Почему русские дуэли шокировали европейцев


Европейские авторы, говоря о дуэлях в России 19 в., отмечали крайнюю суровость здешних дуэльных правил. Если характер европейских «поединков чести» к первой половине 19 в. сильно смягчился, достаточно было просто подвергнуть обидчика серьезному риску, то в России, как правило, дрались «до решительного результата», то есть до серьезного ранения или смерти.
Почему русские дуэли шокировали европейцев

Особенности национальной дуэли

В России не существовало собственной давней традиции дуэлей в привычном понимании. Средневековая аристократия (бояре) существовала на Руси в несколько ином виде, чем в европейских странах. Царящие в данной среде нравы не произвели обострённых понятий о чести, которые нуждались бы в собственноручной вооруженной защите. Сутяжничать или обращаться с челобитной к властям не считалось зазорным. Дуэльная традиция не только не возникла на Руси самопроизвольно, но и не заимствовалась продолжительное время.

Лишь в екатерининские времена западноевропейские представления о «дворянской чести» и необходимости отстаивать ее с оружием в руках стали активно распространятся в среде дворянской молодежи. Государство пыталось бороться с этим явлением, но спустя рукава. В первой половине 19 в., когда в Европе «дуэльная лихорадка» уже по большему счету сошла на нет, в России напротив дуэли стали неотъемлемой частью светской жизни и, вопреки европейской дуэльной гуманизации, предполагали схватку «не на жизнь, а на смерть».

Немецкие дуэли в 19 в. зачастую проводились в специальном снаряжении, чтобы минимизировать риски.

В Европе было принято стреляться шагов с 30-то, а то и больше. Противники стреляли исходя из жребия по одному разу и, не зависимо от меткости попадания, на этом заканчивали. Тяжелый исход имел определенную вероятность, но не был обязательным. Многие поединки завершались без крови. В России к таким дуэлям относились иронично и называли «опереточными». Здесь обычной была дистанция шагов в 15-20 или даже меньше.

Наиболее распространённый в России 19 в. тип дуэли – это «подвижная дуэль с барьерами». На земле размечалась дистанция от 10 шагов, ограниченная «барьерами». Противники расходились на любое расстояние, затем по команде начинали сходиться, целясь друг в друга. Приблизившись к барьеру, каждый должен был остановиться. Стрелять можно было с любой дистанции по желанию. Существовали 2 варианта барьерной дуэли.

Правила одного из них, более свойственного для Западной Европы, позволяли стрелявшему первым остановиться на месте выстрела. По правилам другого, пользующегося популярностью в России, второй стрелок мог требовать от соперника приблизиться к «барьеру», делая его более легкой мишенью. Отсюда произошло известное крылатое выражение «К барьеру!».

Такой комплект в 19 в. имелся у многих российских дворян на случай дуэли.

Именно в России практиковался целый ряд экстремальных дуэлей на минимальной дистанции, уцелеть в которых обоим противникам было практически невозможно. Например, при дуэли «с пистолетом ко лбу» дуэлянты вставали на расстоянии 5-7 шагов. Заряжался лишь один пистолет из 2-х, выбирали оружие по жребию. Стреляли одновременно по команде. Дуэль «дуло в дуло» имела похожие условия, но заряжались оба пистолета.

К дуэли «через платок» прибегали в исключительных ситуациях. В этом случае дистанция определялась длинной носового платка, за концы которого брались противники. Заряд был лишь в одном пистолете, стреляли одновременно.

В отличие от Европы, где дуэль могла закончиться взаимным промахом, российская традиция требовала биться «до решительного результата» — серьезного ранения/смерти или обморока. Если оба выстрела не приводили ни каким существенным результатам, пистолеты перезаряжались и поединок продолжался. Обидчику позволялось стрелять в воздух (так, напр., сделал Лермонтов на дуэли с Мартыновым), если он по каким-то причинам не хотел причинять вред противнику. Однако оскорбленному при таком раскладе полагалось бить на поражение – иначе дуэль оказалась бы недействительной.

Дуэль на четверых

В период расцвета пистолетных поединков в России возрождались старинные европейские дуэльные традиции, в самой Европе уже давно канувшие в Лету. Сюда можно отнести «дуэль миньонов» или четверную дуэль, в каковой вслед за основными участниками бились и секунданты. Наиболее известный поединок в подобном формате произошел в ноябре 1817-го г., когда из-за балерины Истоминой на дуэли сошлись штабс-ротмистр Шереметев и его секундант начинающий литератор А. Грибоедов («Горе от ума») против камер-юнкера Завадовского и его секунданта будущего декабриста Якубовича.

Условия поединка были довольно жесткими – барьеры на дистанции 6 шагов. После Шереметева и Заводовского должны были стреляться секунданты, но по причине трагичного исхода перестрелки (серьезное ранение и последующая смерть Шереметева) вторую дуэль отложили. Состоялась она уже в 1818-ом г. в Тифлисе. Якубович ранил Грибоедова в палец. Впоследствии именно по этому пальцу удалось опознать изувеченный труп Грибоедова, погибшего в результате погрома российского посольства в Тегеране.