Листая ленту Дзена заметил, что многие авторы и читатели видят роль Китая в противостоянии России и Запада как нашего спасителя от западных санкций. А не наоборот ли? Почему-то мало пишут о том, как Китай критически зависит от России и что США взялись за КНР более серьёзно и основательно, чем за Россию. Что как раз-таки делает Китай зависимым от нас. А как именно — давайте это обсудим по пунктам.
1. Кто враг, а кто так?
Многие думают, что главный враг США это Россия. В качестве аргументов приводят наши новейшие системы вооружений — «Цирконы», «Кинжалы», «Сарматы». И конфликт на Укpaине, на стороне которой выступают американцы, помогая Киеву оружием и деньгами. Дескать, Америка спать не может, если не поддержит шароварную демократию, а даже если Байден засыпает иногда, то писается в памперс от Сармата.
Но Россия в этом конфликте не цель, а средство её достижения. Цель — ослабить экономику Евросоюза. А боевые действия — как предлог для введения санкций, ударивших в первую очередь по экономике ЕС. Но почему США пошли против своего союзника по коллективному Западу?
Ответ — в этой инфографике. США считают врагом того, у кого развитая экономика. Потому что развитая экономика это свои собственные бренды, это геополитическое влияние, это армия и флот, сильная валюта.
На этой инфографике мы видим, что три самые большие экономики в мире это США, Китай и Евросоюз. И действительно, евро это конкурент доллару, европейские автомобили конкуренты американским. А Европа нагло потребляет 14 млн. баррелей нефти в сутки, которые хотели бы потреблять вместо Европы американцы, недовольные ценам на бензин.
Похожая история с Китаем. Китай импортирует 8 млн. баррелей в сутки, его товары, нагло похожи на копии американских и активно конкурируют с ними на мировом рынке низкой ценой. Китай наращивает армию и своё геополитическое влияние в мире, чего США допустить никак не могут.
Россию на этой инфографике сложно отыскать с первого взгляда. У нас нет смартфонов или автомобилей, мешающих американцам продавать свои. А наши ракеты являются оборонительным оружием, которым мы просто защищаем наши ресурсы, с которыми сегодня, как известно, у многих беда. Но если бы США решились отобрать у кого-нибудь ресурсы силой, то например у Ирана в три раза больше запасов нефти, чем у России и при этом нет ядерного оружия. Так что не Россия враг США.
Конфликтом на Укpaине они решили ослабить экономику Евросоюза. А, возможно, и экономику Китая. Но вот это уже зависит от действий РФ, о чём мы поговорим ниже во втором пункте.
А пока в первом пункте подытожим — доля экономики РФ в мировой составляет 2%, а китайская практически сравнялась с американской. И став главным геополитическим соперником США, Китай вынужден сотрудничать с Россией и заключать союзы, потому что и США тоже не одиноки. Недавно они создали альянс конкретно против Китая — AUKUS.
2. Какого действия России боится Китай?
В 2020 году Евросоюз умудрился обогнать США по торговле с Китаем. 586 млрд. евро против 555 млрд. евро у США. Но если Путин закрутит газовый вентиль, многие европейские производства остановятся. Европе станет нечего продать Китаю, чтобы взамен купить китайские товары.
Значит и китайцам придётся закрывать множество фабрик. Учитывая, что ЕС один из главных торговых партнёров Китая, это был бы большой удар по экономике не только Европы, но и Китая. Поэтому Китай столь аккуратен в своей политике по отношению к России. Товарищ Си наверняка переживает за турбину не меньше, чем канцлер Шольц.
Лишиться главного торгового партнёра — означает испытать огромные потрясения в китайской экономике. Ведь Китай ещё и весь в долгах, как и США. Реалист сегодня привёл цифру совокупных долгов Китая в 36 триллионов долларов. Чтобы платить по долгам, Китай должен продавать свои товары как минимум в прежних объемах. Так что руководство Китая следит за ситуацией в Европе даже с большим волнением, чем мы.
А что с ней в итоге будет, зависит от газового вентиля в руках Путина. Пока что мы не закрутили его полностью и газ продолжает поступать в Европу. Европа продолжает что-то производить и продавать, а Китай с ней торговать. И горячо благодарить за это Владимира Владимировича.
3. Китай более уязвим к санкциям Запада
Если мы посмотрим на список торговых партнёров Китая дальше, то обнаружим в списке лидеров помимо Евросоюза другие страны Запада — США, Британию, Японию, Южную Корею и Австралию, входящую в антикитайский альянс AUKUS. А что, если они сообща введут санкции?
Принято думать, что без китайских товаров никак. Реалист, рассматривая статистику Китая, обратил внимание на два важных момента: в Китае сильно выросла оплата труда. Цитирую: средняя по стране в 2000 году — 9 300 юаней, а уже в 2016 году она стала 67 500 юаней. Также Китай исчерпал дешёвые в добыче запасы угля и теперь вынужден покупать уголь у других стран. Рост затрат на энергию и оплату труда сделал китайские товары не таким уж и дешёвыми. А какие вы можете назвать достоинства китайских товаров среди других, кроме их низкой цены?
Потребительские товары производятся много где — в Японии, в Индии, во Вьетнаме, на Тайване, в Турции, в Австралии и даже Европа пока ещё что-то производит, хотя уже не всё. Пишут, что там проблемы с производством туалетной бумаги, удобрений и стеклотары. Но в целом выбор есть, а многие производства США уже перенесли в другие страны.
Например, производство чипов в Японию, а сборку айфонов частично в Индию. Это означает, что Китай постепенно, я не говорю прямо сейчас, но становится уязвим к западным санкциям — запрету покупки Западом китайских товаров. Для начала это могут быть чисто китайские бренды, а западные товары, собранные в Китае, ещё смогут поступать в продажу.
