Ведь если разобраться, в конце 1930-х как раз Польша стала провокатором конфликта…
Исторические враги
Польша всегда была историческим врагом России. Только в XVII—XVIII веках между государствами произошло несколько войн. И даже ликвидация Польши в 1795 году (так н6азываемый, Третий раздел речи Посполитой) не положила этому конец. Польская элита продолжила участвовать в любых авантюрах, направленных против России.
Хотя в разделах Польши участвовала далеко не только Россия, но и Пруссия с Австрией, ненависть гордых шляхтичей за утерю государственности проецировалась в основном на русских. Даже восстания 1830 и 1863 годов происходили исключительно на подконтрольной России территории. Впрочем, с обретением независимости в 1918 году ничего особо не изменилось…
Великая Польша
Вскоре после восстановления польской государственности в головах варшавской элиты созрела мысль о возраждении Великой Польши — в границах бывшей речи Посполитой — «от моря до моря». Результатом попыток претворить эти планы в реальность стала советско-польская война 1919-1921 годов. Она шла с переменным успехом, но в итоге поляки захватили Минск, оттяпали добрую часть Белоруссии и Украины и были готовы к рывку на Смоленск.
Молодая Советская Республика была вынуждена пойти на не самый справедливый для нее Рижский мирный договор, по результатам которого западные части Белоруссии и Украины оказались подконтрольны Варшаве. Агрессии подверглась и Литва, у которой Варшава забрала Виленскую область, а позже — и Чехословакия. Впрочем, до этого мы еще дойдем.
Загребать жар чужими руками
Останавливаться на этом Польша не собиралась — у нее было немало территориальных претензий к СССР. Но воевать с восточным соседом в одиночку в Варшаве тоже не хотели. Судя по настроениям соседа западного — Германии — этого и не требовалось. Гитлер к тому времени уже неоднократно громогласно заявил, что интересы Третьего рейха лежат исключительно на Востоке. Польша же самоуверенно относила себя к Западу, а потому посчитала, что обрела надежного союзника, руками которого можно будет решить все территориальные вопросы.
Мюнхенский сговор
Одно время в Германии поляков воспринимали, как потенциальных союзников в войне с СССР, но Варшава, поддерживаемая — как оказалось, только на словах — Великобританией и Францией, вела себя слишком нагло. Когда Гитлер предъявил права на Судеты, польское правительство активно поддержала эти притязания. Выступавший против силового решения «Судетского вопроса» СССР был готов ввести войска в Чехословакию. Причем, сделать это даже без одобрения Лиги Наций.
Варшава тогда заявила, что объявит Советам войну, если те нарушат государственную границу Польши. Против ввода советского контингента выступили и Великобритания с Францией. Но политика умиротворения агрессора, которую проповедовали Лондон и Париж, не дала результатов. Увидев, что Чехословакия легко «проглотила» аннексию Судет, Польша ввела войска в Тешинскую область. Фактически после этого приговор Чехословакии был подписан.
Жадность фраера сгубила
После этого Польша стала проводить откровенно «шакалью» политику, надеясь поживиться территориями стран, попавших под каток Третьего рейха. Риббентроп, встречавшийся в январе 1939 г. с польским премьером Беком, донес до него, что у Германии есть планы на Украину и Польше лучше бы отказаться от своих притязаний на нее. Думаем, не стоит объяснять, что ответил на это Бек.
В сентябре 1939 года следующей жертвой германской агрессии стала уже сама Польша. И да, к 17 сентября, когда на польскую территорию вошла РККА, глава страны и правительство, бежавшие из Варшавы в первых числах сентября, уже фактически не контролировали большую часть бывшей Польши. Другого выбора у Сталина тогда попросту не было…