661 Завалинка. Мое первое Заполярье


Магистральки
Когда что-то происходит впервые, то получаешь особенные впечатления. Первые шаги детей, первые слова, первая любовь, первое посещение удивительных мест…

Мое первое Заполярье

Как сказал бы поэт: «И вот я посетил…». Мое первое посещение среднего Заполярья зимой почти закончилось. До границы полярного круга, если верить всемогущему ХлОнассу, осталось меньше 1 градуса северной широты. Я много повидал различных мест. Был и на Урале и в Сибири, бывал и в Европах с Прибалтикой, но эта поездка произвела, надо признаться, сильное впечатление.

Самое главное — НЕТ СОЛНЦА… Батюшки святы! Я, конечно, подозревал, что такое возможно, все таки географию, как извозчик, знаю неплохо. Но, чтобы так…

Первые подозрения, что не все так однозначно, стали появляться после Петрозаводска. И проявилось это в очень длинном-предлинном утре… Вроде, как, и уже утро, но все еще ночь. Предрассветные сумерки, густо приправленные полумраком частокола елей и сосен, продолжались примерно до 10 часов утра. Хоть со временем повезло — Московское. И, эдак, плавно-плавно переросли в день. Еще один сюрприз поджидал, когда я попытался сориентироваться (ну так, тильки для сэба). И понял, что солнце, где бы оно не всходило и не садилось, оно на Юге. То есть абсолютно, +- погрешность на косоглазие. Пообедал в придорожном заведении и лег отдохнуть. Проснулся от странного ощущения, что проспал. На дворе стояли вечерние сумерки. Подумал, что меня основательно вырубило, и даже потряс часы. Однако, и бортач, и наручные и путеводитель показывали одно и тоже. 14:10, т.е. я отдыхал чуть больше часа. Возблагодарив Создателя, двинулся дальше…

Ночер набегал так же неспешно, как и восходило утро… Вот представьте, что наш зимний вечер средней полосы растянули вдвое, а то и втрое. А потом наступила ночь… И это в три часа дня с хвостиком…

Трасса хорошая, не шибко широкая, но чистая, снежные перемёты хоть и встречаются, но видно, что службы свою службу несут справно. Уже поздно ночью, что такое «рано ночью» я узнаю на утро, после волевого усилия не ночевать в дороге, под надоедливый писк тахографа, добрался до Кандалакши. Заночевал, как вырубился.

Раннее утро продолжалось так долго, что я успел добраться до пригорода Мурманска, а оно еще не наступило. Не наступило оно и днем, только где-то в районе России слегка засветилось небо скрытое сопками, посерели облака, на этом собственно все и кончилось.

Всю раннюю ночь, да и позднюю, вглядывался в небо, ожидая Северного сияния. Но местные сказали, что его сегодня вряд ли будет, так как облачно и, вообще, город — не место для того, чтобы на него смотреть. Слишком сильная засветка.

И все-таки мне, наверное, повезло. Выйдя ночью покурить, я уже и сам запутался, какая это была ночь, вечерняя или уже ночная, где-то в районе северо-востока, в разрывах облаков проскочили два всполоха. Скорее серого, нежели зеленого цвета. Возможно, это и не сияние было, а просто отблеск чьего-то прожектора. Но я, все-таки, очень надеюсь, что я его видел.

Проснулся по часам, рано. Шутка с «проснулся ночью» в этих широтах и в это время совершенно не актуальна. Тут она (ночь) всегда, и утром и днем и вечером, меняется только ее цвет. Днем ночь приобретает краски… она становится серой.

Вот сейчас иду обратно. Иду навстречу солнцу, а мыслишка одна так и вертится: «Как они там, в тумане? Ну, т.е., без Солнца?»…

Наум Приходящий