Игры в сепаратизм: В Татарстане – раис, в Московии – царь?


Игры в сепаратизм: В Татарстане – раис, в Московии – царь?

Так, приехали — выгружаемся. Как официально сообщено: власти Татарстана «урегулировали свои давние противоречия» (какие именно?) с федеральным центром и выполнили требование об унификации названий глав российских регионов. Так, это понятно. Президент у нас один и тему поднял Рамзан Кадыров, до того бывший президентом Чеченской Республики. Но Татарстан вместо общероссийской унификации выбирает хорошо знакомый в истории термин — «раис Республики Татарстан».

В качестве саркастического замечания: в кабинеты следователей уже доставлены те двенадцать чиновников Госсовета нашей прекрасной республики со столицей в Казани? Они сидят на табуретах ровно и дышат носом, отвечая на интересные вопросы о своевременности и актуальности такого решения? Кто именно выступил с такой инициативой, на какой именно исторический или нормативный опыт оно опирается? А во время кулуарных дискуссий слова «независимость и суверенитет» не звучали?

«Давние противоречия».

Об восточных корнях титула «Раис» поговорим ниже, пока для понимания аудитории: так называют «президентов» на арабском и ряде других восточных языков. В современном дипломатическом этике лидеры стран Запада используют ровно такую же модель обращения к своим восточным коллегам, имеющих президентскую должность или формальный статус.

Итак, в июле президент Владимир Путин подписывает Указ, в составе Госсовета напротив фамилии Рустама Минниханова появляется должность «глава Республики Татарстан». А сама инициатива после обращения Рамзана Ахматовича была законодательно оформлена сенатором Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым. Люди зело серьёзные, всем стало понятно: проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» будет принят. Хотя во времена Медведева лёг под сукно.

Словно в режиме переклички, региональное начальство сообщило, что полностью поддерживает инициативу, сакральный титул «президент» должен носить только глава государства! Только политические элиты Татарстана долгое время отказывались от комментариев, затем сообщив о несогласии на уровне Президиума парламента, если верно помню.

Опять двадцать пять за рыбу деньги. После выступления в Уфе полуживого Ельцина с «берите суверенитета, сколько сможете», Казань ударилась в эти опасные игры, а Минтимер Шаймиев начал примерять под себя «белый войлок почёта» не то в качестве Великого Хана, не то заведующего татарского Улуса или вообще наследного принца из Чингизидов.

А символы суверенного государства, которыми Татарстан выдумал для себя за 90-ые годы уже начинали пугать, все проводили аналогии с чеченской «Ичкерией», ставшей государством в государстве. Но мудрый лис Шаймиев всегда изящно отражал нападки, мол: никакого сепаратизма, Казань и Москва братья-сёстры и навеки вместе. Хотя все прекрасно помнили, как многоуважаемый хан Минтимер пытался заключать отдельные «государственные соглашения» с Москвой, быть соучредителем СНГ.

(иллюстрация из открытых источников)

В августе 1991 года он поддержал ГКЧП, после Путча провёл принятие Декларации «О государственном суверенитете Татарской ССР», авральными методами подготовил и утвердил Конституцию Республики Татарстан. Сразу после этого провёл референдум, на котором 62% избирателей сообщили остальной удивленной стране:

«Татарстан становится суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров».

Не знаю, какие усилия тогда приложил Кремль, но неожиданно для всех Татарстан возвращается в правовое поле России, подписывает Договор о разграничении полномочий между президентами Борисом Ельциным и Минтимером Шаймиевым. А когда приходит Путин, то сразу деликатно выкатывает ультиматум (не только Казани) — товарищи дорогие, приводите свое законодательство в соответствие с Конституцией РФ, срок — две парламентские сессии (никто не справился, кстати). Но Татарстан встал в позу, по сей день не избавившись от претензий Минюста РФ.

Лишь убрав альтернативное налогообложение, претензии на «все природные ресурсы, принадлежащие татарстанскому народу», расширенные полномочия президента Республики. Долго пытались завуалировать право на ведение суверенной внешней политики, особая битва развернулась вокруг автомобильных номеров, а кто не помнит казанскую валюту «татарстанские жетоны»! Путин успел вовремя, в Республике уже не выдавали паспорта российского образца, вовсю поговаривали о введении визового режима с Москвой.

