У всех вызывают недоумение о потоках западных вооружений, функционирующих железных дорогах «незалежной», скупой информации о действиях нашей боевой авиации. Почему Россия предпочитает работать высокоточными ракетами, когда арсеналы полны многотонными аргументами, авиационными бомбами. Почему Генштаб утверждает, что господство в воздухе захвачено еще в первую неделю Спецоперации, а профит от этого невелик. Либо не используется.
Политические и гуманитарные вопросы уже поднимал: ведется не война, а СВО с жесткими ограничениями гуманитарного характера. Выполняется задача демилитаризации киевской хунты, а не вколачивание Украины в каменный век парализованной и уничтоженной транспортной инфраструктурой. Не переубедите, такое решение Главнокомандующего разделяю полностью, как бы лично не хотелось «пожестче».
Второй момент, исключительно военно-воздушный. Очевидно, что безраздельного господства ВКС России в украинском небе не существует. Оно обеспечивается на момент проведения наступательных операций, исключительно в интересах наземных войск. Так называемое оперативно-тактическое преимущество в полный рост. Всё остальное время наша авиация работает на стратегическую глубину не бомбежками, а запусками высокоточных ракет по заранее разведанным целям.
Ситуация странная, ведь военная наука с середины ХХ века говорит: классические боевые действия должны вестись при высокой интенсивности действий штурмовой и бомбардировочной авиации. Сопоставимой с ударами наземной артиллерией по количеству расходуемых тонн боеприпасов. И конечно же, бомбы должны гарантированно пресекать любые возможности противника даже шевелиться в ближнем и дальнем тылу.
Любят указать диванные стратеги на США, которые в Югославии, Ираке, Сирии и Афганистане непрерывно висели в воздухе над всей территорией стран, опустошая бомбовые отсеки на любой подозрительный объект, разрушая гражданскую и военную инфраструктуру без разбору. Почему же Росси столь деликатна? Первый ответ – не столь уж безопасно украинское небо, как кажется. НАТО и ВСУ работают в плотной связке очень интересными тактическими решениями.
Вся территория «незалежной» — открытая карта, просвеченная вдоль и поперек разведывательными спутниками, и самое главное – круглосуточно висящими над Польшей, Румынией, Словакией самолетами США дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), загружены работой наземные натовские РЛС, обнаруживающие наши самолеты за многие сотни километров, если они поднимаются на большие высоты. Система органично увязана с системами ПВО Украины, которым незачем демаскировать себя включенными локаторами.
Достаточно получить пеленги от «партнеров», на короткое время задействовать собственные станции подсветки цели, выпустить ракеты и спокойно менять позиции. Вот почему постоянно мелькают кадры с нашими самолетами, мчащихся на бреющем буквально над землёй. С большим трудом, буквально по единицам, выпиливающих «ТОРы», «БУКи», «Осы», немногочисленные «С-300» ВСУ. Которые, без помощи НАТО, давно бы превратились в металлолом.
Чужая земля.
Итак, как должно быть по науке, если Россия начнёт действовать вне жестких рамок Спецоперации. Первым делом в руины обращаются военно-политические центры принятия решений. Вплоть до зданий областных администраций. Полыхают даже поселковые нефтебазы, связь и электричество появляется по великим праздникам вместе с интернетом и телевидением. Потом наступает черед железных дорог, падающих мостов, вместо тяговых подстанций – огромные воронки. Щебень вокзалов, сортировочных станций, локомотивных депо.
Никаких паломничеств западных начальников, пустыня на месте правительственного квартала Киева, сидящий на территории Польши Зеленский (если сможет добежать), украдкой перемещающиеся на автомобилях «Скорой помощи» чиновники. И висящие круглосуточно в небе разведывательные самолеты ВКС России под прикрытием истребителей, эскадрильи бомбардировщиков и штурмовиков, засыпающие бомбами и ракетами любую активность ВСУ по формуле «больше трех не собираться». Тыла нет от Одессы до Львова.
