Энергетический алкоголизм


Энергетический алкоголизм

Доброе утро, Империя.

Когда 12 октября Джо Байден презентовал свою редакцию стратегии национальной безопасности, слово «климат» прозвучало в его речи 63 раза. “Из всех общих проблем, с которыми мы сталкиваемся, изменение климата является самой большой и потенциально жизненно важной для всех стран” — заявил Джо и подчеркнул “настоятельную необходимость ускорить переход от ископаемого топлива” к чистой энергии.
Через четыре дня после этого товарищ Си, выступая со вступительным докладом на открытии ХХ съезда КПК, упомянул климат всего дважды, отметив, что “основываясь на энергетических и ресурсных возможностях Китая, мы будем продвигать инициативы по достижению пиковых выбросов углерода хорошо спланированным и поэтапным образом в соответствии с принципом создания нового, прежде чем отбрасывать старое”.

Если перевести речь двух лидеров на человеческий, то тут все просто — Америка ратует за немедленный отказ от «грязной энергетики» в пользу ВИЭ (возобновляемых источников энергии). Грубо говоря, долой уголь, нефть и газ и да здравствуют ветряки, солнечные панели и геотермальная электроэнергетика.
Китайцы же, в свою очередь, говорят о том, что для начала необходимо хотя бы технологически и ресурсно подойти к чистой энергетике и тотальному ограничению выбросов — и только после этого осторожно и планомерно начать замещение традиционных энергоносителей новыми красивыми и эффективными штуками.

По поводу эффективности альтернативной энергетики сказано уже столько, что нет смысла повторять — и, тем не менее, ВИЭ становятся не столько способом добычи энергии, сколько политическим инструментом для стран, не входящих в «золотой миллиард».
Это две разных стратегии, которые технологически, геополитически и экономически не могут быть синхронизированы — по сути, речь идет о двух разных путях развития энергетики в мире. В первом случае ВИЭ становятся инструментом политики; во втором — инструментом экономики. И вполне ожидаемо, что договориться о синхронизации этих стратегий не получится — слишком разный подход к пониманию самой сути экономики.

Важно понимать, что Запад настолько преуспел в демонизации всех до единого традиционных видов энергоносителей, что оказался первым потерпевшим в этой непримиримой борьбе — и если Запад и дальше будет настаивать на безальтернативности альтернативной энергетики, то часть стран второго и третьего мира просто сбежит от Запада в другие, более теплые и приветливые руки.

Это я вот к чему.

Глядя на все происходящее в Евросоюзе, сама собой приходит на ум мысль о своеобразной форме алкоголизма. Можно назвать это энергетическим алкоголизмом, если хотите — в любом случае, зависимость пациента от энергии налицо и требует срочных терапевтических мер. А может и не только терапевтических.
Полагаю, всем понятно, по каким причинам мы постоянно возвращаемся к энергетике — это та отрасль, от которой критически зависит вся остальная экономика. Можно быть миллиардером, но если на АЗС не будет бензина, а электричество «вдруг» куда-то денется — статус не будет иметь вообще никакого значения. Это понимаем мы с вами, а вот люди в брюссельском Рейхскомиссариате вообще не вкуривают, что происходит на самом деле — возможно, в этом виновато убеждение, что булки сами растут на деревьях, а электричество живет в розетке.

Это лечится только голодом и холодом, причем в тотальном масштабе — и тут прогнозы ведущих экспертных ведомств мира внезапно увидели проблему, о которой, в частности, на этом канале говорилось уже столько, что уму непостижимо.
Короче говоря, выяснилось, что прямые экономические потери Евросоюза от антироссийских санкций превысили 1 трлн долларов.

После этой зимы региону придется пополнять запасы газа практически без поставок из России, что усилит конкуренцию за танкеры с топливом. Даже с появлением новых возможностей для импорта сжиженного природного газа ожидается, что рынок останется напряженным до 2026 года, когда появятся дополнительные производственные мощности от США до Катара. Это означает отсутствие отсрочки от высоких цен.

