Барк «Седов» занесен в «Книгу рекордов Гиннеса», об этом читайте ниже.
Основные размерения барка «Седов»:
- Длина наибольшая (с бушпритом) — 117.50
- Ширина габаритная – 14,62 м
- Осадка – 6,31 м
- Максимальная высота мачт от уровня моря – 54,8 м
- Количество парусов — 32
- Общая площадь парусов – 4 192 кв. м
- Скорость под парусами – 18 узлов (33 км/час)
- Скорость под двигателем – 10 узлов (18,5 км/час)
- Численность экипажа – 57 человек
- Количество практикантов на борту –до 170 человек.
Парусник относится к классу так называемых винджаммеров (windjammer). Есть несколько вариантов трактовки и переводов этого термина с разных языков-самый распространенный -«выжиматель ветра». Ведь такие суда имели большое парусное оснащение и были очень быстроходными. Но мне кажется, что это упрощенный, буквальный вариант перевода. Тем не менее, давайте остановимся на нем. Все-таки я не лингвист.
Особенности этой серии судов в больших размерах, увеличенном количестве мачт: от 3 до 5, большой площади парусов. Эти суда были ориентированы на длительные океанские переходы в районах с постоянными ветрами.
Такие парусники имели вместительные грузовые трюмы, как правило, сокращенный экипаж, потому что управление парусами велось не только вручную, но и с помощью лебедок. И по сравнению, с паровыми судами, винджаммеры имели большое преимущество в те времена.
Барк заложили на судостроительной верфи Круппа в г. Киль (Германия) в 1920 году по заказу бременского судовладельца Виннена. Уже в 1921 году парусник спустили на воду и в этом же году 1 сентября под именем «Магдалена Виннен» судно отправилось в первый рейс.
Изначально судовладелец предполагал использовать судно для перевозки грузов на перспективных направлениях: Европа-порты Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Австралии.
Но жизнь и экономический кризис 30-ых годов 20-го века диктовали свои правила игры на рынке морских перевозок. Многие суда встали у причалов без работы. Некоторые даже пошли с молотка. Не миновала участь сия и «Магдалену Виннен». Парусник приобрела тоже немецкая компания, его переименовали в «Коммодор Йонсен» и перестроили, сделав учебным судном. Но, часть трюмов все-таки оставили для перевозки грузов.
Наступившая вторая мировая война внесла свои коррективы в торговое судоходство. И учебное судно «Коммодор Йонсен» вошло в состав вспомогательного флота Германии на Балтийском море как несамоходная баржа.
По окончании Великой отечественной войны Советский Союз в качестве компенсации получил три парусных судна, в том числе и «Коммодор Йонсен».
В СССР судно назвали в честь известного полярного исследователя Георгия Седова и перевели в класс учебных судов ВМФ. Несмотря на тяжелейшее финансовое положение страны после войны, деньги на восстановление парусника нашлись, и в 1952 г. «Седов» отправился в первое плавание.
Позже, в 1965 г. парусник передали в министерство рыбного хозяйства для обучения экипажей рыболовного флота. Новым портом приписки барка стала Рига.
В начале 70-х паруснику уже требовался основательный ремонт. Несколько лет барк просто простоял на приколе, ожидая своей участи. Многие склонялись к тому, чтобы утилизировать уже не новое судно. К счастью, в Союзе нашлось много известных людей, в том числе и заслуженных моряков, которые сумели отстоять судно. И в 1975 году парусник встал на ремонт в Кронштадте.
Капитальный ремонт парусника длился шесть лет. Барк практически полностью обновили. А еще на судне сделали учебные классы, хорошие кубрики для курсантов, актовый зал, кают-компанию, спортзал, сауну.
После окончания ремонта, в 1981 г. обновленный барк снова вышел в рейс.
С 1986 г. барк «Седов» активный участник международных гонок. В 1992 году ему удалось участвовать в регате Колумба.
Когда в 1991 г. Латвия стала независимой страной, Российская федерация перевела парусник из Риги в Мурманск, и передала его Мурманскому государственному техническому университету. Барк вновь поменял порт приписки.
В истории судна было немало «печальных» страниц. Очередная грустная история произошла в 2000 году во французском Бресте, когда барк арестовали по иску швейцарской компании Noga («Нога») якобы в счет долгов российского правительства. К счастью, огромными усилиями юристов и общественного мнения, арест с судна был снят.
А еще парусник несколько раз перекрашивали. Например, в 2006 году во время ремонта на Канонерском заводе в Санкт-Петербурге «Седов» был перекрашен в черный цвет для съемок фильма в Германии. Сейчас цвет барка снова белый.
Барк «Седов» очень любят кинематографисты, и он неоднократно участвовал в съемках различных фильмов.
Регаты и достижения барка «Седов»:
В 1987 году в Средиземном море барк установил мировой рекорд скорости для парусников данного класса (18,32 узла, 34 км/ч).
В 1989 г. «Седов» был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое в мире учебное парусное судно, находящееся в строю.
В 1991 г. в парусной регате Cutty Sark Tall Ship’s Races барк «Седов» занял первое место. В 1992 и 1994 в тройке призеров. А потом, в 1995 — снова первый!
23 сентября 2010 года барк пересек 78-ю параллель северной широты и ошвартовался в российском поселке Баренцбург архипелага Шпицберген, установив своеобразный рекорд. Парусники этого класса так далеко на север не поднимались.
В 2011 г. «Седов» отметил 90-летие.
В 2012-2013 гг. «Седов» совершил свое первое кругосветное плавание, пройдя за 14 месяцев 47 тыс. морских миль (87 тыс. км) и закончив кругосветку в Санкт-Петербурге.
Барк четыре раза пересек экватор, прошел через Атлантический, Тихий и Индийский океан, обогнул штормовой мыс Горн и мыс Доброй Надежды.
Начиная с конца 60-х годов прошлого столетия, судно совершило больше ста учебных рейсов. А за кормой легендарный барк оставил более 500 тысяч морских миль, что даже больше расстояния от Земли до Луны и обратно.
На барке «Седов» каждый год проходят плавательную практику сотни курсантов из различных учебных заведений Федерального агентства по рыболовству России.
В следующем году барку «Седов» исполнится 102 года!!! Желаю, чтобы его гордые паруса не раз радовали нас своей неповторимый красотой и романтикой! И конечно, семь футов под килем!