Не буду перечислять десятки заявлений официальных лиц Запада и десятки тысяч сообщений тамошних СМИ, которые второй месяц доводят население до истерики, готовя несчастных обывателей к применению Россией «тактического ядерного оружия». Именно на Украине. Без объяснения причин, зачем. Хотя подтекст понятен, Путин якобы терпит страшное военное поражение, в качестве крайнего аргумента обязательно жахнет «ядрён-батоном». И всем кажется, что весь мир в труху.
Зачем?
Обычно, говоря о «тактическом ядерном оружии» наиболее честные западные СМИ иллюстрируют сообщение запуском оперативно-тактической комплекса «Искандер». Что недалеко от действительности, хотя ядерный заряд таких ракет – 50 килотонн в тротиловом эквиваленте, три с хвостиком Хиросимы можно организовать. С военной точки зрения подобные удары наносятся на оперативную глубину (до 500-от километров), решают совсем не тактические задачи. «Искандер» способен устроить армагедец регионального масштаба.
Какую военную цель можно назначить такому боеприпасу, сами фантазируйте. Не менее американской военно-воздушной базы в Рамштайне (но не дотянет) или логистическому узлу накопления западных вооружений в польском Жешуве (вполне сойдёт).
Другой цели общевойскового уровня трудно найти на современном поле боя, нет уже многомиллионных армий, многокилометровых танковые колонн, скопления корпусов у переправ, не существует городов-крепостей с засевшими внутри десятками тысяч защитников. А чтобы не тратить столь мощные заряды, было разработано «тактическое ЯО», чтобы простым артиллерийским орудием и несколькими снарядами сделать дивизию противника небоеспособной, решить ограниченные тактические задачи.
Но опять же … в реалиях большой войны многомиллионных армий, как планировалось по лекалам Второй мировой. С полосой фронта, эшелонами обороны, прорывами танковых клиньев и так далее. Сегодня войны другие, с какого рожна бить тактическим ядерным по диверсионно-разведывательным группам, атакующей колонне из десятка-другого танков и бронемашин. Или стараться накрыть батарею наземной артиллерии.
Может быть, по укрепрайоном его применять? Увы, тактические боеприпасы маломощны, долговременные укрепления не разрушат, хотя нестойким морально защитникам кальсоны сделают мокрыми. Инфраструктуру гвоздить, типа заводов, превращенных в крепости? Опять мимо, так можно поступать, если нет желания потом восстанавливать объект, поскольку придётся делать там выморочную зону на долгие годы. Тратить миллионы на дезактивацию, миллиарды на строительство с нуля.
С гуманистической и политической точки зрения использовать тактическое ЯО – столь же хлопотно, сам факт его применения (даже спец-припас для 120-мм миномёта) осуждается и запрещается всеми международными конвенциями, договорами, хартиями и чёрт знает чем. Даже собственные граждане и верные союзники начнут смотреть на такого политика с неодобрением и страхом. Тактическое ядерное оружие – реликт ушедшей эпохи, не тот козырь в колоде, чтобы шлёпать им по обычной «шестерке», когда на руках есть обычные карты в масть, мощное обычное оружие.
Кто-то скажет об «эффекте воздействия». Полноте, друзья. Отрубите интернет и телевидение – эффект будет чудодейственнее и разрушительнее. Парализуйте железнодорожное и автомобильное сообщение в крупном регионе, и пишите социологический отчёт об «эффекте разорвавшейся ядерной бомбы». Перебейте пару дюжин высоковольтных опор подле АЭС, несколько подстанций, обрушьте пару-тройку ветхих плотин ГЭС … катастрофа будет посильнее «Фауста» Гёте.
Или пошлите высокоточную ракету на заседание правительства супостата, где президент речь держит. Поверьте, эффект будет сравним с прилетом на какой-нибудь особо токсичный остров за Ла-Маншем стратегических «Сарматов» или подрыв «Посейдона» в гавани Нью-Йорка.
Применение.
Балаболить о применении «тактического ядерного оружия» могут не совсем дружные с головой люди. Моральный порог принятия решения выстрелом спец-припаса из миномета или нажатие «красной кнопки» для запуска многотонного гостинца комплекса «Ярс» — одинаков. Применение ЯО возможно строго по Доктрине государственной политики в области стратегического сдерживания. Не тактического, ни оперативно-тактического, ни оперативного. Только стратегического.