Речь не о жилых кварталах, хотя страдать будут тоже. Если расположены слишком близко к военкоматам, административным зданиям, транспортно-логистическим центрам, воинским частям и так далее. Начали где-то ремонтировать железную дорогу, прилетает бомбардировщик и кладет в засыпаемый котлован бомбу на тонну тяжелее. А штурмовик обращает в груду металла ремонтный поезд, выкашивает рабочую бригаду. На третий вылет «условный рефлекс» будет намертво вбит в головы командования противника – тю на неё, чугунку, будем автомобильным транспортом. Ну, конечно, держи карман шире…
Каждое скопление грузовиков, даже гражданских фур – законная цель. Места для сбора призывников, расположения военнослужащих, устраивающих казармы в школах, детских садах, объектах культуры – законная цель. Автозаправки и топливные склады, каждый мост, автомобильный переход и развязка, порт, электроподстанция и трансформаторная будка, почтамт, мачта мобильной связи, редакция государственных СМИ, телевышка. Заводик «двойного назначения», способный что-то производить для ведения боевых действий – всё в щебень. Вот что такое … война на территории врага, чужой земле.
Где новое оружие?
Да, но сперва система ПВО соберет свою кровавую жатву. Штурмовка временами станет опасной операцией, учитывая насыщенность ВСУ переносными зенитно-ракетными комплексами. Тут должна работать военная циничная математика, решение задачи: мы одним ударом захватываем стратегическое господство над всей Украиной (это минус энное число боевых машин). Или обеспечиваем оперативно-тактическое господство над линией фронта, летаем на бреющем и подвергаемся обстрелам ПЗРК (накапливая суммарные потери на всем протяжении Спецоперации). Ответ: Генштаб России пока выбрал второй вариант. Почему? Не знаю, но кое-какие мыслишки есть.
Массированная воздушная операция требует большое число самолетов, которые сначала должны «выпилить» ПВО большой, средней и малой дальности ВСУ по секторам. В первую очередь, нейтрализовав или сведя к минимуму «помощь партнеров» НАТО, их главный козырь – самолеты ДРЛО и закордонные радиолокационные станции. Для этого, если верить официальным источникам, существуют эффективные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Например, комплекс «Красуха-4» с дальностью действия до 300 км.
По паспорту, комплекс способен обнаруживать и подавлять большие радары и станции на самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и управления, типа «E-8 Джи Старс», которые висят круглосуточно по периметру наших границ. Почему не применяются? Не знаю, один отставной зенитчик на данный вопрос покрутил пальцем у виска в прямом эфире: раскрыв характеристики этой секретной техники на Украине, окажемся с оголенным гузном при сценарии столкновения с НАТО. Аргумент железный, но можно возразить.
Если есть конкретный План поэтапного развития Спецоперации по отодвиганию границ НАТО в состояние 1997-го года, как объявил Главнокомандующий 24 февраля – тогда понятно. Именно эффективные средства РЭБ будут способны уравновесить численный перевес ВВС Альянса в самолетах. С другой стороны, молниеносный и убедительный захват стратегического господства в воздухе тоже является увесистым аргументом для «западных партнеров». Чем быстрее произойдет, тем меньше желания будет связываться с этими «безумными русскими».
Но Россия хранит зловещее молчание, даже не стала «ронять» второй эшелон американских средств слежения: американский БпЛА RQ-4 Global Hawk, который координировал недавнюю попытку захвата острова Змеиный. Хотя комплексы «Краснуха-2» и «Краснуха-4» имеются в распоряжении Черноморского Флота. Опасения, что постановка помех станет препятствием для полётов гражданской авиации?
Соглашусь, если рухнут несколько самолетов и будет «потушено» навигационное оборудование аэропортов – это за пределами добра и зла событие. Хорошо, отставить «Краснухи», пусть пока грозят супостату своим существованием. Но ведь зачищать ключевые сектора ПВО Украины можно не столь варварскими методами. А используя богатый опыт китайских товарищей, которые держат в напряжении ПВО Тайваня переоборудованными в беспилотники самолеты Ан-2. Вскрывая сеть РЛС острова регулярным вторжением под прикрытием истребителей.
