Китайский отрыв


Китайский отрыв

Добрый вечер, Империя.

Нам тут в комментариях пишут, что-де в Европах все хорошо, как никогда ранее. Народ хрустит французской булкой, у народа есть свет, тепло и уверенность в завтрашнем дне — правда, глубину завтрашнего дна народ пока не оценил.
Даже странно читать такое, ей-Богу. Очевидно, что население отключат от благ цивилизации в самую последнюю очередь — пока же от благ нафиг отключают промышленность, ибо она жрет ресурсы, как не в себя. Кроме того, население в массе своей свято убеждено, что постиндустриальное общество — это самый большой шаг в светлое будущее, в котором не будет всех этих гнусных и грязных заводов, а только коворкинги, смузи и прочие признаки высокотехнологичного и свободного общества. Фактчекинг вам в лицо, как говорится.

В принципе, со свободой и сейчас все окей. Хочешь быть трансгендером — будь им. Не хочешь быть трансгендером — заставят. На крайний случай можно встать в стройные ряды ЛГБТК+, дабы самостоятельно освободить жизненное пространство для более консервативных в этом плане народов как можно быстрее — короче говоря, свободы хоть лопатой греби, главное не зарывайся.
И вот что стоит отметить отдельно: когда население начинает путать свободу, ценности и булкохруст с макроэкономическими показателями, это всегда заканчивается крайне плохо. Просто потому, что свобода от углеродного следа и выбросов, к примеру, равна и свободе от энергетической самодостаточности — а там, где народы добровольно начинают зависеть от чужих ресурсов, рано или поздно остаются без ресурсов вообще. Потому что всех много, а всего мало — и всего на всех не хватит в любом случае.

Мы привычно относим к ресурсам руду, металлы и энергоносители. Более продвинутые вспоминают о таких ресурсах, как человеческий капитал или инженерные школы, а самые башковитые указывают в качестве ресурсов геополитическое влияние и возможность нагнуть всех остальных с помощью собственной резервной валюты.
Когда в марте 2021 года (уже почти два года назад) пленум ЦК КПК принял судьбоносное решение о сооружении примерно трехсот заводов по производству микроэлектроники на общую сумму в 1,5 трлн долларов, в Вашингтоне даже не почесались — мало ли у кого какие планы. Напомню, что Джо Байден уже тогда владел табуреткой в Оральном кабинете, что не помешало ему упустить этот подлый китайский шаг из виду — в конце концов, до событий на Украине еще оставался почти год, а кризис только-только начинался.

Между тем, китайские товарищи не теряли время даром и принялись завозить из Нидерландов оборудование для производства микрочипов по технологии 28 нм. В Вашингтоне снова даже не почесались, потому что 28 нм — это технологии десятилетней давности, а тот же Huawei во весь рост использовал импортируемые чипы для производства аппаратуры для связи формата 5G.
Проснулись в Вашингтоне только к концу 2022 года. Именно сейчас в США осознали, что технологии в 28 нм являются базовыми для прорыва к более тонким технологиям — китайцы всего лишь повторяют путь американцев, которые просчитывали архитектуру чипов нового поколения на машинах с чипами поколения предыдущего.

Стоит отметить, что в 2020 году Китай имел жалкие 9% глобального рынка чипов — и он же имел к тому моменту опыт доминирования в ключевых технологиях, наводняя рынок более дешевыми продуктами и уничтожая глобальную конкуренцию. Иными словами, сейчас именно на китайских технологиях выстроена мировая индустрия игрушек или производство прекурсоров для Большой Фармы — как оказалось, более старое и менее эффективное в цифровом плане оборудование никоим образом не мешало завоевывать рынки.
Как только Америка запретила экспорт микрочипов в Китай этой осенью, тут же выяснилось, что крупнейший китайский производитель чипов SMIC принялся ударными темпами наращивать производство собственных чипов размерностью в 28 нм. Более того, товарищ Си пообещал на XX съезде КПК, что партия и правительство выделят 1 трлн юаней (144 млрд долларов) дополнительно для поддержки отрасли, что автоматически переводит производство полупроводниковой продукции в разряд критически важных сфер для китайцев — и вот тут-то в Вашингтоне наконец очнулись.

