Человеческий язык для неё не родной: новая Тэтчер на Даунинг Стрит,10 …


Человеческий язык для неё не родной: новая Тэтчер на Даунинг Стрит,10 …

80 тысяч консерваторов-тори, по социологии, большей частью белые мужчины преклонных лет, сделали жутковатый выбор для Великой когда-то Британии. Новым премьер-министром будет Лиз Трасс, теперь уже бывшая министерша или министерка иностранных дел, рекордсмен по смене других правительственных постов, способная за долгую карьеру в Кабинете греть несколько кресел сразу, в один присест.

Прежде, чем всплакнём о светлых деньках нахождения Бориса Джонсона в резиденции премьер-министра, выражу уверенность: мы ещё покручинимся о «Чупрыне» Джонсонюке, лепшем друге Зеленского. Большего лиха Корона Её Величества еще не видела на Даунинг Стрит 10, в чём островитяне убедятся уже весной. Те, кто останется здоровым, само собой. Ведь иметь такой набор противоречащих друг другу идей, убеждений, компетенций … не рисковал ни один премьер-министр.

Сама Лиза Трасс уверяет англичан — она ярый консерватор правого крыла. Что не мешает ей проповедовать очень токсичное либертарианство и глобализм на грани с троцкизмом в экономике. Будучи долгое время ярым противником всяких трансгендеров и содомских поветрий в обществе, ухитрилась данную повестку активно продвигать, едва очутившись в кресле «министра делам женщин и равенству».

Настоящее имя новоявленной Тэтчер — Мэри. Но родители, профессор математики и медсестра имели обыкновение следовать новомодным представлениям 70-ых годов, в семье девочку звали «средним именем» Лиз. Папа с мамой были теми ещё бунтарями и смутьянами. Истовые лейбористы крайних левых взглядов, ненавидели Маргарет Тэтчер, были организаторами и участниками маршей протестов и демонстраций против ядерного оружия, размещения ракет США на территории Великобритании, поддерживали шахтёров и даже сочувствовали «мученикам» ИРА.

(иллюстрация из открытых источников)

В Оксфорде Лиз Трасс не блистала, глубокими знаниями профильных философии, политики и экономики — не отметилась. Имея столь статусный диплом, с большим трудом смогла устроиться бухгалтером в компанию «Shel», после увольнения перешла в «Cable & Wireless», где обрела мужа, тоже бухгалтера и родила двух дочерей. Стала пробовать себя в политике, но неудачно. В Великобритании не любят «перемётчиков», а миссис Трасс со студенческой скамьи была махровым либерал-демократом.

Но позже сообразила: консерваторы станут на долгие годы политическими лидерами в стране, лейбористы погрузились в пучину раздрая и страшных скандалов. Две попытки стать депутатом парламента провалились, избиратели Хемворта и Калдер-Валли Западного Йоркшира дали от ворот поворот «косноязычной пародии на Мэгги», отмечая безвкусицу в образе кандидатки, мешанину взглядов и экономическую безграмотность.

Пришлось начинать с «низов», избираться в городской совет Гринвича в 2006-ом, бросать работу и устраиваться в аналитический центр «Реформа», чтобы мелькать перед глазами лидеров правых консерваторов. Через четыре года, действительно, светлые кудри примелькались, лидер Консервативной партии Кэмерон включил Трасс в списки кандидатов, она избирается в парламент от Норфолка, несмотря на яростное сопротивление местных тори. Дело в интрижках дамы, дважды пойманной на «парном» супружеских измен вездесущей британской прессой.

Консерваторы не могли найти достойное занятие Трасс дюжину лет в Кабинете Её Величества, а едкие британцы наградили Лиз прозвищем «министр всего угодно»: образования, охраны окружающей среды (боролась за пчёл и английские сыры … тот ещё анекдот), рьяно выступала против брексита и выхода Британии из Евросоюза.