У нас есть БпЛА «Орион», техническими хитростями превратить его на экранах радаров в крупногабаритную цель – пара пустых, линзы и угольные накладки. Спровоцировать средства ДРЛО на команду украинским ПВО включить РЛС и станции подсветки цели, обнаружить пусковые установки. Что мешает пойти по пути китайских «кукурузников» (дешево и сердито) или по дорожке потери БпЛА, циничный военный баланс все равно будет в нашу пользу, расчистит небо для использования бомбардировщиков, избавит от траты дорогих высокоточных ракет.
Поднимался как то вопрос – есть у нас специализированные самолеты, предназначенные для борьбы с радарами противника? Ответ отрицательный, аналога американским EA-18G Growler, который провоцируют РЛС противника, ставят помехи и уничтожают цели противорадиолокационными ракетами по источнику излучения – не знаю. В Союзе проблемой занимались, даже оснастили восемь Су-24 аппаратурой постановки помех. Но учения показали: системы РЛС уверенно переигрывают «глушилки», наводят наземные комплексы ПВО даже на них. После распада СССР самолеты достались Украине, кстати.
Что можно противопоставить радарам противника? К примеру многофункциональные истребители Су-35С, если вооружить средствами РЭБ и противорадиолокационными ракетами Х-31П/ПД. Уже опробованы для борьбы с системами ПВО истребители-невидимки пятого поколения Су-57. Они тоже напрашиваются на оснащение новыми тактическими управляемыми ракетами Х-58УШКЭ, получившими горячее одобрение командования ВВС после салона МАКС-2015. Почему-то исчезли из военной прессы сообщения о разработках концерна «КРЭТ» для фронтового бомбардировщика Су-34: контейнеры постановки помех, радиотехнической, оптической и радиолокационной разведки.
Выводы.
Спецоперация не подтвердила (официально) применение новейших средств РЭБ, хотя их наличие не вызывает сомнений, но рекламу не делают, несмотря на реальный полигон и достойного соперника – остриё стран НАТО, комплексы ДРЛО и лучших РЛС мира. Нет информации о применении БпЛА «Орион», предназначенных для имитации ложных целей самолетом-поводырём, с последующим уничтожением средств ПВО. Хотя такой функционал анонсирован. Ни словечка об использовании противорадиолокационных ракет воздушного базирования.
Многого ешё не знаем, само собой, но складывается впечатление: ВКС России последовательно репетирует воздушно-оборонительные операции, привлекая всё больше и больше боевых машин для слаживания, комбинируя разные типы самолетов в парах, четверках, шестерках. Не рискуя техникой на большом отделении от фронта, выполняя задачи исключительно в интересах наземных сил. Небесный «блицкриг» либо не входит в планы, либо отложен на последующие этапы Спецоперации.
С одной стороны, захват стратегического господства в воздухе до самых западных границ «незалежной» даёт полное прекращение западных поставок, транспортный коллапс и невозможность ВСУ управлять резервами. Это могло ускорить темпы Спецоперации. С другой – гуманитарная катастрофа, а Россия теряет часть современных и дорогих боевых машин в борьбе с ПВО Украины. Это позволит НАТО в реальном времени видеть наши тактические приемы, получить представление о возможностях, принципах управления крупными авиационными группировками ВКС. Рановато карты вскрывать, не та партия.
Мы способны захватить господство в небе над Украиной, сомнений нет. Но, игра затевается вдолгую, с прицелом на столкновение с более серьезным противником. А смена тактики наземной Спецоперации, переход на тотальное огневое поражение и штурмовые подразделения, принесла, наконец-то, свои результаты и без стратегического господства в небе. Западные поставки не оказывают влияния на ход боевых действий, наиболее одиозные части ВСУ и пассионарные националисты перемалываются промышленными темпами, главные козыри российской Армии по сей день не предъявлены.
Не вижу проблемы, найдена суровая «золотая середина», которая может показаться гражданским «торопыгам» преступной. Соотношение «три к одному» по боевым самолетам и ударным вертолётам со странами НАТО не в нашу пользу, а это один из главных козырей современного конфликта. Тем более, от нас отрезана немногочисленная, но боеспособная авиа-группировка в Сирии, снимать части с других рубежей, от Дальнего Востока и южного Кавказа – глупость. Верное решение принято, терпение и выдержка – наше всё, на земле, на море и в небе. Так победим!
Будьте здоровы и берегите себя!