Извините, но до 2026 года еще дожить нужно, в чем лично автор по поводу Европы совершенно не уверен — и о том, что кризис с энергией только разворачивается, свидетельствуют прогнозы системных банков США и Евросоюза.
На закупку газа странам ЕС в 2023 году придется затратить около 5% ВВП. Что касается немцев, то их траты составят около 7,4% ВВП — и это еще в оптимистичном сценарии, а если начнется внезапная климатическая жесть с холодами и безветрием, траты могут увеличиться до 10% ВВП.

Открытие Китая после пандемийных ограничений означает, что в 2023 году китайцы закупят на 7% СПГ больше, нежели в 2022. А это, сами понимаете, дефицит — такое знакомое слово для тех, кто родился и жил в Советском Союзе. При этом у половины стран ЕС бюджетные возможности уже исчерпаны, поскольку они превысили целевые показатели госдолга в 60% — и это еще одно ограничение, которое пока никто не учитывает.
Как бороться с дефицитом? «Дефицит стой, ать-два!!!». Если верить светлым людям из брюссельского Рейхскомиссариата, к 1 февраля в подземных хранилищах должно остаться не менее 45% газа от первоначальных объемов закачки — естественно, Рейхскомиссариат не дает рецептов, как этого достичь, поэтому страны должны решать проблему самостоятельно, не имея при этом права на поиск недорогих энергоресурсов в России.

Но китайцев было мало — злые языки утверждают, что Япония тоже создаст в следующем году свой резерв СПГ, что еще больше увеличит дефицит газа на глобальном рынке — пока японцы «тихенько-тихенько» ввозят СПГ из России, но «главный парень» в Вашингтоне может запретить им это в любой момент. Благо, что самураи выродились в комнатных чихуахуа.

В то время как правительства смогли помочь компаниям и потребителям смягчить большую часть удара, по данным брюссельского аналитического центра Bruegel, чрезвычайное положение может длиться годами и превысить 700 миллиардов долларов помощи ежегодно. В условиях роста процентных ставок, вероятно, экономики уже находятся в рецессии; поддержка, которая смягчила удар для миллионов домохозяйств и предприятий, выглядит все более недоступной.

“Если сложить все — меры финансовой помощи, субсидии — это смехотворно большая сумма денег”, — заявил Мартин Девениш, директор консалтинговой компании S-RM. “Правительствам будет намного сложнее справиться с этим кризисом в следующем году”.

Энергетический алкоголизм

На картинке — доля стоимости энергоносителей в ВВП первой пятерки стран Европы, вместе с Британией. Честно говоря, это даже не приговор — это уже диагноз. Это прогноз на 2023 год и, повторюсь, это еще весьма оптимистичный прогноз. Самое любопытное, что в следующем году средняя температура по году уже не будет иметь такого значения как сейчас — дефицит просто будет и все тут.
Если же мы заглянем в свеженький отчет МВФ, то там путинские мурзилки дуют в ту же дудку:

Энергетическая система Европы сталкивается с беспрецедентным кризисом. Поставки российского газа, критически важного для отопления, промышленных процессов и электроэнергии, в этом году сократились более чем на 80 процентов. Оптовые цены на электроэнергию и газ выросли в 15 раз с начала 2021 года, что имеет серьезные последствия для домашних хозяйств и предприятий. Проблема вполне может усугубиться. Европа, возможно, вот-вот переживет свою первую зиму без российского газа, рискуя еще более высокими ценами, нехваткой газа и серьезной рецессией.

