Важный судоходный канал, который Россия может «забрать» у Финляндии, если та вступит в НАТО


Если посмотреть на карту Финляндии, то первое, что бросится в глаза – огромное количество озёр.

Важный судоходный канал, который Россия может "забрать" у Финляндии, если та вступит в НАТО

Действительно, почти 1/10 площади страны занимают озера. Их там 190 000 штук. Причем около 60 000 имеют площадь более 1 гектара (т.е. 10 тыс м2).

Самое большое финское озеро – Сайма. По размеру оно четвертое в Европе – 4,4 тысячи квадратных километров (что всего в 2 раза меньше нашего Онежского озера).

Важный судоходный канал, который Россия может "забрать" у Финляндии, если та вступит в НАТО

Казалось бы, карта отчетливо показывает, что Онежское озеро во много раз крупнее. Не в 4 раза, а раз в 15.

Но это только так кажется, потому что Сайма – это не просто озеро (отмеченное стрелочкой), а целая система озёр, соединенных в единый водоем естественными водными перемычками:

Это все – одна система озер

Береговая линия всей этой озерной системы – около 15 тысяч километров! Кроме того, по различным искусственным каналам и рекам озеро связывается с другими крупными озерами Финляндии.

Хозяйственное значение этого озера – огромно. Водный транспорт – самый дешевый, а потому по Сайме в огромных количествах перевозятся грузы и пассажиры. Это самая настоящая кровеносная система государства, облегчающая и удешевляющая сообщение.

Есть лишь один минус – природа не соединила озеро Сайма с Балтийским морем. А это значительно усложняет доставку международных грузов в Финляндию и из нее.

Скажем, лесная промышленность (одна из основных отраслей финской экономики) широко использует озера и реки для доставки, но отсутствие связи с Мировым океаном заставляет осуществлять перевалку на сухопутный транспорт.

Однако, люди нашли выход. Сделано это было еще в 19 веке, когда Финляндия являлась частью России (для многих это открытие, но до самой революции 1917 года финны были нашими соотечественниками).

В те времена Петербург, как столица империи, активно развивался и для застройки ему очень нужен был лес. А много хорошего леса имелось, в том числе, и в Финляндии. Но только вот доставлять бревна с перевалкой на сухопутный транспорт было неудобно.

Поэтому по высочайшему решению было начато строительство канала из озера Сайма в Финский залив. Вот по такому маршруту:

Важный судоходный канал, который Россия может "забрать" у Финляндии, если та вступит в НАТО

Канал назвали Сайменским. Его длина – 57 км. Минимальная ширина – 34 метра. Минимальная глубина – 5 метров.

Канал существует до сих пор и очень активно используется. Однако, после распада Российской Империи, канал оказался разделен. Примерно 34 км осталось в России, а 23 км – в Финляндии.

Начало канала на финской стороне

В 1962 году между СССР и Финляндией был подписан договор аренды, согласно которому, финны платят нам деньги за пользование каналом (т.е. за проход по нему судов).

Первоначально договор был подписан на 50 лет (до 2013 года), а по истечении данного срока был перезаключен еще на 50 лет. То есть на данный момент он действуют и до 2063 года финны могут перевозить грузы через канал по нашей территории.

За аренду они платят по такой схеме:

  • 1,22 млн евро в год – это фиксированный платеж. Он не зависит от количества пройденных судов. Его перечисляют просто по умолчанию.
  • +0,18 евро платится за каждую валовую тонну груза, проведенного по каналу. Причем 1,5 миллиона тонн можно провести бесплатно (они уже включены в те 1,22 млн евро), а вот все что выше – оплачивается.

При этом, дополнительно оплачиваются именно валовые тонны. Объясню, что это.

Каждый корабль имеет, скажем так, «паспортную грузоподъемность». Ну, допустим, 10 000 тонн – это максимальное количество груза, которое он может взять. Вот эти 10 000 тонн – и есть «валовая вместимость» судна. Она может сильно отличаться от количества грузов, которые реально перевозятся по каналу.

Скажем, даже если описанное выше судно пройдет по каналу порожняком – его все равно запишут и его все равно придется оплачивать исходя из валовой вместимости.

Ну, это уже частности. Главное, что здесь стоит отметить: сейчас ходят разговоры, что в случае вступления Финляндии в НАТО, договор аренды нам придется расторгнуть. Как по политическим мотивам, так и из соображений безопасности.

Финны, конечно, заявляют, что они и без канала обойдутся. И я с ними даже спорить не буду. Они и без нашей АЭС обойдутся (тоже отказались недавно). И без нашей нефти (сократили покупку на 70%) и даже без угля.

Вообще, можно обойтись безо всего. Где-нибудь в Конго, я думаю, процентов 80 населения обходятся без водопровода, электричества и интернета. Ну и что? Подумаешь, ерунда какая! Финляндия тоже справится. Главное в жизни – это состоять в НАТО. А дома отапливать можно и кизяком. Или дровами – их в Финляндии много. Жаль, дрова в бензобак автомобиля не запихаешь…

[Это был сарказм]

С точки зрения России договор аренды являлся формой благотворительности. Ну, или жестом добрососедства. Финляндия проводит по каналу около 4,5 млн тонн в груза в год, что с учетом всех условий не дотягивает даже до 2 миллионов евро в год (арендных платежей).

Это так мало, что практически не окупает расходов на содержание канала. Ведь канал, это не просто траншея с водой. Это шлюзы, это электрические сети, это персонал и т.д.

Зато для финнов данный канал был весьма выгоден. Не даром они обеспокоились перезаключением нового договора аж за 8 лет до истечения первого (первый истекал в 2013-м, а финны начали первые переговоры еще в 2005-м).

Так что расторжение договора – это для них, все-таки, потеря. Да, сама по себе она не столь критична. Но мир и без того погружается в эпоху энергетического голода, а тут они сами, добровольно рвут наиболее эффективные логистические цепочки и отказываются от наиболее доступной энергетики.

Ну, что ж. Это их выбор. Отговаривать от прыжка в пропасть мы их не можем – взрослые уже.