Вот не думал, что помяну добрым (и рассудительным) словом умершего в преддверии Нового Года Бенедикта XVI, в миру Йозефа Алоиза Ратцингера. Чуждый нам мир католицизма, с утверждением, что Папа Римский является Первым после Б-га. Но именно с добровольным уходом с престола этого сурового «ключника св. Петра» стало понятно истовым христианам: Ватикан давно уже не про веру Христову, он про политику. Мрачную, тайную, тысячелетнюю, всегда смертельно опасную.
Но когда под небом ходят два аватара Г-да, нарушая за семь сотен лет незыблемое правило папского престола единоличной власти над Церковью, начинаешь понимать: именно так должна была закончиться история католицизма. Поставить точку в ней должен либо жестокий реформатор, либо плеяда бессильных стариков, колеблемых всеми ветрами. Отбывающих на папском престоле номер, встроенных в современное неолиберальное движение «культуры отмены» классических религий. Тихонько закапывающих былое величие.
Бенедикт XVI прожил интересную жизнь, на его глазах развернулось немало трагедий и воодушевляющих эпизодов. Сын кухарки и жандарма, юный солдат гитлерюгенда и дезертир из рядов вермахта, профессор и вице-президент знаменитого университета Регенсбурга, где были сформулированы идеи Крестовых Походов, а фанатик Петр Отшельник возглавил толпу, начав первые эксперименты по «обращению евреев» в веру Христову, когда зверски убивали всех, кто сопротивлялся…
Ожидаю по сей день дополнений к написанной Папой Бенедиктом XVI глубокой работе «Введение в христианство», которую он начал частями издавать с 1968-го года, продолжив работу после ухода с папского престола в затворничество бывшего монастыря «Матер экклезия» на Ватиканском холме. Интересны публикующиеся воспоминания с разными людьми, с которыми Папа свободно переписывался на итальянском, испанском, английском языках и обожаемой им латыни.
Обещают какой год издать письма его предшественника Павла VI, считавшего Ратцингера «самым выдающимся богословом ХХ века и надеждой католицизма в XXI-м». Утверждение, не оспоренное никем по сей день, даже самыми пристрастными критиками. Не случайно Павел готовил немецкого интеллектуала себе на смену, сделав сначала кардиналом, позже — префектом Конгрегации по вопросам вероучения, благословив на непримиримую борьбу за чистоту веры. Затем назначил главой Папской теологической Комиссии и деканом Коллегии кардиналов, попросив переработать сборник Катехизиса католической церкви.
Многие насторожились, когда 19 апреля 2005 года немец (впервые ставший Папой за тысячу лет) Йозеф Ратцингер был избран главой Римско-католической церкви и государства Ватикан. Выбрал знаковое имя Бенедикт XVI, назвав своим духовным покровителем Бенедикта XIV (Просперо Ламбертини, 1740-1758 гг.), славного тем, что был одинаково любим и почитаем католиками и протестантами, бывшим всю жизнь одиноким, временами фанатичным и настоящим учёным.
Создавшим Римскую археологическую Академию, в Римском университете открывшим отделения химии, физики и математики, а в Болонье специальный факультет для женщин. Монтескьё и Вольтер были в восторге от ума и эрудиции Просперо Ламбертини, посвящали ему свои произведения. Даже в Англии после смерти понтифика появился памятник с надписью: «Любимый папистами, уважаемый протестантами, клирик без хвастовства и алчности, князь без фаворитов и непотов (коррумпированных родственников в близком окружении)».
Главным в своем папском служении Бенедикт XVI видел диалог с другими религиозными течениями христианства, ислама, иудаизма, но сразу столкнулся с чередой скандалов. То выплывали эпизоды сексуального насилия над детьми со стороны священнослужителей в Ирландии и США. Едва замяли, полыхнул коррупционная бомба с Банком Ватикана, появились в доступе «Тайные письма Бенедикта XVI», украденные его дворецким. А в декабре 2012-го Папа получил секретный доклад «швейцарской гвардии» на трёх сотнях страниц, где находился отборнейший компромат на многих кардиналов.