Повторюсь, 1 трлн — это только прямые потери от пересчета цен на нефть и газ. Мультипликативный сопутствующий ущерб обещает быть в несколько раз больше, хотя бы из-за закрытия предприятий, роста безработицы и отмирания социальной инфраструктуры — если у безработного нет денег, он не пойдет в парикмахерскую или булочную. Он пойдет шариться по мусорным бакам в поисках еды.
Но вот что интересно и в отчете МВФ, и в докладах других экспертов — это злобствующий офис красного кирпича ограничил поставки газа в Европу. Вот сам собой решил заморозить филейные части светлых эльфов — а то, что сами светлые эльфы не обладают даже десятой долей суверенности, необходимой для выживания в качестве субъекта геополитики, в расчет даже не принимается. Есть глобальное начальство в виде Вашингтона и есть те, кто обязан ему подчиняться — а если кто-то подчиняться не согласен, он сразу становится редиской и страной-изгоем.

Так вот, Россия, Иран, КНДР, Венесуэла, Куба — это уже страны-изгои для Запада. На этом же пути находятся Китай, Индия и другие страны БРИКС — а если БРИКС вдруг пополнится до 17-18 стран, то изгоями для Америки и Евросоюза станет уже полмира.
Вас ничего не настораживает в этой схеме? Как вам страна-изгой ОАЭ? А страна-изгой Саудовская Аравия? Самое интересное, что разворот в этой схеме в обратную сторону не предусмотрен вообще — чтобы он случился, в Вашингтоне должна кардинально поменяться властная группировка. К примеру, должны прийти к власти люди, ориентированные на реальные национальные интересы США — правда, экзальтированная либеральная публика моментально объявит их фашистами, сексистами и угнетателями всего разнообразного в мире.

Предложения по ограничению цен бывают двух видов: ограничение цен на импорт газа и ограничение оптовых цен внутри Европейского союза.

Регулирование всех цен на импорт газа было бы контрпродуктивным, что сделало бы невозможным привлечение достаточного количества газа в Европейский союз и привело бы к еще более высоким ценам. Ограничение только на российский газ, направленное на сокращение доходов страны от продажи газа при одновременном снижении затрат для Европы, может иметь больше смысла, хотя такой подход не лишен риска: Россия не может легко перенаправить свои поставки газа в другое место, поэтому ее коммерческий интерес будет заключаться в продолжении поставок в Европу, даже по более низким ценам. Однако Россия уже действовала вопреки собственным коммерческим интересам, сократив поставки в Европу на 80 процентов. Если бы она приняла ответные меры, остановив оставшиеся 20 процентов, это только ухудшило бы ситуацию.

Алкоголики примечательны тем, что категорически отказываются верить в свой алкоголизм — и, судя по отчету МВФ, цирроз печени и остатков совести приобрел на Западе необратимый характер.
Это примерно так же, как тушить костер бензинчиком — а давайте плеснем еще бочку, вдруг пламя собьет? При этом никто не задается вопросом, что было бы, примени Евросоюз другую модель влияния на Россию — просто некому задавать такие вопросы, ибо это уже смахивает на антизападную и антилиберальную ересь.

Вот эта непробиваемая уверенность в собственной правоте уже приводила Европу к краху — по этому же пути она идет и сегодня, только результатом может стать полное исчезновение Евросоюза в качестве экономического субъекта — о геополитическом мы даже не говорим, потому что уже поздно и совершенно бесполезно.
Европу пользуют, как хотят. Видимо, в этом и заключен сакральный смысл евроатлантического единства — и эту непробиваемую уверенность не сможет сломать даже начавшийся тепловой туризм европейцев в регионы и города России.
То, что начиналось в виде интеренет-мемов, стало суровой реальностью — в Калининградской области даже подросла стоимость аренды жилья из-за наплыва немцев для комфортной зимовки с электричеством, горячими батареями и горячей водой без ограничений. И еще с газом, который можно жечь круглосуточно, доводя себя до полного иступления от разрыва всех шаблонов.

Алкоголизм — это болезнь. Энергетический алкоголизм — это болезнь, помноженная на дурость пациента.

А тут еще и «Голдман Сакс», обещающий взлет цен на сырье, металлы и энергоносители в 43% в следующем году — так что с Рождеством вас, наши дорогие бывшие партнеры. Не кашляйте!