Об ограничении цен на российскую нефть. Каков будет итог?


Об ограничении цен на российскую нефть. Каков будет итог?

Итак, 23 ноября европейские «альпинисты нефтяных котировок» снова не смогли покорить высоту ценового потолка для российской нефти. В стане заговорщиков отсутствие единства, страны, действительно что-то производящие и умеющие просчитывать риски, умерены в цифрах и придерживаются цены в 65-70 долл. за баррель, «Великие Балтийские Спорады» и Польша настаивают как пела когда-то Эдита Пьеха, «где- то там в районе тридцати».
В итоге, ситуация до боли напоминает диалог из «Кому на Руси жить хорошо?»Н. А. Некрасова в известном диалоге ее героев —
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!-
Сказали братья Губины…
А Пров сказал: царю»
Но цари пока немногословны. Хотя 5 декабря близится, — день, когда вступает нефтяное эмбарго ЕС. День, к которому мыши должны родить гору. Конечную цифру. И мышам сложно, — если более-менее ответственные грызуны категорически против снижения ниже 70 долл. (Греция, Мальта, обладающие крупным танкерных флотом), то другие, которые вообще кроме амбиций ничем не обладают (Эстония Литва и проч), готовы даже применить право вето. Венгрия же, вообще не считает необходимым вводить подобные ограничения.

Урмас Рейнсалу, русофоб, неонацист и почитатель  20-й эстонской дивизии СС : - "По мнению Эстонии, такой ценовой горизонт является недостаточно амбициозным. Этот уровень цен на нефть кажется слишком высоким".

Тем не менее, несмотря на полную неопределенность сейчас и тем более в конечной конфигурации нефтяного рынка, тектонические сдвиги уже начались. Bloomberg писал, что в 21 ноября прибыть от ключевого торгового маршрута торговли сырой нефтью достигла 100 000 долларов день. Интересно и сообщение Хавьера Бласа в том же Bloomberg: — «Всего за несколько дней до того, как США и Европа наложили новые санкции на российскую энергетику — предположительно, самые сильные на сегодняшний день — Москва подняла добычу нефти до самого высокого уровня со времени своего …(с февраля сего года — при авт)».
Косвенно, все это говорит о том, что Россия все таки готова приостановить поставки, нефти на мировой рынок, если цена нефти не будет ее устраивать. А пока продает по максимуму впрок, (потому и цена упала) «Компании, которые устанавливают предельные цены, не будут входить в число получателей российской нефти», — заявил в пятницу представитель Кремля, добавив: «Мы просто не будем сотрудничать с ними на нерыночных принципах» — заявил Новак. В принципе, до последнего времени нефть марки Urals торговалась как раз в районе 65-85 дол.

   Существующие цены на Urals

Сегодня российская нефть торгуется даже ниже 52 долларов за баррель. Впрочем, и Brent подешевела, хотя и в меньшем (на 15 %), объеме. Да, так называемый коэффициент лямбда, характеризующий соотношение Urals к Brent, теперь менее 0,89 несмотря на то, что содержание серы в ней больше не стало. Но думается, это временное явление.
Какова будет рыночная цена на нефть, не может более-менее спрогнозировать никто. Слишком много факторов неопределенности. Существенно увеличилась стоимость доставки, ввиду усложнившейся логистики и включения Азии, как транзитного пункта из поставки нефтегрузов из России в ЕС. Помимо роста фрахтовых ставок, есть физическая нехватка танкеров и еще большие проблемы со страхованием, которые усилятся с введением эмбарго.
Сильным дестабилизирующим фактором стали сообщения об ухудшении микробиологической обстановки в Китае, а это сегодня неверно самый сильный драйвер экономики, тем более, учитывая его политику нулевой толерантности к вирусу.
Но можно с высокой долей уверенности сказать, что нефтяной рынок будет долго лихорадить. Каким он станет, можно только догадываться. В любом случае, мы прекрасно знаем, что и Иран и Венесуэла давно находятся под нефтяным эмбарго, но понемногу продают свою нефть, без публикаций ярких цифр на обложках таблоидов. Находятся и суда. А судя по тому, что недавно ряд высокопоставленных чиновников России, встречались с главой иранского центрального банка Али Салехабади и заместителем министра экономики Али Фекри, можно ожидать, что Россия внимательно изучит тот опыт, который накопил Иран в ответной борьбе с «безумным гегемоном». И судя по росту экономики в 4 процента только за последний финансовый год (по данным Всемирного банка), чувствует себя экономика Ирана неплохо.