Суть в том, что подавляющая часть мира живет на технологии 28 нм. Как выяснилось, только несколько стран шагнули дальше этого предела — а всем остальным технологий десятилетней давности оказалось за глаза. Тем более, что крупных научных и инженерных школ в мире не так уж и много — и некоторые из них демонстрируют возможность выживания с крайне минимальным влиянием западного оборудования.

К слову, сегодня в Америке разгорелся новый шпионский шкандаль — там утверждают, что группа коварных русских годами отправляла на Родину партии новейшей американской микроэлектроники. Пока в США задержан только Алексей Брайман, а вот еще четыре участника этой вероломной схемы скрываются на территории России (Евгений Гринин, Алексей Ипполитов, Борис Лившиц и Светлана Скворцова).
Так вот, как бывший сотрудник ВПК России, утверждаю и буду утверждать, что все военное оборудование и вооружение нашей армии создано на российской элементной базе размерностью в 65 нм. Более того, смею заметить, что быстродействия этой элементной базы с лихвой хватает на расчеты траекторий наших «Сарматов», «Кинжалов» и прочих «Цирконов» — а вот несанкционированный доступ со стороны к этой аппаратуре исключен полностью.

Примерно по тому же пути сегодня идут и китайцы. Правда, их инженеры сейчас имеют больше возможностей, нежели наши, но здесь все упирается в наличие качественной инженерной школы — например, наши парни способны собрать «Нудоль» А-235, а китайцы — нет.
Тем не менее в США закономерно опасаются, что возможности китайцев могут вырасти за счет масштабирования производства и подключения к этому процессу русских — и вы просто удивитесь, когда узнаете, сколько сейчас в Китае наших инженеров.
В данном случае речь идет о межгосударственном сотрудничестве — и тому, кто в него не верит, могу напомнить, что именно русские военные инженеры и прочие специалисты сейчас собирают систему раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Собрать такую систему без доступа к некоторым ключевым точкам оборонного комплекса нереально — так что можете сами решить, насколько русские засунули любопытный нос в ВПК Китая.

Заодно могу напомнить и регулярные совместные учения российских и китайских войск для боевого слаживания — а так конечно, никакого взаимодействия между Россией и Китаем просто быть не может. Это байки для поднятия боевого духа русских, как утверждают на коллективном взбесившемся хуторе — при этом к коллективному хутору сегодня относится территория от Жмеринки до Лиссабона.

“Китайцы могут просто наводнить рынок этими технологиями”, — заявил экономист TechInsights по чипам Дэн Хатчесон. “Обычные компании не могут конкурировать, потому что они не могут зарабатывать деньги на таких уровнях”.

Эти опасения подтолкнули некоторых законодателей к использованию законодательства для определения сдерживания SMIC с помощью оборонного бюджета.

Хотя мера слабее, чем первоначально предлагалось, ожидается, что на этой неделе сенаторы США примут ежегодный закон о национальной обороне 2023 года, который включает раздел, запрещающий правительству США использовать чипы от SMIC и двух других китайских производителей микросхем памяти. Неясно, какое влияние на SMIC окажет ограничение, которое вступит в силу через пять лет после вступления в силу закона.

Кстати, на Закон о национальной обороне 2023 года ссылку дать не получится — брэндмауэр Сената определяет пользователей из России, как потенциальную угрозу национальной безопасности, а через VPN заходить автору пока лень. Тем более, что это усеченная версия закона, специально для СМИ и прочих любопытствующих — ничего действительно важного там найти не удастся.

И вот тут очень кстати заметить, что введенные ограничения на поставку в США китайских чипов вызвали резкое противодействие местных компаний — в частности, Торговая палата США сделала все возможное, чтобы эти ограничения были значительно смягчены.
Дело в том, что в самих Штатах производство чипов 28 нм недостаточно, а для кучи производителей автомобилей и бытовой техники чипы последних поколений являются слишком дорогими — и, прикрываясь фиговым листочком «борьбы с инфляцией», Конгресс США был вынужден отменить ряд положений, ограничивающих поставки.

