В Центральный округ вернутся снегопады и ледяные дожди


Период антициклональной и морозной погоды, с рекордно высоким атмосферным давлением, в центральной части Европейской России подходит к концу. Отрог мощного сибирского антициклона уходит на юго-восток, а погодой до конца недели будут управлять циклоны – вначале североатлантический, а затем южный, балканского происхождения.

В такой ситуации уже в среду на западе региона закружит снег, который в четверг доберётся и до центральных и восточных областей. При этом в северной половине Центрального округа, в том числе и в столице, осадки в виде снега, от слабого до умеренного, будут продолжатся до конца недели. При этом температура повысится от −4…−9° в среду до −1…−6° в пятницу, такой же она ожидается и в выходные.

А вот южнее вторжение тёплого и влажного воздуха будет более заметным. Там осадки пройдут в смешанной фазе, возможны гололёды и ледяные дожди – в пятницу они пройдут в Курской и Воронежской областях. В ночь на субботу переохлаждённые осадки затронут Орловскую, Липецкую и Тамбовскую области, днём доберутся до Брянской, Тульской и Рязанской областей, а к вечеру вероятны в Калужской области, а также на юге Подмосковья. А в воскресенье синоптическая ситуация повторится, и ещё одна волна тёплого воздуха начнёт свой путь в регион с его юго-западных областей. В такой ситуации в южной части округа повышение температуры будет более заметным, и если в середине недели она составит −5…−10°, то к пятницу уже будет колебаться около нулевой отметки, а в выходные ожидается −2…+3°.

Влияние циклонов приведёт к изменению высоты снежного покрова. В северной части округа снежный покров к концу недели подрастёт до 15–20 см, а на западе местами сугробы вырастут до 25–30 см. В столичном регионе прибавка будет скромнее, и снежный покров увеличится с нынешних 3–11 см до 9–17 см. А вот на юге изменения высоты снежного покрова будут совсем небольшими.

*******

7 декабря  /по старому стилю 24 ноября/ в народном календаре был Екатеринин день, или день Катерины – по имени сегодняшней святой, великомученицы Екатерины Александрийской. Святая Екатерина в народном сознании стала покровительницей невест, незамужних девушек, а так же беременных. Ей молились о суженых, и о благополучных родах.

7 декабря: традиции и обычаи в день Катерины

Так как в это время уже были открыты  санные дороги, то  во многих местах этот день называли — Катерина Санница.  Зима на Руси долгая и снежная. После осенней распутицы с особой радостью встречали первый снег. Долгое время пик зимних забав на Руси приходился на Масленичную неделю: сначала веселились дети, а позже присоединялись и взрослые. Но когда празднование Нового года перенесли с 1 сентября на 1 января, зимних праздников стало еще больше. С тех пор можно было всласть устраивать зимние игрища, не дожидаясь Масленицы. Повсюду устраивались  уличные гуляния, которые сопровождались зимними забавами. Детвора,  молодёжь, да и взрослые — играли в снежки, строили снежные крепости, катались с ледяных горок, лепили снежных баб. В старину, пожалуй, не было ни одного двора, крестьянского или господского, где ребятишки не лепили бы снежную бабу, украшая ее носом-морковкой, глазами-угольками, мочалом, заплетенным в косу и ярким платком. Позже снежная баба трансформировалась в снеговика, обзавелась ведром на голове и метлой в руке.

Игрой в снежки баловались дети, а взрослые  предпочитали забаву посерьезней – взятие снежного городка. Вот уж где было разгуляться русской удали и силушке. Для этого сооружалась снежная «крепость». Одни участники крепость защищали, другие – стремились приступом ее захватить, то есть разрушить. Во «взятии крепости» участвовали парни, вооруженные дубинами и восседающие на лошадях. Защитники тоже были вооружены. В ход шли любые «ударные» подручные средства – мётлы, лопаты, палки. На стороне защитников можно было увидеть и девушек. Описание нешуточных страстей, разыгрывающихся на «полях сражений» можно найти в записях немецкого путешественника Иоганна Гмелина: «…все время их (нападающих) так встречали дубинками, что даже двое из них упали с лошадей и были здорово побиты. Всадники пришли в большую ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в гарнизон стрелы, но воевода не позволил этого, и крепость осталась в обладании прежних хозяев».

 

Картина русского художника Василия Сурикова. «Взятие снежного городка». Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размер полотна — 156 × 282 см. На картине изображён кульминационный момент популярной среди казачьего населения Сибири старинной народной игры. По традиции, эту игру устраивали во время зимних праздничных гуляний, и  в последний день Масленицы, и художник, выросший в Красноярске, многократно наблюдал её в свои детские годы.

 

Ещё одна «спортивная» забава, в которой можно было поучаствовать во время зимних гуляний – это доставание призов с высокого столба. Приз всегда был ценным, и желающих его достать было немало. От участников требовалось умение, ловкость, сила и выносливость, а наградой усилий была радость от достижения желанной цели. Так как в «покорении вершины» принимали участие только мужчины, то чаще их добычей становились сапоги, отрезы материи или рубаха.

