«Змей-Горыныч на Руси был в реальности». Доводы исследователей, заставляющие сомневаться в легенде


Думаю, ни для кого не секрет, что большинство исторических фактов, событий и процессов были реконструированы в конце 18 – начале 19 века. Не имея прямого доступа к большому количеству источников, историкам приходилось косвенно расставлять датировки, приписывать поздние археологические находки более ранним периодам.

Русь-матушка

В условиях контакта с древними цивилизациями Средиземноморья, славянский народный эпос впитал различные образы и сущности, с помощью которых мог объяснить и управлять миром вокруг.

Правители Руси, как и других государств, пытались сделать свою историю более древней и великой, поэтому вопрос о поиске легендарных предков был актуальным и необходимым для государственной идеологии.

Еще до Московской Руси, монахи пытались связать истоки происхождения славян со скифами, сарматами и другим народами о которых мы мало знаем.

Легенды про огнедышащего дракона или Змея-Горыныча (на славянский лад) также берут свои корни оттуда.

Огнедышащий Змей-Горыныч

Где обитали огнедышащие змеи

Несмотря на крещение Руси, еще 400 лет в различных частях государства сохранялась твердая приверженность языческим культам, богам и вера в чудищ. Особенно этот процесс проявлялся на северных землях – Новгород, Псков.

Русский писатель и публицист XVI века Ермолай Еразм одним из первых начал структурировать и изучать мифологический эпос славян. В одном из произведений автор указывает: «дьяволы не желали чтобы город Муром существовал, поэтому отправили сущность в виде дракона и тот летал к жене князя являясь в его образе».

Он подчеркивает, что такие змеи могут обитать как в горах так и в водоемах.

Следует иметь ввиду, что легенды связанные с огнедышащими змеями имели место не только на Руси.

Согласно исследованиям советского историка В. Проппа, в странах Африки встреча с таким «драконом» была обязательной для обряда инициации юношей в состав племени. Выбравшиеся из тела змея мужчины становились героями, а значит воинами.

Чаще всего змей имел несколько важных характеристик – умел летать, извергал огонь из пасти и имел множество голов от двух до десяти. Таким образом, существо было военным противником не только у славян,исходя  из легенд  и сказаний…

Гравюра 18 века. Бой со Змеем

Змей-Горыныч: миф или сосед новгородцев

Первые изображения с драконом на Руси появляются в период XII-XIV вв. По мнению историка А. Рыбакова, змей олицетворял подводный мир.

Орнаменты с изображением змея и множества его голов больше всего прослеживаются в новгородских землях. Странно, но на домашней и религиозной утвари вместе с реальными животными – птица и конь/волк изображался и змей.

Советские историки А. Рыбаков и М. Тихомиров считали, что использование символов змея на религиозной утвари возможно только в случае его реального существования, а соответственно, почитания.

По их мнению, Змей-Горыныч на Руси был в реальности. Опираясь на работы историка А. Афанасьева следует отметить один важный эпизод.

Автор, изучая обрядовую культуру древней Руси, отмечает обряд с помощью которого жители «откупались от злых духов»: для этого они использовали коня, одевали его в образ змея и в полночь отправляли в воду на «корм» «подземному царю».

Изображения дракона на стенах гротов в Новгороде

Ильменские драконьи капища

Историку Рыбакову, при исследовании территории Ильмени, удалось обнаружить несколько капищ с изображениями чудовища. Образ существа периодически встречается на стенах домов и остатках обрядовой утвари в Новгородской и Псковской землях.

Таким образом, ученый отметил приблизительный ареал обитания животного. Множественные сведения говорят о существе как о действительно имеющем место быть. Выходит вопрос лишь в гиперболизации?

Новгородский воин против дракона

В Псковских летописных записях также прослеживается информация о существе. Якобы змей живущей где-то в водных артериях региона поедал многих рыбаков.

Немецкий путешественник Герберштейн пишет о некоторых странных ящерах одомашненных славянами в северных землях. Он отмечает их различия с крокодилами и именует их как «гивоитов».

Славянская утварь культа Змея-ящера

Рожки да ножки

Куда они исчезли – открытый вопрос. Но вышеупомянутые историки сходятся в мнении, что в процессе христианизации Руси эти «домашние существа» были истреблены как идолы противоречащие христианским богам.

В Синодальной библиотеке XVI века были найдены рукописи подтверждающие факты истребления неких существ похожих на змеев-крокодилов в водоемах и реках: «Зверь плывущий вверх по течению упал на дно убиенный…».

После чего выброшенного на берег «змея» с почетом похоронили язычники. Таким образом, ящеры-крокодилы был низвержены с пьедестала почета до обычных речных страшных обитателей и не более.

А как вы считаете, действительно ли могли существовать такие змеи или это все лишь сказки?

Мое мнение  такое  что Драконы действительно были,но  с приходом христианства,их прировняли  к демоническому пантеону и уничтожили.

Но возможно не всех….Ведь временами  на объективы фотокамер попадают крылатые существа летящие между гор..

Снимок сделан в Китае в 2020 году..