакомпания Lufthansa привезла свою футбольную команду в Катар на лайнере с символикой ЛГБТ и рисунком целующихся мужчин на борту — катарские авиадиспетчеры отказались принимать и обслуживать самолет, после чего тот был вынужден вылететь в Оман, откуда футболисты добрались до Дохи местными авиалиниями. Если это не маразм, то что тогда маразм вообще?
Впрочем, некоторые проблески остатков сознания все-таки случаются: польский суд отменил решение о наложении штрафов на «Газпром» и европейских партнёров по строительству «Северного потока 2». Не знаю, кто покусал польских судей, но, похоже, сами поляки в шоке от этого решения.
Еще немного и они додумаются до отмены санкций против России — и над кем тогда ржать, скажите на милость?