Итак, парусники России: всего в России шесть больших парусников: четырехмачтовые барки — «Седов», Крузенштерн» (про них расскажу в следующих статьях), и трехмачтовые парусные учебные суда — «Мир», «Надежда», «Паллада» и «Херсонес». Эта «четверка» была построена в Польше, на судостроительной верфи в Гданьске. Как принято говорить у моряков – sistership – суда одного проекта. На этой верфи было заложено шесть однотипных учебных парусников, из них четыре ходят под Российским флагом. Парусники были построены по прототипу парусных судов начала XX века.
Все четыре парусника трехмачтовые. Основные характеристики:
- длина наибольшая (с бушпритом) — 109 м
- ширина – 14 м
- высота грот мачты – 49,5 м
- осадка – 6,7 м
- общая площадь парусов – 2700 кв. м
- суда имеют по два дизельных двигателя мощностью по 450 квт каждый
- экипаж от 40 до 50 человек
- количество практикантов на борту – в среднем 140 человек.
После постройки «Мира» и «Паллады» на верфи внесли некоторые изменения в конструкцию парусников, изменили корму, и суда стали чуть длиннее. Я смотрел все регистровые документы этих судов, есть незначительные различия в цифрах габаритов судов и мощности двигателей, поэтому здесь я привел усредненные цифры.
Все парусники имеют парусное вооружение типа «корабль» или «фрегат». В английском варианте — full rigged ship (корабль с полным парусным вооружением, трехмачтовый корабль). А также два двигателя с приводом на один винт.
Парусник «Мир»
«Мир» – первым из российской четверки вышел из судоверфи и 1 декабря 1987 – на кормовом флагштоке парусника был поднят красный флаг Советского Союза. И парусник «Мир» под командованием капитана В. Н. Антонова направился в Ленинград. Кстати, первый капитан – Виктор Николаевич Антонов был бессменным капитаном парусника до 2002 года!
А первым судовладельцем стало Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище имени С. О. Макарова, курсанты знаменитой «Макаровки» проходили на нем практику. Многие мои знакомые – макаровцы с теплом вспоминают морскую практику на этом судне. Потом парусник передали в Балтийское морское пароходство (с 1989 по 1991 годы). Затем снова в морской университет.
Сейчас порт приписки судна – Санкт-Петербург. Судовладелец – федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт». На паруснике проходят практику курсанты морских университетов и мореходных училищ Северо-Запада России.
Парусник «Мир» один из самых активных участников различных регат, количество которых уже сложно подсчитать:
«Мир» победил в международной гранд регате «Коламбус-92», посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. Приз экипажу парусника «Мир» вручал лично король Испании Хуан Карлос I.
Еще парусник «Мир» принимал участие в Трансатлантической регате Tall Ship’s Races 2000.
«Мир» единственное судно этого класса парусников (класс «А»), завоевавшее главный приз этой гонки два раза подряд (2003 и 2004 гг.).
Парусник неоднократно был призером в знаменитой регате «Катти Сарк».
А в 2016 году Президент России наградил парусник «Мир» за первое место в Tall Ship’s Races 2016.
Капитанский салон парусника уже с трудом вмещает многочисленные кубки, грамоты и награды международных регат.
Судно принимало участие в Сочинской Олимпиаде, на паруснике постоянно проводились торжественные мероприятия, а курсанты работали волонтерами на Олимпиаде.
Недавно «Мир» отметил свое тридцатилетие.
Парусник «Мир» знают и очень любят в европейских городах. Парусник представляет российский флаг в портах Европы и выступает как символ морского Санкт-Петербурга. А еще в Европе очень любят наших кадетов, как хороших специалистов, воспитанных в лучших морских традициях.
Парусник «Паллада»
«Паллада» — год постройки – 1989. Порт приписки — Владивосток. Судно принадлежит Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету.
Назвали парусник в честь фрегата «Паллада», который в 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил плавание с дипломатической миссией (глава миссии был вице-адмирал Е. В. Путятин), из Кронштадта к берегам Японии.
В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летней годовщине кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
Паруснику «Паллада» принадлежит рекорд скорости 18,7 узлов (35 км/час) для парусных судов этого класса.
Парусник «Херсонес»
«Херсонес» – год постройки – 1989, порт приписки – Сочи. Первое название судна – «Александр Грин», потом был переименован в «Херсонес». Был учебным судном в Керченском государственном морском техническом университете.
До 2006 года использовался как круизный парусник для туристов. Потом долго стоял на отстое в порту Керчь, сейчас судно полностью отремонтировано, судовладелец – «Росморпорт». Уже третий год на паруснике проходят практику курсанты мореходных училищ и университетов.
Парусник «Надежда»
«Надежда» — парусное учебное судно, год постройки – 1991, флаг, уже Российской Федерации, подняли на нем 5 июня 1992 года. Порт приписки – Владивосток. Судовладелец — «Росморпорт». Основное предназначение – обучение курсантов мореходных училищ парусному делу.
В 2003 году парусник побывал в кругосветном походе, посвященному 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Кругосветка заняла чуть более четырнадцати месяцев. За это время судно преодолело почти 45 тыс. морских миль (более 83 тыс. км.!!!), увидело тридцать морских портов в двадцати странах мира. Несколько раз пересекло экватор. Это было первое кругосветное плавание, осуществленное в начале XXI века.
Парусник «Надежда» — постоянный участник международных регат и фестивалей парусных судов, проводимых в Тихоокеанском регионе.
В 2014 году парусник стал победителем регаты «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014», в которой приняли участие 22 учебно-парусных судна из девяти государств, в том числе парусник «Мир», который пришел вторым. Свой длинный путь из Владивостока парусник прокладывал через Индийский океан и Суэцкий канал
На паруснике «Надежда», как и на паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику сотни курсантов из различных морских учебных заведений, в основном с Дальнего востока и соседних регионов.
Напоследок хотел сказать, что в России очень чтут морские традиции. У нас много морских и речных учебных заведений и самый большой флот учебных парусных судов, который не понаслышке знают во всем мире.