Потом случилась сенсация, Лиз стала первой женщиной-министром юстиции, но после скандала с референдумом юридические ассоциации Великобритании потребовали удалить министерку с поста, Тереза Мэй от греха подальше отправила миссис Трасс заправлять казначейством (министерство финансов). А Борис Джонсон перевел на пост министра международной торговли, потом поручив заведовать внешнеполитическим ведомством, разбираться с последовательной агрессией татар и монгол на территории Украины.

(иллюстрация из открытых источников)

Худший выбор…

Лиз Трасс имеет рейтинг, в три раза меньший, нежели у изгнанного Бориса Джонсона, её узнаваемость среди жителей Туманного Альбиона … 35%. О взглядах и убеждениях можно не говорить ни слова, там их нет, лютая солянка высказываний Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана. Когда новый премьер-министр пытается открыть рот, обычно получается либо смешно, либо страшно, как случилось с применением ядерного оружия. Которое дама применит … ведь это обязанность главы Кабинета Её Величества.

Британская журналистка Элизабет Дэй издания «You» подробно разбирала дебаты кандидатов на пост премьера, вынесла безрадостный диагноз:

«Вероятно, она пытается с поводом или без него шутить по самым сложным проблемам, но понять её трудно, временами кажется, что человеческий язык у Лиз Трасс не родной. Есть подозрение на аутизм или синдром Аспергера».

Неважно, больна или нет миссис Трасс, но Великобритания сделала свой худший выбор за последние несколько сотен лет, в этом уверены почти все независимые экономические эксперты страны. Поставить в разгар жесточайшего энергетического кризиса руководителя, который обещает вместо государственного регулирования ценовой политики на энергоносители не трогать налоги и наращивать помощь Украине – безумие. Забыв, что с 1 октября на 80% подорожает электричество.

«Кризис стоимости жизни уже стал национальной катастрофой», – сообщил мэр Лондона Садик Хан. Это говорит руководитель самого богатого города Великобритании. В момент, когда треть жителей Острова уже не способны оплатить счета, предпочитая купить еду, по данным социологической службы «Ipsos». Так же, 64% британцев не верят СМИ, что в кризисе виновата Россия, якобы задушившая англичан санкциями.

Врать Лиз Трасс и британским политикам очень трудно в энергетическом вопросе, доля российского газа в производстве электроэнергии составляла всего 5%, проблема в другом – на Острове отсутствует резервная генерация. Франция, Польша, Скандинавия и Германия смогли не рухнуть в «зеленую повестку» по уши, сохранили немного угольной и атомной энергетики, чем сегодня пользуются. Но Англия устроила из декарбонизации многолетнее шоу, население помнит, какие устраивались «пиротехнические торжества» по закрытию угольных электростанций.

(иллюстрация из открытых источников)

Одной из главных причин отставки Джонсона эксперты видят заморозку им проектов двух АЭС, деньги на которые планомерно растащили во время пандемии, а последние фунты стерлингов потратили на помощь Зеленскому. Получили, что получили: зиму 2023-го года Объединённое Королевство не переживёт без потрясений, не случись чуда. Выбрать на роль волшебницы Лиз Трасс? Даже не смешно, дамочке уготована участь козлища отпущения, особенно на фоне ее усердного продвижения проектов возобновляемых источников энергии.

Как оказалось, гигантская правительственная программа по строительству ветряков провалилась, с хорошими погодами последние два года не задалось в той части света. Засуха летом высушила казну и бюджеты энергокомпаний, по космическим ценам пришлось импортировать МегаВатты из Норвегии. Не в тех объёмах, на которые рассчитывали, жара в Скандинавии тоже снизила гидрогенерацию, реки пересохли. Полная картина разбитого корыта, привет от Греты Тунберг, доигрались.

Третья страшная ошибка непонимающей Лиз Трасс, за которую ее сожрут без соли, когда дела пойдут погано – это ставка новой премьер-министерки на либерализацию рынка, которую та активно продвигала долгие годы, даже книжку написала. Будучи главным казначеем, именно миссис Трасс добилась привязки цен на газ не к долгосрочным контрактам, а к спотовым рынкам. Красиво было до поры, пока цены не пересекали «красную черту» в пять сотен долларов за тысячу кубов. Но когда подошли к трем тысячам … когда не наступил отопительный сезон, это уже приговор.