Поскольку экспортный контроль США делает невозможным производство современных чипов в Китае (мечты идиотов — автор), SMIC удваивает производство чипов со зрелыми технологиями и с 2020 года анонсировала четыре новых предприятия, или фабрики. По оценкам Сэмюэля Вана, аналитика Gartner по чипам, когда они появятся в Сети, объем производства компании увеличится более чем в три раза. Он сказал, что в Китае наблюдается огромный рост производства новых чипов.

“Все это начнет оказывать влияние с начала 2024 года и будет полностью реализовано к 2027 году”, — отметил Ван, добавив, что увеличение предложения чипов окажет понижательное давление на цены на чипы.

SMIC, основанная в 2000 году, долгое время пыталась пробиться в калашный ряд крупнейших производителей чипов в мире — наконец-то меры Конгресса США дали компании такую возможность.
Если за 2021 год прибыль SMIC составила около 1 млрд долларов, то в 2022 году она, по меньшей мере, удвоится — и чем строже будут ограничения со стороны США, тем выше будет прибыль китайского производителя.

Парадокс? Отнюдь. У китайцев куча клиентов, в том числе и в России, а меры США полностью развязывают руки SMIC и другим производителям — к тому же, торговля за национальные валюты вообще выводит все сделки из-под американского контроля.
Для тех, кто не знал, могу заметить, что все до единого чипа для правоверных китайских калькуляторов сейчас создаются в России — их просто невыгодно делать на китайских фабриках, заточенных под другое поколение микросхем. При этом для калькуляторов 65 нм — это даже слишком много и слишком быстро, поскольку никаких вычислений в этих машинах практически не происходит. То, что в них творится — это даже не вычисления, а нечто на уровне деревянных счетов по сравнению с самыми современными технологиями.

Марк Ли, аналитик Bernstein Research по чипам в Азии, отметил, что компания становится серьезным конкурентом тайваньской UMC Microelectronics Corp и американской GlobalFoundries Inc.

“SMIC гораздо охотнее наращивает мощности, чем другие фабрики низкого уровня, и особенно в условиях дефицита, который мы наблюдаем в последние два года”, — говорит он. “Сейчас это не проблема … но кто знает, может быть, через несколько лет возникнет еще один дефицит, и мощности станут большой проблемой”.

Так вот, о словах Марка Ли по поводу мощностей — и по поводу ресурсов, только в несколько ином плане. Когда в самом начале осени я наткнулся на короткую заметку о начавшемся исходе из европейских клиник младшего медицинского персонала — я пропустил это мимо ушей, хотя стоило бы обратить внимание.
И вот теперь с удовольствием читаю новость о том, что в знаменитой немецкой клинике Charite отменяются все несрочные плановые операции — именно по причине нехватки медицинских сестер. В «Шарите» заявляют, что все это связано с всплеском инфекций среди маленьких детей, вызванных респираторно-синцитиальным вирусом (РСВ) человека, но суть в том, что клиника справлялась своими силами даже во время пандемии.

Куда же делись медицинские сестры? Они разъехались — да, еще далеко не все, но значимая часть. В Эмираты, Юго-Восточную Азию, США — туда, где инфляция и цены на энергоносители не являются настолько серьезными, что зримо способствуют падению уровня жизни населения.
Медсестры — это вам не врачи, их зарплаты в несколько раз ниже. Именно они первыми ощутили на себе всю «прелесть» текущего кризиса — и часть из них решила свалить подальше, не дожидаясь весны и массовых акций протеста.

Так что отдельные альтернативно мыслящие могут и дальше восхищаться булкохрустом — в случае чего они же первыми и прибегут лечиться в Россию.
Впрочем, в этом давно уже нет ничего удивительного, ибо хаять свою страну — это так по-европейски.