Европейская часть России остаётся под влиянием мощного циклона. Накануне Москву заливало дождями – за сутки понедельника в городе выпало 21 мм влаги, это без малого половина месячной нормы. Ушли под воду дороги, тротуары, площади… Потоп – следствие не только сильных осадков: впервые с начала декабря в столице температура превысила нулевую отметку – термометры показали +3°. В итоге растаяло более половины снежного покрова, который формировался с конца ноября.
А вот в Санкт-Петербурге картина была ровно противоположная. Пока Москву заливало дождями, здесь бушевала метель. А видимость в течение суток падала до 500 м. До конца нынешней недели оттепелей в Северной столице не ожидается, а небольшой снег на фоне умеренно морозной погоды ещё пройдёт. Учитывая его прибавку и процессы уплотнения, можно предположить, что к выходным высота снежного покрова там составит 17–22 см.
Сильный снег в понедельник шёл и на востоке Европейской России. Например, в Перми, в переходной зоне между снегопадами и ливнями, выпадали переохлаждённые осадки. Ледяные дожди отмечались в Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Кировской и Вологодской областях. Причем, страдала от них и фауна.
Виновник непогоды на Русской равнине – мощный средиземноморский циклон. Сегодня его основное ядро сместится на север региона и интенсивность ненастья снизится. Небольшие переохлаждённые осадки сохранятся кое-где на юге Республики Коми и северо-востоке Вологодчины. А в средние и южные широты пробьётся холодный атмосферный фронт, и вплоть до линии Белгород – Ярославль дожди опять перейдут в снег.
В Москве, например, утром ещё около 0°. Но затем температура станет отрицательной, лужи на дорогах и тротуарах начнут замерзать, а осенняя морось окончательно сменится снегопадом. Пока интенсивность этих зарядов будет небольшой – до 1–2 мм за 3 часа.
В результате вторжения холодного фронта в зоне оттепели сегодня останется только Южная Россия. А в средней полосе дневная температура понизится до 0…−5°. Самые крепкая стужа по-прежнему будет наблюдаться на востоке региона — в дневные часы в Предуралье не выше −10…−15°.
Завтра и послезавтра похолодание усилится, морозные воздушные массы пробьются даже к побережью Чёрного моря и отрогам Кавказа. Однако, в четверг в южные регионы России придёт очередная волна атлантического воздуха. Это потепление окажется не менее мощным, чем предыдущее. Но его география ограничится только южной половиной Русской равнины.
Липецк, например, попадёт в его зону. Сегодня здесь ещё оттепель и по-прежнему будет идти сильный снег вперемешку с дождём. Всего за сутки может выпасть около половины декабрьского объёма влаги! Со вторника подморозит, а осадки перейдут в снег.
Но в пятницу-субботу в Черноземье вновь потеплеет до 0…+1°, и регион может столкнуться с новой волной ледяных дождей.В Центральную Россию вплоть до выходных будут поступать холодные воздушные массы из Скандинавии.
В Москве ожидаются снегопады, самые сильные – в среду. И к субботе высота сугробов в столице может вырасти на 30 см. А пик похолодания придётся на середину рабочей недели — после полудня −5…−6°, это более чем на 2° ниже декабрьской нормы.
Сильные снегопады, перешедшие в дожди (а на столицу накануне обрушилось без малого половина — 41% от месячной нормы декабря), стали причиной обновления в столице суточного рекорда по количеству выпавших осадков. Прежнее достижение, принадлежавшее 12 декабря 1960 года и составлявшее 12,5 мм, перекрыто почти вдвое. Новый рекорд для этого дня теперь составляет 21 мм. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы обновить абсолютный суточный рекорд декабря. Это достижения осталось за 14 декабря 1981 года и составляет 23,2 мм.
Между тем это не последние сильные осадки на нынешней неделе. Уже в среду центральные области Европейской России окажутся под ударом очередного активного южного циклона. На этот раз его траектория пролегает южнее предыдущего, и столичный регион останется в холодной части этого облачного вихря. А вот снега будет много – в ночь на среду в регионе выпадет около 7–12 мм осадков, и ещё 2–7 мм добавится в дневные часы. Гололедица и ледяной наст, которые образуются в регионе сегодня, засыплет довольно заметным слоем снега, на дорогах образуются снежные заносы и вновь прибавится работы коммунальным службам. По нашим расчётам, высота снежного покрова, изрядно «съеденного» отепелью и дождями, к утру четверга увеличится на 8–13 см.