Западная пресса уверена: именно масштаб сексуальных преступлений и коррупции, покрываемой Коллегией кардиналов стали причиной заявления 11 февраля 2013 года, когда Бенедикт XVI покинул пост главы Римско-католической церкви и государства Ватикан, так как ему:
«не достает сил для исполнения своих обязанностей, отрекаюсь от понтификата во благо церкви, в пользу более молодого и энергичного, способного отвечать стремительным темпам современного мира».
Может быть и так. Только вот … некоторые. особенно те, кто был вовлечён в глубинные механизмы личного общения Бенедикта XVI с иудейской ортодоксальной конфессией и Русской православной церковью — не согласны с подобной версией. Папа римский выучил иврит, переписывался с некими таинственными раввинами, требовал переводить проповеди и обращения наших церковных иерархов. Именно при нём официальное общение Ватикана и Патриаршей Резиденции стало небывало активным.
У всех забрезжила надежда: дело идёт к глобальному диалогу крупнейших конфессий, чтобы общими усилиями противостоять общемировой войне против авраамических учений. Мир замер, когда на Западе прозвучала единственная резкая отповедь беснованию «Pussi Riot» в храме Христа-Спасителя, едва ли не проклятие либеральной истерики СМИ вокруг события. То возвысил свой тихий голос Бенедикт XVI, полностью поддержав московскую Патриархию. От Папы такого не ожидали.
Как и визит в Константинополь (Стамбул) и встреча с патриархом Варфоломеем, папское признание в Обращении о «разделении наших Церквей, как главного исторического скандала». А после поплохело вообще всем, когда прошли переговоры с главой турецкого Совета по делам религий — Верховным муфтием Турции Али Бардакоглу, было сделано заявление о срочной (!) необходимости межрелигиозного диалога, неприемлемости исламофобии в западной прессе.
Несмотря на постоянное обращение к бывшему турецкому капитану и Константинопольскому патриарху Варфоломею с титулом «Вселенский», Бенедикт XVI был последовательным борцом с украинским униатством куда больше, нежели Московский патриарх. Несколько деятелей греко-католиков, в религиозных журналах позволявших говорить мерзости о РПЦ — были от изданий отлучены, на публичные общественно-религиозные мероприятия с участием Папы просто не допускались. Одного щирого Бенедикт XVI самолично выгнал, услышав речи о благодати униатства.
Папа ушел не по состоянию здоровья, его властолюбие и тяжёлый характер, нетерпимость к глупцам и болтунам — была общеизвестной. Бенедикт XVI стал крайне неудобной фигурой, идущей против западного неолиберализма. Когда обозначил резко негативное отношение к французскому закону об однополых браках президента Оланда, заговорил о примирении авраамических религий с исламом, начал готовить двухстороннюю встречу с русским Патриархом … его «ушли».
Трудно отстранённому от истовости христианского вероучения атеисту рассуждать о Почётном Папе. Всегда рассматривал институцию Ватикана в качестве самого древнего манипулятивного инструмента с жёстким администрированием, нет в католической командной иерархии никакой Веры. И Бенедикт XVI не был верующим, раз поступился священной обязанностью занимать престол св. Петра до последнего вздоха.
Кем он был тогда? Как и все Папы — опасным пауком, рассматривающим свой пост одним из главных на планете, призванным верно распорядиться безграничной властью над умами. Отдаю должное ушедшему, его попытка остановить распад католицизма была честной, но запоздалой.