В больших населённых пунктах,  городах, было популярным и катание на коньках. История появления коньков на Руси впечатляет. В ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Старой Ладоге были обнаружены коньки, датированные бронзовым веком. Удивительно, не правда, ли? Конечно, это прообраз современных коньков и подобные приспособления можно встретить у многих народов. Мастерили их из костей животных, и назначение было чисто утилитарным — для передвижения по замерзшей водной поверхности. Позже катание на самодельных коньках было, в основном, детским развлечением, наряду с катанием на санках, так как многие города, сёла строились на берегах рек, и естественный склон берега становился зимой горкой, а замёрзшая река превращалась в каток. Пётр I, стремившийся преобразовать российское государство по западному образцу, широко внедрял всё европейское. Впечатленный зрелищем состязательных гонок на коньках в Голландии, Пётр приказал наладить массовое производство коньков и мечтал о проведении конькобежных состязаний. Идея прижилась не сразу, лишь в середине XIX века в северной столице был открыт первый конькобежный клуб и общественный каток в Юсуповском саду, куда пускали по специальным билетам. Юсуповский сад стал тогда  любимым местом зимнего времяпровождения «золотой молодёжи». Через некоторые время на этом катке провели первые соревнования. Любопытны дисциплины этих состязаний: «бег на скорость», «бег на скорость со стульями», «парный бег голландским шагом – кавалер и дама» и «исполнение фигур». О катаниях на коньках мы можем найти в творчестве русских классиков.

А. С. Пушкин: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд»,  или

« Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..»

 

Катание на санках, или как их называли в старину – чунках,  это ещё одна излюбленная забава детворы и молодежи прошедших времён. В старину зажиточные крестьяне покупали расписные «красные» сани (родоначальники современных детских санок). В сельской местности «горками» становились высокие речные берега, а в городах заливали водой естественные возвышения или сооружали деревянные горки. Ледяной скат плавно переходил в длинную расчищенную от снега дорожку, которую на половину тоже иногда заливали водой для ускорения саней. Обычно горки достигали до 8 метров, но были горки и повыше. Рекордсменом стала горка купца Подозникова высотой 26 метров. Катались с горок не только на чунках, но и на салазках, шкурах, досках, даже на маленьких скамейках, опрокинутых ножками вверх. Наиболее отчаянные молодцы катались на ногах. В городах горки обязательно украшались и освещались в вечернее время. С. Аксаков описывал это так: «…посматривал я на толпу деревенских мальчиков и девочек, которые, раскрасневшись от движения и холода, смело летели с высокой горы, прямо от гумна, на маленьких салазках, коньках и ледянках: ледянки были не что иное, как старые решета или круглые лубочные лукошки, подмороженные снизу…»

Ну и разумеется, излюбленным зимним увеселением было катание на санях, запряжённых лошадьми, как правило это были русские тройки. В этот день было принято устраивать гонки на санях. Все жители селения собирались на пригорке и катались на повозках. Принимали участие в гонках парни и молодые мужчины, а девушки болели за них. В этот день  парни признавались особым образом понравившейся девушке в своей симпатии – приглашали ее покататься в санях. А окружающие наблюдали, кто чаще всего к кому садится в сани, чтобы после сделать выводы о предстоящих браках. Поэтому девушки старались прокатиться в одних санях с любимым – к тому же была такая  примета, что это  сделает их союз крепким.  Сани служили серьезной подмогой на крестьянском дворе. На Екатерину Санницу было принято и скатывать сани с горы, и катать весь деревенский люд. Сани утепляли, обкладывая внутри теплыми шкурами, сукном, для состоятельных господ – коврами или красным бархатом. Украшали сбрую коней, доставая для этого случая из сундуков цветные лоскуты ткани, металлические бляшки, кожаные кисточки, а на раскрашенную дугу подвешивали колокольчики-бубенцы, цветные банты. Катались с песнями под заливистую гармонь, звоном бубенцов и веселым смехом. Частенько такие санные забавы  шли на интерес или на спор. Те, у кого водились деньги, делали и немалые ставки. Среди детворы было свое поощрение победителю санных гонок – проигравший впрягался в сани и или санки, салазки, и вёз его  в гору.

С утра весёлое катание на санях устраивала молодежь, а к вечеру выезжали люди постарше,  но главное —  недавно поженившиеся семейные пары. Таким парам в Катеринин день уделялось особое внимание. В этот день молодая жена впервые выходила в люди и, как велел обычай, раскланивалась всем соседям на все стороны. Первыми в расписные украшенные сани садились молодые муж и жена, а за ними — «длинный поезд родных» на санях, которые предварительно красили в яркие цвета, или сусальным золотом золотили. Богатые семьи украшали их медвежьим или волчьим мехом. Свекровь и свёкр оставались дома, но по обычаю – просили  провожатых присмотреть за невесткой. Когда молодёжь возвращалась, родители мужа клали на порог дома овечий тулуп, вывернутый наизнанку, на который должна была ступить невестка. Такой обряд проводили для того, чтобы очистить девицу от проказ нечисти, а так же уберечь семейное счастье молодых от сглазов и порчи.