(иллюстрация из открытых источников)

История

Очень интересно, кем будет считать себя следующий руководитель Татарстана, ведь титул «раис» полагается не Рустаму Минниханову немедленно, а главе Республики после 2025-го года. Если брать арабскую коннотацию — это означает «вождь/лидер», произошло от «raʾs» (голова). То есть, исторически «раис» осуществляет лидерство или вождизм (римас). «Раис» был знаком арабам ещё с до-мусульманских времён, обычно применялся в понимании «голова общины».

После победы ислама, очень часто «раис» используется в качестве личного и почетного «лакаба» в длинном цветистом восточном имени (часто используют: «восхваляемый» «досточтимый», «возвышенный», в нашем случае – «руководящий/ведущий»). Потом была целая плеяда морских разбойников, примеривших титул на себя. С начала XVII века корсары стран Магриба так называли капитана-собственника пиратского корабля.

Явно для Татарстана не подходит. Ищем дальше аналогии, почин наречения титулом «раис» подхватили турецкие янычары и примкнувшие к ним выходцы из стран Леванта. В XVI веке Алжир был захвачен, включен в состав Османской империи. Ни один чиновник Высокой Порты не решался ехать в те гиблые места, а назначенные паши жили в той пиратской каше от силы год. Тогда было принято гениальное по простоте решение — пусть самые отмороженные и провинившиеся янычары сами строят провинциальное управление Алжиром и кошмарят европейцев.

(иллюстрация из открытых источников)

Титул «раиса» начали присваивать себе наиболее успешные офицеры, которые выбирали «дея Алжира», губернатора провинции. Таким образом они старались отмежеваться о Корпуса Янычар, где «деями» считались младшие командиры, на наше понимание — прапорщики или старшины. Правило вдали от Стамбула изменили: если имеешь свою галеру, экипаж в 60-100 головорезов, хорошо пограбил — милости прошу в Совет Раисов, которые имеют право избирать правителя из своей среды.

Само собой, тут правили бал «дворцовые перевороты», многие деи и половины года не правили. Европейцы называли янычарского правителя Алжира «королем рабов и рабом своих подданных». Не подходит, наверное, для Татарстана и такая историческая параллель. Тем более, корпорацию «раисов» в Триполитании размотал в морских сражениях и стычках Мальтийский Орден, а последнего дея Алжира свергли французы после наполеоновских войн за избиение своего консула.

Не очень хороший бэкграунд, тем более — где казанский татарин, а где неистовые головорезы-янычары на своих стремительных галерах. Ладно, дальше ищём. О, может быть, отправимся на туманный Альбион, зайдем в Форин-Офис, министерство иностранных дел Великобритании? Там сидят дяденьки с несколькими академическими образованиями, те ещё пауки международной политики. Уж как удивятся, когда узнают: в российском Татарстане появился «раис», по аглицкой колониальной памяти — крупный аристократ-землевладелец, присягнувший Короне.

(иллюстрация из открытых источников)

В его обязанности входило править суд в своих землях по могольскому и британскому праву, себе на кормление собирать дань, в пользу колониальной власти — налоги. Именно так наши заклятые «партнёры» понимают такой титул, очень заинтересуются принятым в Казани решением. Даже премьер-министр Риши Сунак слышал от родителей такое слово, наверное. А те узнали его от своих, сбежавших из Пенджаба. Ведь говорили на урду (хинди, хиндави, хиндустани), там «Rais» подразумевал жадного и мелочного аристократа, всю жизнь копившего деньги.

Но если с такими историческими познаниями в Форин-Офисе стало туговато (в чём сильно сомневаюсь), вполне достаточным будет полистать дипломатическую переписку новейшего времени. Титулом «раис» с арабским прилагательным «азам» (великий) начинают любое официальное письмо в адрес … президента (председателя) Палестинской национальной администрации. «Великим Раисом» был Ясир Арафат и Махмуд Аббас.

Ладно, хватит интриги накручивать. Очень надеюсь: словечко «раис» татарские чиновники взяли из истории уже советского Татарстана. И первых документов Совнаркома Республики, где его председатель Сахиб-Гирей Саид-Галиев именовался для понимания татарами-мусульманами словом «раис» в скобочках после непонятного «председатель». Таково взаимопроникновение арабской и тюркских культур, а произошло оно через «персидский мост». Титулом «раиси» в Иране величали городского судью, затем — «законников» посольств, отправляемых в далёкие страны на долгий срок. Образ Раиса-​Ходжи Насреддина тому подтверждение.

