любопытно о стереотипах… Дабы дурь каждого видна была!


— Красота — она вообще спасёт мир! Знаешь, кто это сказал?
— Кто?
— Я. Только что.
«Квартет И». Спектакль «День радио»

Не открою секрета, если скажу, что интернет – не лучший источник достоверных цитат. В качестве примера приведу несколько вариантов одного из высказываний, приписываемых царю Петру I (может быть, поэтому его и любят цитировать блогеры и комментаторы?):

«Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!»

В данном случае если и ссылаются, то на некий указ 1699 года, что не противоречит хронологии, но вряд ли соответствует истине. Дело в том, что последнее упоминание о заседаниях Боярской думы, в которую входили несколько десятков представителей русской знати (по чинам сверху вниз – бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки), датировано 1704 годом. Однако реально государственные дела с 1699 года вершились в Ближней канцелярии, в здании которой заседала учреждённая двумя годами позже Консилия министров.

«Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была»

Чаще всего ссылаются на указ от 4 октября 1703 года, вот только загвоздка-то в том, что указ «Об ассамблеях» вышел лишь 25 ноября 1718 года, вслед за ним последовал указ, регламентируюший правила поведения на этих предшественниках дворянских балов – «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем«. Да и Сенат, заменивший Консилию министров (наследницу Думы), появился благодаря указу от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний».

В свете последней ремарки нет веры даже варианту, в котором упоминание об ассамблеях отсутствует, но остались сенаторы:

«Указую: господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, дабы дурь каждого всем была видна»

В таком виде, с указанием на указ Петра I от 5 мая 1709 года, цитата публиковалась в качестве подлинной в журнале «Вопросы литературы» (№2 за 2003 год, с. 376).

Ну хорошо, все эти красивые фразы, похоже, не более, чем выдумки. А было ли что-то похожее в действительности? Да, был указ Ближней канцелярии от 7 октября 1707 года, в котором Пётр I даёт следующее указание своему ближайшему помощнику князю-кесарю Фёдору Ромодановскому (цитируется по книге учёного-историка Николая Алексеевича Воскресенского «Законодательные акты Петра Великого», 1945, с. 196):

«Изволь объявить при съезде в Полате всем министром, которые в конзилию съезжаютца, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждой бы министр своею рукою подписывали, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет»

Что ж это получается? Что Пётр I как раз-таки словам и не доверял, раз предписывал фиксировать сказанное на бумаге, да ещё и подписью самоличной заверять! Как тут не согласиться с начальником IV отдела (гестапо) Главного управления имперской безопасности (РСХА) группенфюрером СС Генрихом Мюллером, когда он в кинофильме «Семнадцать мгновений весны» голосом Леонида Броневого говорит своему подчинённому оберштурмбанфюреру СС Курту Айсману (Леонид Куравлёв): «Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно. Хе-хе-хе!».

Ну и для закрепления пройденного приведу слова, которые ровно 85 лет назад, 23 августа 1928 года, Владимир Ильич Ленин написал находившемуся в алма-атинской ссылке Троцкому: «Более всего архискверно то, голубчик Лев Давидович, что 99% тех глупостей, что я читаю сейчас в интернете за моим авторством, принадлежат не мне, а этому мужлану Сталину». Sic!