Инструкция по цветоводству: летит «Герань», цветёт «Герань»


Инструкция по садоводству: летит «Герань», цветёт «Герань»

Много вопросов о нетипичном для сезона буйном цветении «Герани» в некоторых палисадниках. С одной стороны народ очень недоволен слишком кучной засадкой вредного для энергетики растения, с другой — расколот на два враждующих лагеря. Здравомыслящие люди не задаются вопросами, откуда садовник Суровикин извлёк потешно тарахтящие мопеды-камикадзе, но любящие рассказать «как в России всё ужасно» недовольны, их национальная гордость уязвлена. Какой-то фанатичный Иран смог придумать неотразимое для ПВО средство, а родина Циолковского и Королёва — нет.

Чтобы рассуждать объективно, необходимо владеть полнотой информации. Уровня Генштаба России, как минимум. Только там ответят: почему не велась разработка дешёвых и оригинальных в применении ударных БпЛА, а деньги тратились на дорогущие крылатые ракеты и гиперзвук. Вот оно, копеечное решение любых военных проблем! Давайте дюжину заводов построим… по производству моторов для бензопил и всех в НАТО сразу забедим «Геранями»!

Первый скепсис касается исключительно персидского происхождения «Гераней». Пусть специалисты спорят, но осведомлённые люди уверены: сие есть совместный продукт ирано-российского сотрудничества, начатого после плотных контактов военных ещё в Сирии-2015. Что такое ударные дроны-камикадзе и тактики их применения тоже детально изучались в окрестностях Алеппо, Дамаска и Пальмиры. Генерал Суровикин уж точно оценил, с его подачи начались ускоренные разработки барражирующих боеприпасов «Ланцет-​2».

(Иллюстрация из открытых источников)

Работающих в связке с другим беспилотником — «Орланом». Недешёвый продукт получился, технически сложный и требующий концентрации внимания минимум двух операторов. «Герань» здесь проще в эксплуатации, вбил координаты пункта отправки и назначения, пару поворотов по маршруту, да забыл о существовании улетевшего «букета». Тем более, есть подозрение, что на конечном отрезке полёта БпЛА несколько раз сверяется с координатной сеткой GPS, чтобы добиться максимальной точности.

Второе. Предусмотреть всего невозможно, война всегда план покажет, причём не из сейфа Генштаба, а собственный и непредсказуемый. То, что ПВО наших оппонентов, пообещавших построить «железный» непроницаемый купол, зияет огромной прорехой именно в этой компоненте, то удача. Против технологичного противника «Герани» не будут столь эффективны. Они лёгкая цель для зенитных автоматов ещё времен Второй мировой, для вертолётов — на один зуб, как и для для опытных операторов ПЗРК. Это в теории, конечно.

Вопрос в количестве единиц средств обороны и всё. Штамповать эти небесные тихоходы, загружая собственное ВПК? Не думаю, что идея гениальна, лучше делать то, что хорошо получается, универсально и действительно опасно для серьёзного противника. Высокоточные крылатые ракеты всех типов базирования и высокотехнологичные и неуловимые ударные БпЛА типа «Ланцет» и «Куб».

(Иллюстрация из открытых источников)

А более дешёвые изделия следует закупать или совместно производить у союзников. Тем более у таких, кто наладил конвейерную сборку, имеет большой опыт массового производства и разработки аппаратов или видов вооружений. Стопроцентная суверенность — это возвышенно, но в некоторых случаях жутко непрактично. Есть у кого-то что-то в нужных нам количествах, ценник не конский? Давайте геополитически дружить, выгодно торговать, бартерно обмениваться плюшками да сушками.

Причины успеха.

Итак, как показала практика, «Герань-2» всех удивила. Её не получается сбить крупнокалиберными, ручными пулемётами или из штатного стрелкового оружия. Зафиксированные попадания скорее случайны, либо в очень прямых руках оружие находилось. 23-миллиметровые зенитные пушки, ПЗРК всех типов, советские ЗРК С-300 и малой дальности «Осы» с иранскими или российскими «шахед-мопедами» не справляются.

Эти беспилотники-бесхвостки сделаны из пластика. Металл — только 50-тисильный двигатель, размещённый в хвостовой части. Ударный беспилотник весит 200 килограммов, несёт боевую часть в 40. Первое слагаемое успеха — явная дешевизна изделия, поскольку тарахтят «Герани» на очень низких высотах, их попросту не жалко. Следует помнить, персы применяют свои «Шахеды-136» по-другому: они запускают их роем, чтобы перегрузить системы ПВО, устроить перерасход зенитных ракет.