(иллюстрация из открытых источников)

Так что, с исторической точки зрения и для понимания «иностранных партнёров» новый титул главы Татарстана не будет проблемой. На Востоке, само собой, в мусульманском мире. Турки разве удивлённо вскинут бровь (памятуя об алжирских янычарах и пиратских капитанах), но арабы, тюрки и персы органично воспримут «раиса». Особенно президент Исламской Республики Иран — Ибрагим Раиси. Но вопросы-таки возникнут.

Червь сомнения

Теперь о смыслах. С огромным уважением отношусь к Татарстану, зов крови не последнюю роль играет, ведь принадлежу к роду касимовских татар, ушедших «инородцами» в сибирское и уральское казачество, никогда не имевших проблем с мусульманским вероисповеданием. Уживались мирно, служили царям-императорам верно, откуда только жён ни брали. И меньше всего задумывались о национальном самосознании, не стремились татарскими корнями перед окружающими потрясти.

Сомнения с титулованием после 2025-го года руководителя Республики гложут в одном аспекте: оно сегодня так важно? Затевать подобную общественную дискуссию своевременно? Памятуя о непростых отношениях татарстанских элит к Центру. Не просто уверен, а доподлинно знаю — подавляющей массе многонационального населения Республики барыбер (кхе-кхе … безразлично), как их начальство себя титулует.

Хоть эмиром, илбашы» (глава страны), дэулэт башлыгы (глава государства), Великим Ханом, наместником или генерал-губернатором. Дело в другом, такую мелочь стараются преподнести как некую национальную победу, «сохранением должности президента». Согласен, западные словечки «губернатор, президент, мэр и депутат» режут слух, но что делать-то? Вернуться к воеводам-боярам, думским и приказным дьякам, царю-батюшке или Государю Всероссийскому чохом? А национальные республики отправить в историческое прошлое поискать местному начальству тюркские или арабские титулы и звания?

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: с термином «раис Татарстана» немедленно будут забавляться самые деструктивные националистические силы, тему подхватят турки, англосаксы, прочие иноагенты, давно поджигающие Казань историческими нелепицами и мифами, «русской имперской и советской оккупацией». Насмехаться, мол «раисом» величали даже председателей колхозов в СССР, а сегодня «президентов» компаний на Востоке.

Может, уже хватит национальных дискуссий? А вот законодательные давно пора утрясти. Татарстан, с точки зрения юристов, является самым слабым кирпичиком российской государственности. Республику очень деликатно и почти пятнадцать лет уговаривали — вам необходимо внести изменения в Конституцию, на что Госсовет Татарстана всегда отвечал отказом. Хотя для приведения в «соответствие с федеральным законодательством» требуется ни много, ни мало — 63 изменения! У мятежного Техаса было меньше!

(иллюстрация из открытых источников)

Из основного — убрать статью о «гражданстве республики», вычистить упоминания о «суверенитете» и ссылки на Договор о разграничении полномочий между Республикой и Россией. Такое записано в статье №1, которую можно исправить только республиканским народным референдумом. Там такая прелесть начертана, оторопь берёт:

  • «Республика Татарстан — демократическое правовое государство, объединенное с РФ на основе конституций и договоров»
  • «суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения РФ,
  • «границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия»

Сегодняшний манёвр Госсовета незаконен, народ Татарстана своей волей утвердил должность «президента», а не арабского «раиса», вообще-то. Пора делать выбор, пересмотреть принципы вхождения в Российскую Федерацию. Несмотря на всю риторику, что «у нас сложились прекрасные отношения с руководством страны», никакого сепаратизма Татарстан не демонстрирует. Крепко тут сомневаюсь, поскольку десяток лет исправно посещаю различные исторические форумы и конференции в Казани, встречаю порой такой лютый национализм — в органы сообщить тянет.

Решение о переименовании должности главы Республики — начало нового витка противостояния националистических элит Татарстана и федерального центра. Проверка на прочность, если хотите. Требование закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» формально выполнено, де-факто обойдено. А пока не будет переработана статья №1 национальной Конституции, где дамокловым мечом нависают вопросы «суверенитета и гражданства» — обстановку будут накалять извне, что опаснее — изнутри.