Когда на тебя напали таким вооружением. Или состоялась агрессия, которую не остановить обычными видами вооружений. Бить по противнику в ситуации, далёкой от подобных сценариев – значит, нанести немотивированный «превентивный удар». На что способны по своей Доктрине только США, Россия такими вещами предпочитает не шутить. В том наше коренное отличие от янки и лайми, для которых война – точный расчёт, математика и вид спорта. На голом цинизме. Если кто способен использовать «тактические припасы», так только Америка.
Для этого прописаны специальные сценарии в концепции «Limited nuclear War», или «ограниченной ядерной войны». Когда холодный расчет расхода обычных боеприпасов покажет: господа офицеры, мы не сможем достичь успеха, если не прихлопнем за короткий промежуток времени столько-то аэродромов, командных пунктов, мест скопления техники и личного состава, ударных комплексов врага и …парочку мостов и железнодорожных станций для гарантии. Вот так машина с применением американского тактического ЯО работает.
Максимум на глубину до 500-от километров. Дальше идёт оперативный, суб-стратегический, промежуточной, средней дальности и стратегический набор боеприпасов в нескольких классификациях. Морского, воздушного, наземного и шахтного базирования.
Припасы.
На вооружении позднего СССР имелись маломощные ядерные припасы:
- 152-мм ядерный снаряд 3БВ3 к САУ 2С19 «Мста-С», 2С3 «Акация» и буксируемым орудиям Д-20.
- 180-мм снаряд ЗБВ1 для 180-мм пушки С-23 , МК-3-180 (береговая артиллерия) с дальность выстрела до 45 километров.
- 203-мм снаряд 3БВ2 к САУ 2С7 «Пион», 203-мм гаубицы Б-4М с дальностью выстрела от до 30 километров.
- 240-мм мины 3БВ4 для миномётов буксируемых М-240 и самоходных 2С4 «Тюльпан». Дальность активно-реактивного выстрела около 18 километров.
То есть, один артдивизион времён СССР несколькими залпами мог устроить противнику такую дыру в обороне, куда немедленно устремлялись танковые армады, аж жуть берёт, как представишь. Но в начале 1990-х годов артиллерийские ядерные боеприпасы были утилизированы Россией и Америкой по специальному соглашению. Вроде бы. Как и другой вид тактического ядерного оружия, так называемые диверсионные «ранцы» мощностью до килотонны и весом по 25 килограмм. В 2008-ом США вновь разрешили их выпускать своему ВПК, кстати.
Игра нервов.
Вся свистопляска Запада вокруг применения «тактического ядерного оружия» напоминает восстание в бедламе и ловля нянечки всем дурдомом. Без понимания сути проблемы. Неважно, будет то залп припрятанными минами 3БВ4 из миномётов «Тюльпан» или запуск «Искандера», либо ракеты класса «воздух-земля» Х-102. Конфликт немедленно перестаёт быть региональным, переводит вопрос на глобальный уровень. Само существование ЯО – крайний аргумент государства и оружие возмездия: «а зачем такой мир, если в нём не будет России», конец цитаты. Вот наша концепция.
Доктрина существования ядерного оружия – глобальное сдерживание, а не сценарий боевого применения в региональных войнушках. Если использовать, то исключительно массированно, в качестве ответа на несовместимую с жизнью государства угрозу. Именно в этом пытаются убедить Россию и (что более опасно) самих себя безответственные англосаксы, ходя вокруг нас кругами, заламывая руки и поглощая йод столовыми ложками между приемами пищи.
Откуда такое маниакальное поведение? Вспоминаем старика Генри Киссинджера, который в конце 50-ых годов прошлого столетия сформулировал ту самую концепцию «Limited nuclear War», «ограниченную ядерную войну». Которая не перерастает в глобальную, позволяет очень далеко увязшим в противостоянии сторонам «сохранить лицо», сесть за стол переговоров после нескольких точечных ударов ЯО с «приемлемым ущербом». Вот в чём замысел, Вашингтон опасается прилёта на свою территорию за проделки у наших границ, указывает на цели в Европе.
Подчёркивая постоянно: будет применено именно «тактическое», с дальностью полёта до 500-от километров, до США и ключевых баз НАТО с американскими мальчиками не дотягивающее, словно у нас нет ракет воздушного базирования Х-102. Россию пытаются затащить в сценарий деда Киссинджера: … вы шарахнете там, мы ответим здесь, потом люто полаемся, устроим истерику и будем после спасать мир от всеобщего ядерного Апокалипсиса за столом переговоров в приличном нейтральном месте. Главное, чтобы не пострадали метрополии.