Второе слагаемое эффективности заключено в миниатюрной системе инерциальной навигации и периодически включающейся спутникового наведения. Средствами РЭБ такие боеприпасы не перехватить. Но и по подвижным военным целям не ударишь, отсутствует инфракрасная головка самонаведения. Ценник неизвестен, но восточные люди говорят о 10-15 тысячах долларов. Следует помнить, что точно так же устроенный припас из HIMARS обходится в 160 тысяч долларов, полный залп — под миллион.

(Иллюстрация из открытых источников)

Но в чём «заговорённость» российско-иранских продуктов беспилотного цветоводства? Ответ простой — в точно подобранной скорости и высоте полёта. Вспоминаем Великую Отечественную и наших героических девушек на «швейных машинках» У-2 (По-2). Эти небесные тихоходы несли среди бомбардировочной авиации самые низкие потери, хотя вообще не имели защиты. Условно, простой набор жердей и полотна, слабосильный двигатель и малая бомбовая нагрузка.

Ночные истребители немцев не могли их перехватить из-за низкой высоты полёта и скорости, «мессершмитты» просто могли рухнуть на скорости около сотни километров в час, с любимого пикирования — врезаться в землю, не успев завершить манёвр. Только асы высочайшей пробы способны были охотиться на У-2, но всё равно заканчивали плохо. Есть факты, что специалисты по «швейным машинкам» промахивались, попросту втыкались в землю, либо теряли подъёмную силу своих машин и камнем валились с небес.

«Ночные ведьмы» 558-го женского авиаполка (фото из открытых источников)

То есть, охотиться за «Геранями» современной авиации практически невозможно, МиГ-29 ВВС Украины тому яркое доказательство: вышел на летящий «шахед-мопед», промахнулся и врезался в него. Лётчик катапультировался. Иметь на боевом дежурстве вертолёты? Можно, только попробуй обнаружить сначала поганцев, если их ПВО еле-еле различает. Пластмассовый объект три на два с половиной метра, прекрасно поглощающий радиоволны РЛС — просто большая птица для радаров. Даже не крылатая ракета, тоже использующая примерно такие высоты.

Для успешной борьбы с подобными целями необходимо утыкать всё охраняемое пространство станциями РЛС квадратно-гнездовым методом через несколько километров. Технически и по богатому бюджету такое может позволить компактный Израиль разве что, остальные, более крупные страны — категорически нет. Даже обнаружив тарахтелку, не факт, что зенитная ракета способна «видеть и держать» цель постоянно. Опять же… мало железа, много поглощающего композитного материала.

(Иллюстрация из открытых источников)

Хорошо, если есть зенитно-пушечные комплексы или комбинированные, как наш «Панцирь». Опять проблема, цель малоразмерная, попасть в неё трудно. Могут быть спасением снаряды с дистанционным подрывом, чтобы сечь осколками летящие «горшки с цветами». Таких крупносерийных комплексов не существует в мире и дистанции стрельбы малы у них. Опять всё упирается в бюджет и целесообразность выпуска тысяч и тысяч самоходных зениток.

(Иллюстрация из открытых источников)

Примерный расчёт пугает (если комплекс может поразить «Герани» как «Панцирь», на дистанции в четыре километра), сколько же их нужно, чтобы оцепить город-миллионник по пригородам, поскольку в жилых кварталах такая стрельба будет смертельна для населения. Ответ: через каждые шесть километров нужно по комплексу. И ландшафты расчистить: леса спилить, высокие берега рек сровнять, холмы в овраги столкнуть, обеспечивая сплошное радиолокационное поле контроля сверхнизких высот.

Как бороться?

Есть такое интересное противовертолётное средство, которое совсем недавно появилось на вооружении нашей Армии, называется мина «Бумеранг». Действительно, настоящая мина, устанавливается сапёрами. В транспортном положении — куб с гранью 47 сантиметров и массой 12 килограмм. Мина имеет акустические и инфракрасные датчики для обнаружения целей.

Засекает низколетящий воздушный объект (вертолёт), определяет направление и дальность до него, вращаясь в двух плоскостях, наводит припас на упреждение и отстреливает боевую кумулятивную часть, на военном сленге — «ударное ядро». «Бумеранг» определяет шум винтов по хранящейся в памяти спецификации (отсекая прочие звуки) на расстоянии до трёх километров, зона поражения представляет собой полусферу радиусом 150 метров.

