Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?


Вскользь об этой страничке войны на море я уже упоминал, давайте теперь рассмотрим её подробнее.

Речь пойдёт о Первой Мировой войне, когда подводные лодки в качестве серьёзной угрозы поначалу не воспринимались, особенно англичанами, некоторые из их адмиралов вообще считали эти лодки подлым оружием и не считали нужным заниматься развитием подводного флота, а следовательно и средств борьбы с ним. Потом-то немцы показали «просвещённым мореплавателям» кто чего стоит, но время было упущено и британские джентльмены начали отчаянно искать способы борьбы с подводным врагом.

А времена были ещё дикими, лодки нередко всплывали, чтобы осмотреть задержанное судно и или направить его как приз в свой порт, или потопить, предварительно дав возможность команде его покинуть. Да и топить было экономнее артогнём, а не торпедами, дело известное.

Потом-то цивилизация взяла своё, топить в основном стали без всяких излишеств, из подводного положения, и немалый вклад в такой ход событий внесли англичане. Они придумали суда-ловушки. Эта идея осенила кэптена Гордона Кэмпбелла:

Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?

Гораздо позже он писал: « Не следует думать, что «таинственные» корабли были каким-то изобретением войны, поскольку попытки заманить противника в ловушку стары, как только можно. Фальсификация — давняя практика, и вполне естественно, что предприимчивые офицеры замаскировали свои корабли и придумали дополнительные уловки.»

Существование «таинственных кораблей» или Q-Ships держалось в тайне как для противника, так и для британской общественности. Считается, что буква Q в их обозначении пошла от названия города Квинстауна в Ирландии, откуда они начали свою деятельность.

Их капитаны и команда должны были быть мастерами маскировки не только самих себя, но и своих кораблей. Эти суда представляли собой неряшливые маленькие угольщики, бродячие пароходы, рыболовные траулеры и шхуны. За этими неприглядными фасадами они несли 12-фунтовые орудия, пулемёты «Максим» и вдвое больше экипажа, чем требовалось бы коммерческому кораблю.

Поднятие ложного флага нейтральной или союзной нации до момента боя, когда поднимался британский флаг, было лишь одним из обманов, которые они использовали для заманивания вражеских подводных лодок. Корабли были оборудованы фальштрубами, пушки были спрятаны в курятниках и палубных грузах, а суда получили откидные борта, которые можно было быстро опустить, открывая здоровенные 12-фунтовые орудия, готовые открыть огонь по боевой рубке, когда подводная лодка выйдет на поверхность. Вот пример — пушка появляется из неприметной надстройки:

Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?

Посмотрел, что это за 12-фунтовая пушка. Оказывается, что в зависимости от её предназначения калибр может меняться от 7,6 до 110 мм. На снимке явно последнее.

Схемы расположения оружия на ловушке.

Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?

В их роли использовались и пассажирские суда, где часть команды изображала женщин. Но в женскую одежду облачалась только верхняя часть тела, поскольку нижняя была скрыта от наблюдателя с подводной лодки фальшбортами. Готовили специальные «панические партии», которые должны были изображать срочно покидающую судно команду.

У людей Кэмпбелла была даже клетка с чучелом попугая для придания достоверности эвакуации с атакованного судна.

В течение одного рейса эти суда могли менять названия, окраску и государственные флаги. А люди на них должны были иметь крепкие нервы. Давайте посмотрим статистику. Цифры взяты из американского источника, правда, с оговоркой, что «Из-за проблем с определением, дублированием и очень секретным характером операций Q-кораблей эти цифры приблизительны.»

Всего за годы войны в Q-Ships было переоборудовано 193 судна, 38 из них погибло. Немцы за это время потеряли от них всего 15 лодок и плюс 4 недостоверно. Такая вот загогулина. Например, в 1917 году погибло 6 лодок и 24 судна-ловушки, пять из них только за один август.

Тем не менее, ценность подлодки как боевого корабля и её стоимость несопоставимы с ценой какой-нибудь шхуны, да и даже небольшого парохода.

А теперь как начиналось это противостояние.

В апреле 1915 года лейтенант-коммандер Годфри Герберт

Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?

вступил в командование Q-Ship «Баралонг»

Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?

До этого он уже имел дело с подводными лодками. D-5, на которой он служил, наскочила на мину в Северном море, и он оказался в числе всего пятерых выживших. Поскольку команды судов-ловушек комплектовались добровольцами, как гражданским моряками, так и военными, и должны были изображать из себя достаточно разнузданных обитателей зачуханного судна, атмосфера там была довольно своеобразной и капитан этому способствовал. Он запретил называть себя «сэр», а только «капитан Макбрайд». Когда его подчинённые в подпитии немного погромили бар в Дартмуте, он заплатил за них залог, а потом судно покинуло порт.