Вот для чего звучит постоянная мантра «Америка — не сторона конфликта, что вы, что вы!». Просто рядом стоим, помогаем неоперившейся демократии волею пославшего нас американского народа, ага. У нас бизнес: оружие и наёмников в долг даём, но сами ни-ни. Крейсер «Москва» не от «Гарпунов» по наведению самолётами ДЛРО США утоп, а контрабасы в крюйт-камере курили. «Хаймарсы» с американскими экипажами и летчики, использующие противорадиолокационные новейшие ракеты – тоже не наши. Нет, наши в какой-то мере, но страдают географическим кретинизмом, заблудились и вот справки.
Хотите шарахнуть, не возражаем. По Польше можете, Румынии, их не жалко. Только «тактическим», очень просим. Мы в ответ ваш Черноморский Флот утопим (как пообещал намедни генерал Петреус) или что-то в таком духе. И шабаш, будем переговариваться, забыв о стратегических ядерных вооружениях. Только поскорее, у нас выборы в ноябре. Вот какая логика истерики вокруг «тактического ЯО».
Выводы.
Оценивать ее содержание должны люди в белых халатах, а не ответственные политики. Как можно рассуждать о «малых издержках и приемлемом ущербе» при современной урбанизации и плотности населения на квадратный километр. В европейской части России, Украине, Европе, США … Кто гарантирует, что обмен точечными ударами или провокации с малыми зарядами не перерастут в нечто большее?
Американская политическая элита почему-то убеждена: их пляски вокруг ядерного оружия не коснутся территории США. А Кремль хранит угрожающее молчание, что ещё больше распаляет провокаторов, они делают всё более глупые и безрассудные заявления на публику. Им хочется маленького атомного взрыва километр на полтора без серьезных последствий радиационного заражения. И мощнейшего информационного урагана, полностью дискредитирующего «безумных русских».
К чему нам готовится? Ко всему, России противостоит противник, который потерял грань реальности, инстинкт самосохранения. Да, в его рядах немало трезвомыслящих людей, которые умеют считать деньги, оценивать риски. Но насколько они способны противостоять «ястребам», у которых действительно птичий мозг размером с грецкий орех?
Думается, достаточно. Любое использование ЯО вредно для спекулятивной экономики Запада, потери триллионов долларов не входят в долгосрочные планы слишком влиятельных сил, умело обирающих Европу и прочие страны «третьего мира» в разгорающемся глобальном экономическом кризисе. Им ещё нужно время, примерно года два-три. Какой смысл доводить ситуацию до реальной войны, пока не отняты за госдолги месторождения в Африке и Азии, производственные мощности Европы и лучшие мозги ещё не перевезены в Америку.
Не буду упражняться в сценариях применения тактического ядерного оружия, опасные и неприятные то разговоры. Уверен, Владимиру Владимировичу достанет терпения и нервов, чтобы выдержать с холодной головой чудовищный навал политического давления и шантажа. Будут провокации? Наверное. В Сирии с 2012-го года разгонялась истерика «химического оружия», его применение «состоялось» в 2015-ом. С конца прошлого года мир убеждали в «агрессии России», и добились своего.
Сегодня перед нами разворачивается классическая операция по воздействию на психику: мир стараются убедить в стратегическом поражении России, чудодейственном и неограниченном потоке вооружений, идущих в сторону наших границ, с которыми русские не справляются. Что единственным шансом спастись являются только ядерные удары. Если не применят, мы сами постараемся, эпизод с «Северными потоками» показал, как далеко ребята готовы зайти.
Как Гарант будет выпутываться из расставленной ловушки? Ассиметрично, скорее всего. Найдёт способы донести до немногочисленных, влиятельных и разумных кругов американского истеблишмента, что шутки могут закончиться совсем не тактическими зарядами, нет смысла играть по чужим правилам, у нас собственных — вагон с тележкой.
СССР и Россия никогда не поддавались столь вопиющему и грязному шантажу, но если возникнет реальная угроза … не обессудьте. Возьмите калькулятор и посчитайте ущерб, у русских он выйдет на порядки меньше. И угомоните своих не совсем здоровых политиков, коим место совсем в других государственных учреждениях, с мягкими стенами.