Иранский танкер "Сафина Аль-араб". Вот на таких простых и прочных судах строилась независимость Ирана.

В любом случае, стоимость нефти в долгосрочной перспективе вырастит и в этом мало кто сомневается. Таким образом, сформируется два «параллельных» рынка нефти. Тех кто присоединится к соглашению и стоимость нефти для них в итоге станет высокой, и тех, которые будут покупать у России за ту стоимость, по которой они договорятся. И которая будет выгоднее мировой рыночной.
Уже сейчас мы видим интересные перемены на рынке перевозок нефтепродуктов. Существенно увеличились заявки на проход через Порт-Саид. А это значит, что кто-то собирается после декабря очень много вывозить (ввозить) из Индии, Китая. Уже сейчас Индия является крупнейшим покупателем российской нефти, которую уже в виде нефтепродуктов продает в ЕС. А значит российская нефть все также будет попадать в ЕС, но оставляя без работы европейские НПЗ.
Про «теневой флот» я уже не пишу. Это «тень» любых санкций.
Что касается такого сложного, уязвимого рынка как нефтяной, то ЕС следовало бы задуматься, что любой рынок действует предсказуемо только в нынешних парадигмах. Мы помним как изменилось все со взрывами на СП-2, в пользу сжиженного газа. И с такими «революционными методами» нужно быть очень осторожными.
Можно вспомнить, что авария в Суэцком канале с контейнеровозом Ever Given составила суммы в 9,6 млрд долл. в день. Мы помним, как воткнулся в 1966 году «Торрей Каньон» в побережье Великобритании на 12 суток, с розливом 120 тонн кувейтской нефти. Или столкновение «Atlantic Empress» и «Aegean Captain» в Карибском море в 1979 году, в результате чего, один еще удалось спасти, а вот первый отбуксировали за 300 миль от берега и затопили. Или греческий танкер «Prestige» с партией мазута, перевозимого из Санкт-Петербурга в порт Гибралтар, когда в корпусе образовалась трещина в 35 метров, из которой вытекал продукт со скоростью 1000 тонн в сутки. Ущерб от аварии составил тогда 4 млрд евро.

Греческий танкер "Престиж".  Таким он был таким он и остался. В памяти. С ним ушла в небытие и эпоха однокорпусных танкеров. Это его последние минуты. Сейчас он переломится пополам и пойдет на дно.

Каким станет страхование таких рейсов, если такое вдруг (или не вдруг) произойдет вновь? Какой станет итоговая стоимость перевозки и как среагирует весь рынок в целом?
Не думаете же вы реально, что события на СП-2, это конец противостоянию?
Не выпускает ли Запад из бутылки джина, который может существенно преобразовать весь наш мир, если вот так бессмысленно исполнять все, на что тебя толкают те, кто в итоге и получит весь профит?
Ведь танкер не менее уязвим чем газопровод. И с санкциями можно ведь и «перемудрить».
Ведь «если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно«? А ведь танкер — это тоже звезда. Некоторые даже так называют:

Тоже "звезда".

Может поэтому Бывший министр финансов США Стив Мнучин оценил, предложение ограничения цены так, — “оно не только невыполнимое, я думаю, это самая нелепая идея, которую я когда-либо слышал”.
И думаю, он прав.