7 мая 1915 года « Баралонг » откликнулся на призыв « Лузитании» о помощи, но прибыл слишком поздно. Далее немного конспирологии. Якобы, после возвращения судна, Герберта посетили 2 офицера секретной службы и сказали ему, что дело с «Лузитанией» слишком шокирует, чтобы после него брать в плен немецких подводников.

19 августа 1915 года «Баралонг» ответил на вызов SOS с пассажирского лайнера «Arabic» , который подвергся нападению подводной лодки. Близлежащий корабль « Дансли » также был торпедирован. «Баралонг» бросился к месту происшествия, но ничего не нашел — из-за ошибки в вызове SOS была отправлена ​​неправильная позиция. Тем временем оба корабля затонули; и снова шанс «Баралонга» вступить в бой с врагом был сорван.

Можно представить состояние капитана и команды, когда в тот же день они получили призыв о помощи от атакованного подводной лодкой британского судна «Никосиан», идущего из США с грузом хлопка, древесины, мясных консервов и несколькими сотнями мулов для британской армии.

Подводная лодка U-27 остановила его и после осмотра абордажной партией предоставила возможность команде перейти на шлюпки. Вот эта лодка

Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?

И её командир капитан-лейтенант Бернд Вегенер:

Корабли-ловушки для подводных лодок. Так кто кого победил?

Когда все покинули судно, лодка начала артиллерийский обстрел и вот тут появился «Баралонг». Он приблизился под американским (нейтральным на тот момент) флагом и поднял сигнал, что намерен поднять на борт людей с шлюпок. Вегенер прекратил обстрел, а англичане, зайдя за корпус «Никосиана» подняли британский флаг и выйдя с другой стороны, тут же начали расстрел лодки. Шансов у неё не было никаких.

В воде оказались 12 человек верхней вахты и артиллеристов, плюс не успевшая подняться на лодку абордажная партия. Их начали убивать из стрелкового оружия, но нескольким, в том числе Вегенеру, удалось вскарабкаться на борт «Никосиана» по верёвочным трапам спасательных шлюпок. Герберт послал на судно 12 морских пехотинцев под командованием капрала Коллинза.

Немцы были найдены в машинном отделении, один даже забился в коридор гребного вала, но их нашли и застрелили. Вегенер же искал спасения в ванной комнате капитана, но несмотря на поднятые руки, был убит выстрелом в голову капралом Коллинзом.

Потом были обычные в таких случаях отмазки, что, мол, Герберт опасался, как бы немцы не затопили судно, а вообще-то они то ли поумирали от полученных при бегстве ран, то ли были забиты машинной командой парохода. Адмиралтейство, получив отчет Герберта, немедленно приказало его скрыть.

Несмотря на то, что Герберт просил капитана « Никосиана» убедить своих людей не говорить об этих событиях, информация просочилась и вскоре в прессу попали свидетельства очевидцев о затоплении U-27, рассказ из пяти частей, опубликованный в «The Chicago American». Американским погонщикам мулов заткнуть рот не удалось.

Немцы требовали суда над виновными, обращались к властям США, но конечно безрезультатно. Вскоре после этого ими было объявлено, что кайзеровский военно-морской флот прекращает соблюдать правила призового права и начинает неограниченную войну.

Экипаж «Баралонга» позже получил награду по 185 фунтов стерлингов на человека.

На этом его подвиги не закончились, хотя Герберта с лодки перевели и командовать судном стал его старший офицер Эндрю Уилмот-Смит. 24 сентября 1915 года «Баралонг» заметил тонущее судно «Urbino» со спасательными шлюпками, уходившими от него, и поблизости U-41 под командованием капитан-лейтенанта Клауса Хансена. «Баралонг» был под американским флагом. Немцы потребовали у него доставить на лодку судовые документы. Англичане изображали возню со шлюпкой, продолжая сближаться. Подойдя на короткую дистанцию, не спуская американского флага, расстреляли подлодку, и проехались по месту, где барахтались уцелевшие немцы. Подняли из воды только двоих.

Эндрю Уилмот-Смит был поощрён 170 фунтами стерлингов. В 1919 году его наградили Крестом Виктории за участие в нападении 18 августа на советский флот в Кронштадте, о котором рассказывалось в предыдущей статье.

Чтобы избежать опасных последствий для экипажа, HMS «Баралонг» был переименован в HMS «Wyandra» и переведен в Средиземное море. Название «Баралонг» было удалено из реестра Ллойда . Позже следы продолжали запутывать. В 1916 году он получил название «Manica» . «Никосиан» был переименован в «Невисиан» , а экипажу были выданы новые служебные книжки, в которых этот рейс пропущен.

Немцы ответили вооружением своих торговых судов и превращением их в рейдеры, наносившие удары судоходству англосаксов по всем океанам. Но это уже другая история.