Снежно-гололёдно-дождливое ненастье, накрывшее большинство регионов Европейской России, отправило на второй план погодные события Дальнего Востока. А между тем, в минувший понедельник там температура воздуха опустилась ниже отметки в −60°!
На полюсе холода России, в Оймяконе, термометры показали −61,0°! Таких морозов в Оймяконе не было более 10 лет. Последний раз температура воздуха в этом якутском селе опускалась ниже −60° 6 января 2011 года – тогда было −61,1°.
Да и днём в первый день недели там «потеплело» лишь до −58,1° – таким образом отрицательная температурная аномалия превысила 14°. Вплотную к отметке в −60° подобрались и минимальные термометры в селе Делянкир, где морозы окрепли до −59,9°. Наступивший вторник продолжил холодные традиции – сегодня в Оймяконе вновь −60°.
Аномально холодая погода с ночной температурой воздуха в −56…−61° сохранится на востоке Якутии ещё в течение двух дней, и только с пятницы начнётся ослабление морозов. В последние дни недели по ночам ожидается −47…−52°, в дневные часы −42…−47°.
*******
14 декабря /по старому стилю 1 декабря/ в народном календаре назывался Наумов день. В церковном календаре это день памяти пророка Наума — одного из 12 малых пророков, жившего в VII веке до н. э. на территории Галилеи. О жизни Наума не осталось практически никаких сведений. Однако известно, что он написал книгу пророчеств, которая вошла в Ветхий Завет. Она содержала предсказание гибели ассирийского города Ниневии из-за беззакония, а так же предсказание разрушения Израильского царства.
Другие названия этого дня: «Наум на ум», «Наум-Грамотник». Из-за созвучности Наум – ум, в народном представлении этот пророк отвечал за разум и был помощником во всякого рода умственной деятельности, поэтому в этот день на Руси молились святому Науму о мудрости, прося «наставить на ум», «надоумить». Говорили, что «пророк Наум острит ум», «Наум наставляет на ум».
14 декабря: традиции и обычаи в Наумов день
День, посвященный пророку Науму, можно считать поистине уникальным. Ведь он не связан с народными наблюдениями за изменениями погоды, религией или земледельческими работами. Многие церковные даты основаны на перечисленных событиях. В Наумов день принято вспоминать о грамоте, образовании и учениях. Считалось, что после наступления дня Наума в небольших населенных пунктах можно было начинать учить детей грамоте. Если заглянуть в глубину веков, то учиться начинали именно в этот день – в праздник Наума. Уже позже начало учебного года перенесли на начало календарного года, который в стародавние времена начинался в сентябре. С тех пор было несколько реформ, начало календарного года перенесли с 1 сентября на 1 января, а учебный год так и остался до наших дней – с 1 сентября.
А до реформы, когда учиться начинали в это время, данный период считался наиболее подходящим для изучения азов математики, ведь у крестьян появлялась возможность учиться читать — урожай уже хранился в амбарах. В это сейчас трудно поверить, но даже крестьяне старались отправить сыновей в церковно-приходские школы. Даже если ребёнок и не свяжет свою жизнь с церковью, грамота в любом случае не помешает, и даже самые тёмные люди отдавали себе в этом отчёт. Не получали азов образования только крепостные крестьяне, да и тем часто делали поблажки и исключения. Некоторые прогрессивные помещики даже нанимали учителей что бы те обучали крестьянских детишек. В доме в это время почти не было работы, а на улице сильно холодало. Поэтому многие вынуждены были весь день сидеть дома, где было скучно. Обычно тех отроков, которых родители решали обучить грамоте, отправляли с этой целью к священнику или приходскому дьяку. В разное время в школах России преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого, латинского языков. Занятия вели сначала духовные лица, а позже — учителя-предметники.