В чьих интересах действовал Джонсон и теперь постарается напоследок Лиз Трасс – искать не нужно. «British Petroleum» уже скромно отчиталось за полугодие, получена рекордная прибыль в размере семи миллиардов фунтов стерлингов. В три раза больше, чем за тот же период 2021-го года, а после 1 октября выручка прогнозируется ещё большая, процентов на 400 плюс. Если не одно «но», под названием народ Великобритании.

«Сбросим, как Тэтчер!»

Особенность англичан в том, что они умеют, как никто другой, находить самые уязвимые места собственных правительств. Не устраивать бесконечные беспорядки, массовые протесты или покорно следовать судьбе, а самоорганизовываться. И бить по карману толстосумов. Процедуре уже около сотни лет, называется она «кризис издержек жадности». Проходит под одним лозунгом со времен после окончания первой мировой войны: «Не платите Великобритании!».

Наиболее эффектно массовое движение прошло в 80-90-х годах, когда «железная леди» Маргарет Тэтчер приняла решение о подушевом налогообложении. Буквально за месяц 17 миллионов человек без всяких социальных сетей, исключительно действиями активистов профсоюзных и общественных движений были вовлечены в организованный гражданский протест «Poll Tax Revolt». Который стартовал митингом на Трафальгарской площади Лондона 31 марта 1990 года, собрал 200 тысяч человек.

Подушный бунт (иллюстрация из открытых источников)

Акция в центре столицы получила название «Вторая Трафальгарская битва», за неполный месяц казначейство подвело ее итог: около 30 процентов жителей страны отказались платить налоги. Консервативная партия даже не сопротивлялась, просто «слила» Тэтчер, подавляющим большинством заставив уйти в отставку. Хотя месяцем ранее налог полностью одобряли. Холодный циничный расчёт, не получилось, так не получилось. В этом уникальность британской «демократии».

У Лиз Трасс плохо с историей, судя по всему. Карикатурно подражая «железной Мэгги», наступила на те же грабли. Занимает резиденцию на Даунинг-Стрит в самом начале «Третьей Трафальгарской Битвы», кампании «Don’t Pay UK». Разъяренные англичане уже самоорганизовались, отвергли помощь лейбористов (никакой политики!) и готовятся к противостоянию. Заказано несколько миллионов листовок местными активистами, деньги собираются через специальный сайт, ультиматум выдвинут:

«Мы знаем, правительство не вмешается в кризис, не предоставит людям поддержку. Энергетические компании не снизят цены по доброте душевной. Мы не можем ожидать, что Лейбористская партия или профсоюзы сделают то, что необходимо, проблему решим сами. Ставки не могут быть выше, тысячи людей замерзнут в своих домах».

Протест разворачивается в лучших английских традициях: улица за улицей, поместье за поместьем, город за городом. Задействованы местечковые СМИ, так называемые «уличные газеты», не печатающие политические новости и бред, распространяемый BBS иже с ним. Так что, миссис Трасс придётся 1 октября столкнуться с настоящей британской «народной демократией», двумя многомиллионными акциями: «Warm this Winter» (согрей эту зиму) и «Energy For All» (энергия для всех). Обе выдвинули требование: бесплатный лимит энергии для британского домохозяйства. Либо — ни пенни по новым платёжкам.

Выводы

Сработает старый предохранительный механизм народного отношения к зарвавшимся правительствам Её Величества? Должен, на стороне протестующих выступают слишком много консерваторов, которые выдвинули не очень сообразительную Лиз Трасс на расстрельную должность, понимая: в декабре 2022 года страна (по данным Банка Англии) угодит в самую глубокую рецессию со времен «железной Мэгги».

А инфляция, если население попытается платить по счетам на коммуналку, достигнет 20% из-за цен на газ и топливо. Катастрофы никто не хочет, поэтому смена Правительства и досрочные выборы кажутся многим единственным правильным решением, до конца 2024-го страна не доживёт с такими «эффективными менеджерами».