(Иллюстрация из открытых источников)

Мины могут ставиться одиночным порядком, либо «гроздьями» и снабжаться прерывателем запуска соседей-товарок, чтобы не делать перерасход припасов. Западные «партнёры» пока не продемонстрировали нечто подобное, нервничают. Больше колдуют над системами защиты от «Бумерангов», снижением физических полей вертолётов НАТО, по которым работает мина. Точно известно, «британские учёные» стараются создать некие ложные цели в виде беспилотников, которые идут впереди боевой машины и «фонят» соответствующим образом, провоцируя «Бумеранги» на срабатывание. Смешные люди, но пусть бюджеты осваивают.

Это первый и очевидно провальный способ борьбы с тарахтящими «шахед-мопедами». Во-первых, их можно небольшим увеличением бюджета сделать малошумными. Во-вторых, «минные поля» легко проходить колонной. Первый БпЛА подорвётся на воздушной мине, зато в образовавшуюся прореху пролетят остальные цветочные горшки по заранее вбитому маршруту. Эшелонированные минные поля вокруг важных объектов? Тема годная для фантазии, любопытно посмотреть на уже действующие построенные мощности с тысячами изделий в сутки.

Как говорят мудрецы, яд и лекарство могут быть одной природы. Поэтому единственное средство борьбы с «Геранями» — такие же беспилотники. Небольшие, с более высокой скоростью дроны-камикадзе. Только зенитные. Либо непрерывно барражирующие беспилотные истребители, оснащённые специальными ракетами против условных «Гераней». Хорошая цель для господствующей в небе авиации противника, либо столь же эффективная, если небеса контролируешь сам.

(Иллюстрация из открытых источников)

Есть такое у наших оппонентов? В разработках просматривается, задача не такая сложная, за год управиться можно, используя многочисленные базы БпЛА, уже имеющихся на вооружении. С рисками, конечно: ведь от единичных полётов «шахед-мопеды» могут полететь по персидским чертежам, роем из десятков машинок, перегружая самую эшелонированную систему ПВО. А в качестве подкормки для «Герани» можно подсыпать ложные цели и «умные» крылатые ракеты.

Можно и дальше строить предположения. Например, придумать для американских HIMARS специальные контейнеры с ракетами, которые будут начинены БпЛА-перехватчиками. Сам припас на огромной скорости преодолевает десятки километров и выпускает хищников над районом, где замечены «шахед-мопеды», они с помощью самонаведения начинают охоту. Можно дальше напрягать воображение, с горьким осознанием… пока в арсеналах нет противоядия от персидского коварства. Но появится.

Выводы.

Наша эйфория и зависимость от хороших новостей порой застит взор. Технически «Герани» несовершенны, их применение и эффективность ограничены. Сорок кило взрывчатки в боевой части — не бог весть что, многое ими не поломаешь. Особенно военного. Пока цель стоит и не шевелится, не прикрыта средствами ПВО и конструктивной защитой… да, цветочку есть где расцвести. Топливные базы, трансформаторы тяговых подстанций, цеха предприятий и машинные залы ТЭЦ, ещё несколько очевидных, легковоспламеняющихся и взрывающихся объектов.

Но! «Герани», в девичестве «Шахеды-136», попали в точку один раз, дальнейшее использование будет затруднено нарастающими средствами противодействия, так и сокращением числа достойных целей, то скучная военная математика. Одни предназначены для гиперзвукового «Кинжала», другие лучше откалибровать, а третьи (по остаточному принципу) заставить горшками «Герани». Когда ПВО подавлено или целиком потушено. Пока же прекрасно справляется цветочек, разоряет противника расходом дорогих зенитных ракет и порушенной инфраструктурой.

(Иллюстрация из открытых источников)

Пока пусть радует глаз «Герань», но век её недолгим будет. Устыдятся басурмане своего конфуза, изобретут что-нибудь в качестве сорняка, задушат новой отравой. А тем временем, пока есть «окно возможностей» и удаётся пролезать сквозь дырявые заборы — использовать растение нужно массово, с максимальной отдачей. Начнут выпалывать — применять уже новую разработку, пусть то будет «Герань-3».

При этом нашему Генштабу нужно мыслить в парадигме советских времён, когда на каждую атакующую разработку инженеры и конструкторы немедленно начинали искать противоядие, прекрасно понимая: противник начнёт делать нечто подобное, как узнает о новинке. Вопрос времени, как горький вкус незатейливой «Герани» натовцы распробуют, постараются исполнить нечто похожее. И применить по нашим городам и объектам под чужим флагом. Только не стоит ждать здесь точности поражения, гуманитарной избирательности, бить будут по площадям…