Бенедикт XVI имел тяжелый характер глубокого и вечно раздраженного непроходимой тупостью окружающих интеллектуала. Сразу окоротил заигрывания католической Церкви с модными трендами «всеобщей радужной любви», подтвердил невозможность диалога с протестантами (это вообще не церковь, конец цитаты). Его идея следования целибату, либо отмена оного наделала много шуму. Но Папа лишь показал, насколько глупой будет дискуссия. Если откажемся от безбрачия — пусть все решению следуют. Нет — прекращайте выдумывать исключения!
В 2005-м Бенедикт XVI попадает под тяжкий удар неолибералов, благословив документ, обязывающий семинарии не допускать к священническому рукоположению «мужчин с глубоко укоренившимися гомосексуальными наклонностями». Ох, как его полоскали в Америке и Старушке, страницы газет серой дымились. Но был послан сигнал миллиардам: на папском престоле — консерватор и охранитель.
Смог он остановить отток паствы из католических храмов, их переоборудование под ночные клубы, скатывание людей (в первую очередь американцев и европейцев) в грех нравственного падения и хаоса? Нет, три сотни страниц секретного доклада тому подтверждение. Он опоздал на десятилетие минимум, католические «обновленцы и модернизаторы», коррупционеры, содомиты и педофилы уже развалили устои Веры, люди перестали к ним прислушиваться и верить.
Бенедикт XVI вызывает теплые воспоминания, поскольку именно во время его понтификата один умный человек научил автора правильно читать и понимать Папские энциклики (программные документы по социально-политическим, религиозным или нравственным вопросам, адресованные верующим и служителям церкви). Целое расследование нужно провести с десятками источников, как оказалось. Энциклик Бенедикта было всего три, но готов аплодировать. А зная токсичность среды, в которой Папа находился — можно говорить о мужестве этого человека. Решившегося выступить с глубоким анализом трагедии современного мира.
Энциклика «Бог есть любовь» (2005 год) стала манифестом нового религиозного подхода, попытка вернуть католиков в церковь как бы … начав всё сначала, пересмотрев вопросы христианского понимания любви через проблемы искренней (и не очень) благотворительности. «Спасенные надеждой» — мрачноватая по своей сути и глубокая интеллектуальная вещь, от которой веет скорее безысходностью, нежели надеждой.
А энциклика «Милосердие в истине» (2009) понравилась бы адептам теории марксизма, настолько беспощадно Папа Римский размыслил проблемы эпохи постмодерна с его безудержным глобализмом. Интересные мысли высказал о социальных проблемах современного рынка труда, занятости малоимущих верующих и поведении безбожников-богачей в период экономического кризиса.
Еще одна энциклика «Свет веры» была присвоена новым Папой Франциском и самым безобразным образом переписана. Что в ней хотел сказать именно Бенедикт XVI — тема горячих дискуссий по сей день. Но знающие люди уверены: речь шла об фактическом объявлении войны «Света веры» главному Злу современного мира под названием «Тьма публичной информации». Это вообще было главной проблемой Бенедикта XVI, его глубочайшая ненависть к западным СМИ.
Едва став понтификом, он безжалостно просеял и «оптимизировал» пресс-службу Ватикана, отменил бесчисленные ужины и обеды с журналистами и главными редакторами, которыми грешить начали его предшественники после окончания второй мировой (и вновь начал баловаться нынешний Папа). Бенедикт XVI с первых дней стал затворником, проводя сутки напролёт в библиотеке Ватикана или за письменным столом.
Причём, не только за религиозной литературой. Именно его перу принадлежит знаменитое пророчество, подкреплённое тьмой исторических фактов: грядёт наступление «эпохи безответственного произвола». Не потому ли понтифик столь внимательно смотрел на украинское униатство, успешно (и спешно) налаживал общение с РПЦ? Такой могучий мозг не мог не понимать, какие именно процессы происходят, чем всё закончится. Но то предположения недалёкого атеиста, не знающего, на основании каких обязательных величин и вводных мыслят высокопоставленные пауки, обитатели Ватикана.
