Как Лиз Трасс выкопала себе политическую могилу


Как Лиз Трасс выкопала себе политическую могилу

Лиз Трасс продержалась на своём посту всего 44 дня и завоевала столь коротким сроком титул худшего премьера Британии за всю историю. До этого антирекордом был Джордж Каннинг, который продержался на должности премьера 119 дней. Но тот покинул пост так быстро не потому что был такой же бездарный, а просто заболел и помер от болезни.

В первые же дни, как Трасс стала премьером, предчувствуя неладное, резко поплохело королеве Великобритании и она покинула этот мир. Что же такого ужасного натворила Трасс, что умудрилась установить новый антирекорд и в первые же дни премьерства свести в могилу королеву?

Для ответа на эти вопросы стоит вспомнить начало года, когда Трасс занимала пост главы МИД. Тогда именно Лиз Трасс пригрозила нашим олигархам отобрать их имущество в Британии «в случае российского вторжения». Дело было 30 января, незадолго до событий 24 февраля.

Эти её слова были огромной ошибкой. Но Трасс тогда так не думала. Её расчёт был на то, что олигархи, чтобы не допустить конфискации своих активов, пойдут на свержение Путина. Но ничего такого не случилось.

Зато случилось кое-что другое. Лондон все эти годы был «тихой гаванью» для различных воришек. Британия любезно предоставляла услуги по надёжному хранению вдали от лишних глаз и ушей незаконно добытых капиталов. С чего, разумеется, имела свой прибыток в виде притока капитала в страну, банковского обслуживания и докапитализации банков.

Из одной только России по разным оценкам за последние 25 лет утекло в офшоры от 600 млрд. до 1 трлн. долларов. Прошу не путать это с оттоком капитала в принципе. Просто отток капитала это не так плохо и даже наоборот — в первую очередь отток капитала означает, что страна продала своих товаров на сумму больше, чем купила чужих.

Очень мало стран могут похвастаться тем, что имеют избыток валюты. В дальнейшем этот избыток валюты можно потратить на закупку товаров или оборудования, выплату госдолга в иностранной валюте или просто отложить, чтобы воспользоваться этими деньгами, когда ситуация на рынке изменится в худшую сторону, и тогда резервы очень пригодятся.

Лондон же охотно принимал у себя незаконно нажитые капиталы, которые в отличие от обычного оттока капитала, уже не вернулись бы страну. Разумеется, такие капиталы стекались туда не только из России.

Это была золотая жила, которая позволяла Британии поддерживать достаточно высокий уровень жизни не имея при этом ресурсов, как Россия, доллара, как США, огромного числа заводов, как Китай, больших сельхоз. площадей и т.д. Именно в этом был секрет, как британцы умудрялись нормально жить, ничего толком не производя и являясь импортёрами энергоресурсов и продовольствия. Откуда деньги, Зина?

Понимала ли Трасс, когда пригрозила нашим олигархам, что она рубит сук, на котором сидела Британия? Ведь бюджет у них там и так дефицитный, а долгов выше крыши: 96% от ВВП. Ситуация в экономике и так ухудшалась — рос госдолг и его обслуживание, затем в 2020 году по британской экономике ударила китайская болячка, а в 2021 году ещё и резко начали расти цены на газ. Зачем было ещё и лишать страну притока мутных капиталов с разных уголков планеты?

Всё Лиза прекрасно понимала, потому что тогда в январе объяснила свои угрозы в адрес наших олигархов такой фразой: «демократия и свобода важнее, чем сиюминутные финансовые интересы». Вот только дело было вовсе не в свободе, и уж тем более не в демократии. Британцы, будучи союзниками США, были прекрасно осведомлены об их будущих планах.

Для этого даже не надо быть союзниками США. Их планы прекрасно были видны и врагам — Штаты накачивали Киевский режим оружием, чтобы развязать войну, ослабить Россию и разрушить экономику Европы.

Британия давно к этому готовилась и собиралась погреть на этом руки. Для этого и был проведён BREXIT — выход Великобритании из состава Евросоюза. Власти Британии не собирались тонуть вместе с этим титаником, зная о планах США сей титаник потопить. Они собирались поживиться на этой катастрофе и обрести своё влияние в Европе.

В случае краха Германии и Франции Британия оказывалась третьим по величине крупным игроком, претендующим на влияние в Европе. А это влияние гораздо ценнее, чем гавань для наворованных капиталов. Тем более Путин начал прикрывать эту лавочку, объявив в 2020 году о повышении налогов на вывод дивидендов в офшоры с 2% до 15%.

