статья Финно-угорские корни украинцев


 

Происхождение славян и, в частности, их восточной ветви, остается дискуссионным в научных кругах. Однако абсолютно не вызывает ни малейшего сомнения «участие» в славянском этногенезе различных народов. Если мы говорим о русском, то предполагаем в его формировании, кроме славян, участие финно-угорских племен. Предки белорусов ассимилировали часть балтийских народов. Украинцам некуда было деваться от смешанных браков со своими ближайшими соседями: печенегами, половцами, торками, берендеями, ковуями и другими тюркоговорящими этносами. Зато участие венгров в украинском этногенезе изучено слабо.

Мы знаем, что предки древних мадьяр в процессе своего движения с востока на запад, до обретения исторической родины на Дунае, на территории Восточной Европы образовали три этно-географических области. Это Великая Венгрия (Magna Hymana), Леведия (Лебедия) и Ателькуза (Этелькез). Первая из этих областей однозначно находилась в пределах Урало-Волжского региона, а две остальных непосредственно связаны с территорией нынешней Украины. Византийский император Константин Багрянородный в своем труде «Об управлении империей» (952 год) писал: «Народ турок (венгров) имел древнее поселение близ Хазарии, в местности, называвшейся Леведия — по прозвищу их первого воеводы». Учитывая сообщение К. Багрянородного о реке «Хингилус», протекавшей в стране Лебедии, которую большинство историков прошлого и настоящего отождествляют с Ингулом или Ингульцом, историк Н. Карамзин был убежден: Лебедия занимала огромную территорию современной Украины. Он считал, что она простиралась от нынешней Харьковской области до Днепровских порогов и устья реки Ингулец. Однако мы позволим себе не согласиться с видными авторитетами прошлого — Н.М. Карамзиным и К. Гротом. Считаем, что упоминание реки Хидмас или Хингилус касается не территории Леведии, а Ателькузы. Дело в том, что Леведия находилась на землях Хазарии, которая не простиралась на правый берег Днепра. К. Багрянородный сообщил, что турки (венгры) поселились на землях савартов-асфалов. Известный ученый-тюрколог Н. Баскаков дает расшифровку термина «савар» — черный иранец и «савер» — черный человек. На просторах современной Украины повсюду ощущается влияние языка древних иранцев, которыми были скифы, сарматы, аланы, ясы, косоги. Поэтому считаем, что восточно-славянское племя сиверов, которое было расселено на территории современной Черниговщины (Новгород-Северское княжество) — это смесь славянского и предшествующего ему аланского этнических компонентов. Следовательно, можно предположить, что Леведия располагалась на современной Левобережной Украине, занимая территории нынешних Черниговской и Сумской областей. «Житие» древних угров на Сумщине подтверждают и топонимы: города Угроеды и Лебедин (Лебедия). Венгров в Украине также фиксирует русская летопись: «Эти угры появились при Ираклии, цесаре (греческом), которые ходили (с ним) на Хоздроя, цесаря персидского» (627 год). Русский летописец называет угров белыми и сообщает, что в это же время из «скифии, то есть от хазар» приходят на Дунай болгары и становятся «насильниками славян». Предположим, что поход болгарского хана Аспаруха на Балканы был вызван появлением на их землях (или соседних) воинственного племени древних мадьяр. Русская летопись в 893 году уже не упоминает о белых уграх, а говорит о черных уграх, которые прошли мимо Киева. Почему же угры так потемнели за два с половиной века? Может, потому, что жили среди темных (черных), порой непроходимых лесов нынешних Черниговщины и Сумщины. Может, потому, что черный цвет доминировал в их одежде. Давайте вспомним воинственных черных клобуков, которые верно служили киевским князьям. Соседи стали называть целый народ по фасону их черных шапок с длинными полами, свисающими до плеч. (Клобуки — головные уборы священнослужителей православной церкви.) Примечательно и то, что в некоторых тюркских и кавказских языках термин «са» — «сев» (византийские «саварты») выступает в том же значении, что и «черный». В иранском языке «seu», «sevugri» — черные угры, «savardic» — черные сыны, «savr» — название современных балкарцев Северного Кавказа, которых российская исследовательница Н. Багновская считает потомками черных болгар. Итак, резюмируем: предки современных венгров два с половиной века жили на Левобережной Украине в стране Леведии, рядом с Хазарами и Русью.