Выводы
Когда Йозеф Алоиз Ратцингер читал лекции и начальствовал в Регенсбургском университете, о котором помянул Ваш покорный слуга совсем не случайно, он основал самый уважаемый в мире католический журнал «Communio» («Причастие», публикуется на 15 языках). Очень много написал статей для него будущий понтифик, как богословских, так мирских и даже исторических. Постоянно возвращаясь к периоду Крестовых Походов и легендарным Папам Иннокентию III и Иннокентию IV, которые предотвратили развал института католичества железной рукой.
Главные мысли, который всегда проводил герр Ратцингер в статьях, вращались вокруг одной идеи: количество паствы совсем не означает её качества. Немногочисленные, но фанатичные сторонники Иннокентиев решили такое число геополитических вопросов в Европе и на Ближнем Востоке, Балканах и Англии, Византии и Африке — диву даёшься. Кстати, именно неистовый Иннокентий III запустил маховик официальной сегрегации евреев, при нем прошёл Четвёртый Латеранский Собор, обвинивших их в распятии Христа.
Почему же Бенедикт XVI совершил страшный грех отречения от папского престола? Потому что … остался последним настоящим и глубоко думающим католиком. То не вопрос Веры, а холодная рассудительность, недюжинный интеллект и циничный прагматизм, всегда сопровождавший институт Римско-католической Церкви. Понтифик понял: он рискует стать в почти двухтысячелетней истории христианства последним обладателем ключей св. Петра. Погрузившись в смрадные скандалы Ватикана, осознав глубину падения окружения — согласился с ним, ушёл … добровольно.
В энцикликах Папы сквозило: Церковь бессильна дать убедительные ответы на вопросы паствы. Как во времена Иннокентия III/IV и Просперо Ламбертини не знает подходов к решению острых политических, социальных, мировоззренческих вызовов. Времена учёных и жестоких фанатиков Веры, своей волей меняющих саму историю, ушли навсегда. Попытка понтифика провести анти-либеральную Контрреформацию провалилась, его измазали с ног до головы нечистотами новые повелители умов — помойные таблоиды западных СМИ.
Решение уйти, думаю, он принял после второй Энциклики в 2007-ом году, «Спасение надеждой» там не просматривалось, сплошные казённые фразы, облаченный в красивую обёртку пера действительно глубокого богослова-интеллектуала. Писал её разочарованный Йозеф Алоиз Ратцингер, а не наместник Г-да на земле Бенедикт XVI. Уже отказавшийся от борьбы с новым варварским нашествием.
С мигрантами, создающими экстерриториальные анклавы под самими стенами Ватикана. Ворами и извращенцами, ходящими по мрамору папской курии у Папы перед глазами. Политиками, специально подрывающими институт семьи и государства ЛГБТ-повесткой. Против шелеста гаджетов, погружения людей в соцсети бесполезна проповедь Церкви. Сотворены другие кумиры и боги яростного и далеко не язычества. Ратцингер проиграл свой Крестовый Поход, не начав его.
Заканчиваю и от всей души сожалею, что ушёл из мира просто глубокий и умный человек, над страницами текстов которого провёл немало времени, таких нонеча, не то что давеча — по пальцам перечесть. Безразлично, как он относился к России, «русскому миру», действительно ли хотел сблизиться с нами, найти союзников в борьбе с новым великим Злом. Яркие типажи исторического католицизма больше не появятся, может к лучшему это, хорошего моей стране Папы Римские никогда не желали.
Крамольную мысли скажу напоследок: снимая папскую тиару, Йозеф Ратцингер вполне мог найти в сердце частичку веры в Б-га. Предположил в отчаянии: может … высшие силы всё управят, выдвинут на престол св. Петра своим промыслом яркого проповедника, могучего умом и телом, фанатичного и бескомпромиссного. Он спасёт католическую церковь в очередной раз расчетливостью, хитростью, жестокостью, железной волей. Увы, даже великие мудрецы могут ошибаться.