С санями на Руси  было связано множество традиций. Например, именно в санях ехала в церковь невеста. И в тех же санях молодожены возвращались домой. На Руси вообще любили снаряжать сани на все торжественные выезды, от крестин до венчания на царство. И просто проехать на санях по городу или селу было куда престижнее, чем на колёсном транспорте. Вероятно, дело было в богатом внешнем виде и удобстве — тогда сани напоминали лодку. Сани наследили и в русской культуре. «Не садись не в свои сани» — известная по сей день поговорка. Или пушкинский крестьянин, который обновлял путь на дровнях — санях для перевозки грузов. Мужик из песни, срубивший елочку под самый корешок, тоже был на дровнях. А количество картин, где фигурируют сани, не перечесть — от «Боярыни Морозовой» до зимних пейзажей всех мастей.

Кататься на санях — не просто увеселительный обряд. Корнями это действо уходит в глубокую древность, где катание было символом обмена с землей репродуктивной энергией, что женщинам помогало зачать, а молодежи — вступить в брак. И сани как символ перехода здесь занимают особое место. Катались с этой целью не только на санях. На святочных посиделках, например, молодые парни и девушки катались-кувыркались по полу друг с другом или вместе с ряжеными. В Нижегородской губернии на святки ряженый «медведь» сидел на посиделках в углу избы и поочередно указывал на девушек, которые должны были подойти и поцеловать его. Если девушка делала это плохо, он мазал ее сажей, а затем обнимал и катался с ней по полу. В Ветлужском крае на святочных вечерках два парня, называемые «катальщиками», ловили парня и девушку, заматывали их в полог и катали по полу. При этом они время от времени спрашивали: «Скатали валенки?» Если парень и девушка отвечали: «Скатали, скатали», то их отпускали; если же те говорили: «Нет, еще не готовы», то катание продолжалось еще некоторое время.

Когда все уличные гуляния оставались позади, и на землю спускался тёмный зимний вечер, девушки собирались вместе и  проводили разнообразные приворотные обряды и гадания на суженых. Один из тех обрядов выглядел так: Девушки пекли колобок (хлеб круглой формы) и читая специальный заговор, катали его круговыми движениями по убрусу (полотенцу, украшенному вышивкой, которое являлось частью головного убора замужней женщины). С одной стороны убруса клали вещь любимого, а с другого – ржаной колос. Суть этого обряда  была в том, что бы парень так же кругами ходил вокруг девушки и вокруг её дома. Известно и другое гадание тех времён: ветка яблони отламывались и помещалась под подушку. Девушке во время ночного сновидения должен был присниться тот, кто станет в будущем её мужем. Вместо ветки яблони под подушку также клали  хлебную корочку. Главное – произнести перед сном специальные заветные слова, и после этого сразу лечь спать, ни с кем не заговаривая.

Сон в ночь на 7 декабря может быть вещим. Считается, что через это сновидение с человеком пытается связаться Вселенная, посылает ему важные образы.

Рождённый в этот день будет обладать весёлым и лёгким нравом. Такие люди умеют радоваться жизни, находить во всём прекрасное, и это притягивает к ним людей.

 7 декабря — что нельзя делать

Незамужним дамам сегодня лучше ни с кем не ссориться, не говорить на повышенных тонах – к неудаче в любви.

Замужним дамам в этот день старинные приметы не рекомендуют надевать новую обувь – к изменам мужа.

Нельзя ремонтировать обувь — такая обувь не прослужит долго и скоро вновь придёт в негодность.

Нельзя засиживаться в гостях, с подругами и друзьями допоздна. Лучше вернуться домой ещё до того, как полностью стемнеет.

Не рекомендуется мести пол, чтобы не вымести благополучие и достаток. Если никак не обойтись сегодня без уборки, то нужно перенести её на время после обеда, но не делать этого утром. Также не следует стирать, особенно руками — можно перенять от одежды плохую энергетику.

Не рекомендуется выполнять лишнюю физическую работу,  перенапрягаться.

Не самый лучший день для рукоделий.

7  декабря — что можно делать

Так как сегодня рекомендуется есть лёгкую низкокалорийную еду, то стоит приготовить блюда из овощей, творога,  рыбы. Будут уместны на столе каши, кисломолочные продукты.

Подходящий день для гаданий.

Можно пригласить гостей, или самим отправиться в гости.

Народные приметы на 7 декабря

  • Ясный день — зима будет морозной.
  • Звёзды меньше обычного — к снегопаду.
  • Коровы задними ногами трясут — наступление холода предчувствуют.
  • Вокруг луны круги появились — перед морозом.
  • Оттепель, слякоть, туман — морозы придут через 10 дней.
  • Снег падает на сухую землю — к плохому урожаю.