Руководство Китая понимает, что из-за исчерпания запасов дармового угля и повышения стоимости рабочей силы, они теряют конкурентные преимущества и что размер их экономики и растущее влияние в мире представляет угрозу для США и что Китай будут душить санкциями.
Тут опять не обойтись без России. Недавно Россия заключила что-то вроде стратегического союза с Ираном и Турцией. Речь там шла также о переходе на расчёты в национальных валютах. Этот треугольник с расчётами в нац. валютах фактически формирует новый рынок сбыта с населением 320 млн. человек. Это почти что население США — 336 млн.
Учитывая, что экономика США бумажная, а Россия и Иран обладают огромными запасами реальных ресурсов, то платежеспособность нашего рынка в условиях энергокризиса будет расти, а США или Европы — падать. Это означает, что если Китай с кучей долгов и огромным населением хочет иметь доступ со своим барахлишком на этот рынок, ему придётся просить об этом Путина, а не Путину просить товарища Си продать нам китайские товары. Ведь мы вполне успешно покупаем любые другие товары, даже западные — через параллельный импорт.
4. Китай уязвим в военном отношении
Давайте взглянем на ядерный потенциал стран. Многие пишут, что количество ядерных боеголовок у Китая никто точно не знает. Но на этой инфографике это учтено. У КНР указан примерный разброс по цифрам:
У США и России паритет. Поэтому мы с друг другом воевать и не думаем. А вот ядерный потенциал других стран существенно меньше. Конечно, для США в любом случае рискованно связываться с китайцами, но кто им мешает натравить на Китай другие страны? Как Укpaину бросили на РФ.
У Китая в регионе врагов хоть отбавляй. Чего только стоит одна Индия с сопоставимым населением и враждой с китайцами. Не забываем про Тайвань или Японию. Есть также Австралия, которой США ходят продать ядерные подлодки и пригласили в АУКУС для сдерживания Китая.
Нет у китайцев столько ракет, чтобы «весь мир в труху», как это можем сделать мы. Поэтому военный сценарий против Китая не исключен. Особенно чужими руками, как это любят делать США. Зато у России ракет хватит, если что, на всех. Поэтому китайцы и жмутся к нам под бок.
Причём, в буквальном смысле. Размещают своё ядерное оружие поближе к нашим границам. Чтобы США боялись по ним ударить. Ведь не дай бог что упадёт ядерное на нашу территорию, мы тут же ответим.
5. А почём сейчас газ в Азии?
Мы так увлеклись ценами на газ в Европе, что мало интересуемся ценами в Азии. А между тем по данным Japan Korea Marker стоимость фьючерсов на СПГ с поставкой на январь 2023 года составляет 2560 долларов. Цены почти такие же, как и в Европе. И проблемы те же.
Оно и не удивительно. Рынок СПГ — глобальный. Газовоз это не газопровод. Он может приплыть куда угодно. И если газа на рынке не хватает, то его не хватает сразу всем, а не только Европе. Отсюда и такие цены, в том числе и в Азии. По данным Wood Mackenzie спрос на СПГ конкретно в Китае уже снизился на 5% и снизится за 2022 г. на 14%.
Одна из причин — высокая цена. Впрочем, как и в Европе, которая также вынуждена сокращать потребление газа из-за того, что не может нигде под матрасом найти столько рублей. А вот экспорт российского угля в Китай наоборот вырос на 14%. Это потому что он значительно дешевле.
На газ Россия тоже может дать скидку за хорошее поведение и особые заслуги. Недавно Путин сделал в этом плане важное заявление. Он сказал, что Россия после введения санкций начала получать даже больше денег за энергоресурсы, хоть их экспорт в натуральном выражении упал. Но зато сильно выросли цены, буквально в разы.
Учитывая цены на мировых биржах, это Китай зависит от нас, а не мы от него. Потому что мы выезжаем за счёт высоких цен и даже если прекратим поставлять ресурсы конкретно в Китай, это не критично. А вот Китаю нужно сохранять конкурентоспособность. Для этого ему нужны адекватные цены на ресурсы и долгосрочные контракты с Россией.
Да и «Газпром» поставил в Китай по «Силе Сибири» всего-то 10 млрд. кубов газа за 2022 год. К концу года по плану поставки составят 15,6 млрд. кубов. Это не так уж много по сравнению с поставками в Европу, которая согласилась платить в рублях и молится на нашу турбину всем Евросоюзом. В ЕС до санкций мы поставляли почти 200 млрд. кубов. Это к слову о важности поставок газа в Китай — они для нас не критичные.
От поставок нефти в Китай мы зависим больше, чем от поставок газа, поставляя почти 2 млн. баррелей в сутки. Но и тут Китай от этих поставок зависит больше, чем мы. Если вдруг США, НАТО и Аукус перекроют китайцам морские поставки нефти, чтобы удушить экономику Китая, то останутся лишь поставки из России. Перекрыть Китаю поставки без особой угрозы для себя они могут например через Малаккский пролив. Через него ежедневно проходит 10 млн. баррелей нефти. Это вот тут:
Так что это не Китай делает нам одолжение, покупая нашу нефть. Нет, он боится, что если будет воротить от нашей нефти нос и требовать больших скидок, то этим могут воспользоваться США и оставить Китай вообще без нефти. Поэтому китайцы так учтивы в своих торговых отношениях с РФ.
Как видим, китайцы даже больше зависят от нас, чем мы от них. А если Китай активно начнут обкладывать санкциями и разжигать по его периметру очаги напряженности и локальные конфликты, эта зависимость только вырастет. И, похоже, к этому всё как раз идёт.