Влияние в Европе это для Британии даже не столько пожелание, сколько жизненная необходимость. После краха Британской империи она растеряла свои колонии, а фунт стерлингов уступил место доллару.

Дальше экономику подкосил рост стоимости энергоресурсов, растущие долги и сокращение внешних поступлений. Жить в таких условиях на маленьком островке, не имея достаточного количества собственных ресурсов, становилось всё сложнее. Поддерживать комфортный для населения уровень жизни в таких ухудшающихся условиях было бы просто невозможно, если только кого-нибудь не ограбить и не обрести новые колонии — с ресурсами, продовольствием и капиталами.

Обеспечить приток капиталов и продовольствия в условиях мирового кризиса было для Британии вопросом дальнейшего выживания и сохранения приемлемого уровня жизни. Ради этого они решили далеко пойти. Когда им не удалось свергнуть Путина через недовольных олигархов, британцы не утратили надежд и начали с большим азартом отсылать оружие нашему соседу. Борис Джонсон, занимавший тогда пост премьера, особо отметился, получив титул «главного русофоба».

В Британии сделали ставку на проигрыш России — в сумме с рекордным количеством санкций всё это смотрелось тогда более-менее реально. Однако санкции Россия выдержала и нашла других покупателей, также мы наладили параллельный импорт через турок и крепко задружилась с арабами для поддержания комфортных для себя мировых цен на нефть.

Всего этого заранее предусмотреть и предугадать было практически невозможно и потому Борис Джонсон со скандалами ушёл в отставку. Однако политика Британии от этого ничуть не изменилась. Лиз Трасс в сентябре села в кресло Джонсона под те же лозунги, что и он сам. И это сразу же вызвало резкое недовольство британцев, которые уже вовсю «наслаждались» прелестями антироссийских санкций и инфляции.

Но у британских элит не было выбора, как продолжать задуманное. Американцы, кстати, поддерживали в них позитивный настрой, обещая не только поверженную Россию, но и поверженную Европу к их ногам. И под эти сладкие грёзы переложили на них часть расходов на поставки оружия и финансовой помощи Киеву, чтобы самим платить меньше. Ещё часть повесили на свою жертву — европейцев, которым тоже вначале обещали, что без труда найдут им замену российским нефти и газу.

Замена действительно нашлась — в виде американского СПГ. Правда Макрон недавно жаловался, что почему-то для европейцев этот газ стоит в 4 раза дороже, чем для американцев и сказал, что это как-то «не по-дружески». Столько лет человеку, а он верит в дружбу с американцами.

Европа могла бы одуматься, чтобы улучшить своё положение, правда когда уже было начала это делать, оказались взорваны северные потоки, чтобы европейцы не отыграли всё назад. У Британии же в любом случае не было выбора — дела у Лондона шли под откос ещё до событий этого года и требовались отчаянные меры, чтобы спасти ситуацию.

Однако взамен на своё содействие США британцы не получили ровным счётом ничего, да ещё и потеряли прежнее. По итогам года отток капитала из Британии может составить 18 млрд. долларов, хотя до этого многие годы фиксировался приток. Оно и понятно, после конфискации имущества наших олигархов и проблем в экономике инвесторы больше не хотят хранить деньги в Лондоне и ищут другие «тихие гавани».

Кроме того, британским компаниям пришлось выйти из российских активов. Например, британская компания BP потеряла 24 миллиарда при выходе из «Роснефти» и других российских нефтяных компаний. Кроме убытков санкции также отразилось и на стоимости топлива в Британии. А высокие цены вынудили 11% британцев пересесть на велосипеды.

К этому прибавился рост стоимости продуктов, счетов за электроэнергию и полное непонимание властей, что со всем этим делать. Неудивительно, что Трасс так быстро отправили в отставку. Она начала копать себе эту политическую могилу ещё до премьерства, когда будучи главой МИД отказалась от капиталов и активов из России.

Впрочем, это проблемы британцев, а для нас это большой позитив, что Британия больше не владеет нашими нефтяными активами и не хранит у себя российские капиталы. Неизвестно, сколько бы мы сами боролись со всей этой несправедливостью, но Трасс нам сильно упростила задачу.

Жаль, что ушла так быстро — может что ещё полезного успела бы сделать. С другой стороны, кандидатов на пост премьера в Британии достаточно, может новые ещё чем-нибудь приятно нас удивят, поживём — поглядим.