В давние времена ребёнка, идущего на учебу, провожали особенным образом, и это был целый ритуал. На рассвете вся семья школьника шла в храм, где проходила праздничная служба, которую нужно было обязательно отстоять. Потом ученик подходил к иконе святого Наума и просил у него помочь в учебе, а после отправлялся к святому отцу за благословением. В церквях в честь праздника проводили тематический молебен. Священники благословляли детей, отправляющихся на учебу. Дети отправлялись в школу с гостинцами, которые передавали преподавателю. Обычно его роль выполнял дьякон или другой священнослужитель. Среди наиболее распространенных подарков часто дарили лукошко с яйцами, каравай, связку баранок, кашу или вышитый рушник. Иногда в качестве презента служили деньги. В качестве правила хорошего тона учителю передавали, что его ждут в гости. А дома сажали за круглый стол и сытно кормили. Дети, заходя в школу, трижды кланялись в ноги наставнику. Всех без исключения детей, пришедших на урок, в первый день принято было трижды бить розгами. Наказание было символическим, но обычай сохранялся в течение долгого времени. После окончания учебного дня учителю дарили полотенце, в которое был завернут каравай. А самого ребенка дома встречали с угощениями, дарили ему подарки. В честь праздника хозяйки выпекали лепёшки в форме монет. Такие вкусные «деньги» должны были принести ученику успех и счастье.
Дети постарше, или которые отправлялись в школу не первый год, а второй или третий, шли на учёбу самостоятельно, взяв с собой азбуку, указку и подарок (обычно курицу или гуся, лукошко яиц и горшок тушеной с овощами гречки). Кто мог оплатить обучение, то просто давал дитю деньги. На Руси работа учителя считалась очень солидной и важной, требовавшей определенных способностей. Неудивительно, что она очень ценилась, причем, не только в этот день.
_______
Вообще образованию в нашей стране уже более тысячи лет. После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале открылись первые школы. Но всё же понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников. О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Уже много позже Петр I, понимая необходимость профессионального образования специальным указом открыл Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию. В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию. Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Одним из последних детищ Петра стала Академия наук, в состав которой входили гимназия и университет.
В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки.
Особо отметим, что длительное время на Руси в школах могли обучаться только мальчики. Женское образование значительно отличалось от мужского. В обеспеченных семьях, по желанию, для девочек нанимали персональных учителей, что бы те обучили их азам науки – грамоте и арифметике. А более популярным и распространённым образованием среди девочек из зажиточных сословий, являлось обучение иностранным языкам, рисованию, танцам и музыке. Но всё же встречались единичные учебные заведения и для девочек. Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины Второй. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт, просуществовавший до 1917 года.
В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии. Первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге. Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.
Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, закон Божий, церковное пение. В земские школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. Продолжали работать и церковно-приходские школы
_______
В ночь на 14 декабря могут сниться вещие сны. Их стоит запоминать, хотя иногда они бывают пугающими. Но даже такие сновидения несут информацию, предупреждают о поджидающих опасностях, проблемах в семье. Не стоит буквально трактовать все увиденные образы.
Родившийся в этот день станет превосходным учителем, преподавателем, наставником, которого будут все слушать, у кого будут набираться ума и мудрости.
14 декабря — что нельзя делать
Нельзя расхваливать и делать лестные комплименты насчёт познаний человека, его успехов в учёбе. Говоря по-простому, можно «сглазить» человека, после чего у него появятся проблемы в учёбе, науке, знаниях.
Нельзя рассказывать о своих успехах в учёбе, хвалиться этим, показывать конспекты, дневник или другое, что относится к учёбе и вашей успеваемости, в противном случае она может снизиться.
Нельзя учиться, читать книгу, делать домашние задания во время еды — вместе с едой можно заесть всё, что было прочитано или выучено, результат будет отрицательный.
Нельзя после чтения оставлять книгу открытой, и оставлять её где попало — вылетит всё, что было прочитано.
Не рекомендуется выходить на улицу в тёмное время суток, а если этого избежать нельзя, нужно приколоть к одежде булавку.
После проведения переговоров и любого другого важного дела нельзя смотреться в зеркало — всё, что было ранее сказано и услышано, будет напрасным, ненужным, улетучиться или перевернётся наоборот.
14 декабря — что можно делать
Хороший день для каких-то новых начинаний, можно сделать давно задуманное, этому будет сопутствовать успех.
День подходит и для освоения каких-то новых навыков, для начала обучения чему-то новому, для повышения квалификации или расширения кругозора.
Народные приметы на 14 декабря
- Снег летит сегодня хлопьями — ждите ненастной погоды.
- Иней — летом будут частые и обильные росы.
- Звёзды на небе переливаются — к вьюге.
- Собачий лай слышится глухо — скоро пойдёт снегопад.
- Облака плывут низко — наступит сильное похолодание.
- Северный ветер — мороз усилится.
- Красноватый круг вокруг луны — к снегу.