Мало кто знает, в чем же заключалась его суть.
Произошло все в Аргунском ущелье, около Улус-Керта.
Именно здесь расположена высота 776, где в неравный бой псковским десантникам пришлось вступить с многократно превышающим их численностью бандитским войском. В десантной бригаде были ребята разной веры и национальностей.
Местечко Улус-Керт известно тем, что здесь происходило немало кровопролитий. Причем первые из них велись еще на момент нашествия монголо-татар. На месте этого древнейшего аула раньше было селение Зарзак. Теперь же с двух сторон противостояли друг другу девяносто служащих ВДВ, которыми командовал Марк Евтюхин и две тысячи вооруженных до зубов боевиков, в их числе было очень много наемников из разных стран.
Но несмотря на то, что численность врага превышала количество наших бойцов более чем в 20 раз, и командир прекрасно понимал, что шансов выжить у его небольшого отряда нет.
Но отступать не в характере десантников, и они приняли бой.
У них даже не было возможности, как следует, закрепиться на высоте, которая была стратегической, как бандиты атаковали их трижды, и были отбиты.
Всего было уничтожено 500 боевиков, а из наших десантников посмертно стали Героями России 22 человека, а 63 были награждены орденами Мужества.
На помощь нашим ребятам так никто и не пришел, хотя вокруг сложившейся ситуации потом ходило много споров и домыслов.
В основном, упреки были адресованы полковому командованию, но все они приводят, в итоге к вопросу: кого именно должны были послать на помощь?
Из свободных сил на тот момент от 104 полка осталась, разве что 1-я рота. А если бы роте под командованием Васильева было приказано оставить позиции и прийти на помощь, то она бы точно также полегла полностью.
Кроме того, большую роль играли и условия – помимо абсолютного неравенства сил, дополнительно усложняла ситуацию ночная темнота, и даже если бы нашим десантникам пришли на помощь, то встречный бой был бы быстрым и хаотичным, но при участии в нем порядка 500-1000 человек боевиков, совершенно очевидно, на чьей стороне была бы победа.
Наши малочисленные разведотряды, также находящиеся в этом районе, могли бы лишь попытаться вызвать огонь на себя (что Евтюхин и Романов уже делали сами..), это никак не помогло бы воинам Евтюхина, а лишь увеличило бы количество погибших.