Хитрая система. Консерваторы одной рукой пытаются своих спонсоров сделать еще богаче, но когда авантюра не удаётся, козлом отпущения всегда назначается Кабинет Её Величества. Разъярённый народ получает свою кость, механизмы для перезагрузки политической системы срабатывают, запускается новая авантюра, более тонкая и изощрённая. Одними и теми же людьми. Сегодня поставившими цель первыми на Западе избавиться от глобалистов и … начать большую войну.

(иллюстрация из открытых источников)

Подождём. Данные аналитиков Йоркского университета, обслуживающего в том числе Даунинг Стрит 10 показательны: у миссис Трасс всего пара месяцев, чтобы отказаться от бреда «зеленой энергетики», либертарианства в экономике, применения жестких государственных рычагов регулирования и нормирования энергии. Кстати, как предлагал её оппонент на должность, индус по происхождению Риши Сунак. Но его действительно реальную программу выхода из кризиса отвергли. С какой целью? Нужны потрясения и полная перезагрузка.

Расчетливые аристократы старой доброй Англии не выжили из ума, они понимают прекрасно: бестолковая и эпатажная Трасс не спасет Великобританию от кризиса. Не хватит интеллекта, знаний, тем более железной воли Мэгги, на которую новая премьер-министерка со студенческой скамьи пытается походить. Острову необходимы радикальные антикризисные решения, чтобы умиротворить последний оплот демократии, аполитичный, но считающий свои фунты народ.

Лиз Трасс способна лишь косплеить великие фигуры давно ушедших эпох, отсюда агрессия, угрозы в адрес России и Китая, Франции и Турции. Любой начинающий психолог на раз-два раскусывает такие личности, с огромной внутренней неуверенностью, слабостью и многими страхами. В экономике дамочка ничего путного не сделает, но вполне сгодится для эскалации отношений между Лондоном и Москвой, вплоть до прямого военного столкновения. Подобные персонажи так обычно поступают, следуя порочной логике своих кумиров: громы-молнии внешней политики отвлекут избирателя от проблем и катастроф внутренних.

(иллюстрация из открытых источников)

Увы, так схема не работает в Великобритании, «железной леди» Тэтчер не удалось победу в Фолклендской войне конвертировать в политическое бессмертие. Как и Черчиллю до неё. Потому как, дело коснулось кошелька массового поданного Короны. Но упёртая Лиз пойдёт тем же путём: не дожидаясь Третьей Трафальгарской битвы внутри страны, постарается увязнуть по уши в обострениях политических отношений где только можно. Проиграет, будет с позором изгнана из политики вместе с Консервативной партией. Либо … ввяжется в настоящую войну, на это старая английская аристократия тоже согласится.

Страшная зима всех ожидает. Кабинет министров Лиз Трасс набрала себе лютый по некомпетентности, без долгих и обязательных консультация с однопартийцами, что полностью обнажает замыслы спонсоров нового кризиса или войны: чем хуже, тем лучше. Как ни странно, но остановить не совсем сообразительную даму может только английских народ, который после 1 октября столкнётся с катастрофой «топливной нищеты». Когда власть заходит слишком далеко в своих игрищах, он умеет ответить.

По данным Банка Англии, 35 миллионов человек в 13 миллионах домохозяйств (это 49,6% населения Соединенного Королевства) физически не смогут оплачивать коммунальные услуги. Остальные … откажутся. Ни одна политическая сила не будет допущена до серьёзного толковища с властью, да и предложить тем нечего, даже партии лейбористов.

Будем подождать, насколько пророческой окажется песня британской группы «Tears for Fears» – Mad World («Безумный мир»), которая зазвучала во время первой речи новой премьер-министерки Лиз Трасс после визита к королеве. Народ встретил мелодию яростным громким гулом. Вспомнилось вдруг о посеявших ветер, да пожавших бурю. Удачи простым англичанам, на них надежда. Умеют ведь, когда припекает…