Приход в Северное Причерноморье многочисленных орд печенегов заставил венгров покинуть свою страну. «Пачинакиты (печенеги), — сообщил К. Багрянородный, — напав на турок, изгнали их вместе с их архонтом Арпадом». В русской летописи находим, что народ угров переправился через Днепр в районе Киева приблизительно в 893 году. «Идоша угры мимо Киева, горою еже ся зовет ныне Угорское, и пришедше к Днепру, сташа вежами». Посмотрим на киевские топонимы: «угорское урочище», «угорские ворота» — венгры успели оставить след на Киевщине. А киевляне во главе с князем Олегом не восприняли угров как агрессоров, не высылали войска, не рушили их «вежи», а некоторые смогли получить даже «киевскую прописку». Есть версия, что загадочная церковь святого Николая (предшественница нынешней церкви-ротонды на Аскольдовой могиле), возможно, была основана вовсе не княгиней Ольгой, а неким Олмой — венгерским вождем, который тогда уже принял христианство. Пройдя мимо Киева, венгры основали новую страну на правом берегу Днепра — Ателькузу (Этелькез). «А место, в котором прежде находились турки (до прихода на Дунай), именуется по названию протекающей там реки Этель и Кузу». Что это за река и где была страна Ателькуза — ученые до сих пор не пришли к единому мнению. К. Багрянородный сообщал, что «местность пачинокитов, в которой в те времена жили турки, именуется по названиям тамошних рек. А реки эти таковы: первая река под названием Варух (Днепр), вторая река, именуемая Куву (Буг), третья река по имени Трулл (Днестр), четвертая река, называемая Брут (Прут), пятая река, именуемая Серет». Сложно поверить византийскому императору: ведь венгры в то время не были настолько многочисленным народом, чтобы заселить такую огромную территорию. Вероятно, они понесли крупные потери в битвах с печенегами на левобережье Днепра. Кто-то был захвачен в плен, кто-то добровольно покорился завоевателям и остался в Леведии. Кто-то примкнул к славянским поселениям Киевской Руси. Считаем, что Ателькузу (венг. «междуречье») нужно определять в районе византийского Хингилуса, в междуречье Днепра и Южного Буга, на территории, очерченной современными городами: Черкассы, Кременчуг, Александрия, Кировоград, Умань, Ладыжин, Винница. Не зря мы находим в Черкасской области еще один Лебедин, а северо-восточнее Винницы еще одну реку Десну.

Но Ателькуза просуществовала гораздо меньше Леведии. К. Багрянородный сообщил: «Когда турки отправились в военный поход, пачинакиты вместе с Симеоном (болгарским царем) пришли против турок, истребили целиком их семьи и беспощадно прогнали оттуда турок, охранявших свою страну». Это произошло во второй половине 90-х годов IX века. Затем основная масса предков нынешних венгров покинула территорию современной Украины и обрела новую родину в Паннонии, на Дунае. В своей работе «Об управлении империей» (952 год) К. Багрянородный вспоминал Паннонию словами: «Где недавно поселились турки».

Но не все венгры покинули Ателькузу. Многие из них остались на территории современной Украины и сохраняли свою этническую самобытность до конца XVII века. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся до наших дней топонимы Правобережья: Десна и Лебедин. Во времена Киевской Руси летописец говорит об уграх и черемисах как об отдельных народах. Причем, черемисы, согласно летописи, проживали на реке Оке и в числе других народов платили дань Руси. А в письменных источниках XVI века черемисы уже появляются на территории современной Украины. Есть все основания предполагать, что массового переселения финно-угорских народов с Оки и Волги в Северное Причерноморье в этот период не было. Поэтому считаем, что «черемисами» стали называть в наших краях потомков древних угров, которые остались в Леведии и Ателькузе, они не решились совершать переход через опасные Карпатские перевалы по причине состояния здоровья или отягощенные большим хозяйством.

Поляк М. Бельский в своей «Хронике» рассказал нам о героической борьбе с татарами барского старосты Бернарда Претвича (1541 год) и привел интересный факт: преследование татар до Очакова староста осуществлял с казаками и черемисами. Сам Б. Претвич мало что сообщил о загадочных черемисах. (По ревизии 1552 года, черемисы давали в распоряжение барского старосты 68 всадников.) Тем не менее из воспоминаний Б. Претвича можно предположить: черемисы компактно проживали возле замка Верхнего Бара. Это несколько западнее территории, где по нашему предположению должна была находиться Ателькуза. «Татары… погромили черемисов, которые шли домой с рыбалки. Нескольких забили насмерть, а девятерых, с другими людьми на пасеках, поймали живыми». Современный украинский историк И. Иванцов пишет, что в 1611 году князь Януш Острожский с войском в несколько тысяч человек, с татарами и черемисами, захватил возле Маховки земли Тышкевича и осадил их своими крестьянами, приведенными с Брацлавщины. Историческая наука до сих пор не дала убедительного ответа: кем были черемисы, которые служили приграничным старостам и сохраняли свою этническую самобытность. Поскольку черемисами называли именно представителей финно-угорской языковой семьи, есть основание утверждать: это все же потомки древних угров русских летописей или турков К. Багрянородного. Для сравнения: на Руси потомков тюркских народов, принявших христианство и русскую культуру, называли «черкасами». Этимология этого слова походит от «чери» — войско, армия и «киш», «кош» — военный лагерь (аналогия: «янычары» — «ени — чери» — новое войско). В слове «черемисы» также звучит воинская составляющая, но принадлежащая к другому, отличному от тюркского, этносу. М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях» сообщал, что в его время (XVI веке) в Скифии живут угорские народы — югры (угры), которые говорят на том же языке, что и венгры в Паннонии, только они беднее и менее культурны, чем дунайские венгры.

Одним из первых предводителей украинского казачества был князь Дмитрий Вишневецкий по прозвищу «Байда». Славянское слово «баить» обозначает «говорить», «рассказывать», что совсем не объясняет сути этого прозвища. А если мы предположим, что князя называли не «Байда», а «Вайда», что в переводе с венгерского означает «военачальник», то все становится на свои места. Связь мадьярского этноса с казачеством подтверждают и украинские народные думы. Одна из них называется «Атаман Матиаш старый». В научных комментариях к народным думам подтверждается наличие этого венгерского имени в украинских исторических актах 1596 года.

Приведенные факты позволяют нам сделать вывод, что украинцы и венгры имеют давнюю общую историю. Равно как венгры на Дунае ассимилировали многочисленную группу славян, так и на территории современной Украины древние угры и чемерисы стали частью украинского народа, внесли свою лепту в становление военной касты — украинского казачества.

Кандидат исторических наук Анатолий Афганский