Доброе утро, имперцы, имперочки и имперчики.
Пока мы с изумлением смотрим за тем, как республиканцы берут не только Палату представителей, но и Сенат (правда, это случится только 6 декабря), самое время поговорить о некоторых экономических событиях, которые сопровождают нынешнюю политическую нервотрепку.
Как обычно, сначала будет некая история, которая на первый взгляд никак не связана с происходящим в Америке — на самом деле это далеко не так и вы быстро поймете, почему.
Итак, буквально на днях обанкротилась одна крупная китайская компания. В 2019 году прокуратура Калифорнии объявила шесть местных компаний, связанных с крупной китайской компанией, в уклонении от уплаты налогов на сумму в 1,8 млрд долларов — а как вы знаете, в Америке могут простить намеренное убийство, но не уклонение от уплаты налогов.
Короче говоря, компания Zhongwang Holdings ввозила в Калифорнию алюминиевые поддоны. Лю Чжунтян, владелец компании, нашел почти идеальный способ обмана американцев — дело в том, что алюминиевые поддоны являются видом упаковки, но не сырьем для производства. Как оказалось, шесть американских фирм, связанных с товарищем Лю, скупали в период с 2011 по 2014 годы эти поддоны, а позже переплавляли их в алюминиевые слитки — а слитки являлись основой для производства профилей и прочей продукции высокого передела. Разница в ценах была настолько колоссальной, что риск был оправдан.
Как только прокуратура возбудилась, возмущенная до глубины души общественность обратила свое внимание на товарища Лю — как позже выяснили прокуроры, Zhongwang Holdings имела капитализацию в 3,8 млрд долларов и 252 дочерних и аффилированных предприятия. Свои липкие щупальца Zhongwang Holdings раскинула по всей Америке, извлекая прибыль из всего, что только возможно — мало того, товарищ Лю имел понимание о диверсификации. Иными словами, он тоже знал, что все яйца в один карман складывать чревато.
К примеру, товарищ Лю прикупил австралийского производителя самых роскошных яхт в Тихоокеанском регионе. Кроме того, в его руки попала даже немецкая компания Aluminumwerk Unna, производящая экструдеры (формы) для изготовления алюминиевых труб — грубо говоря, товарищ Лю ни в чем себе не отказывал.
Соль в том, что товарищ Лю владел крупнейшей компанией по выработке алюминия в Юго-Восточной Азии. Он поставлял алюминий не только своим соотечественникам, но и снабжал им американскую автомобильную и авиационную промышленность — и вот в ноябре 2022 года внезапно Zhongwang Holdings была объявлена банкротом.
Имея рыночную капитализацию в 3,8 млрд, Zhongwang Holdings как-то умудрилась набрать долгов на 64 млрд долларов — и сейчас прокуроры Калифорнии выясняют, как такое вообще было возможно. Судя по всему, китайцам удалось обуть не только Налоговую службу США, но и всю их банковскую систему — и при этом власти в Пекине глумливо заявляют, что Китай не собирается спасать Zhongwang Holdings. Вообще.
После падения компании, у многих ее американских клиентов остался незакрытый гешефт — деньги уплачены, а продукции нет и не предвидится. Российский алюминий к ввозу запрещен, купить на рынке достаточное количество свободного алюминия тоже не получается — в итоге компания «Боинг» и ряд автозаводов зависли в прострации.
Суть вот еще в чем: Zhongwang Holdings производил на территории Китая и ввозил на территорию США какое-то дикое количество готового профиля и прочих изделий. Точных данных пока нет, но это десятки процентов от рыночной доли. Теперь он их не поставляет, а китайцы не торопятся прибрать заводы товарища Лю к государственным рукам государственных корпораций. В Пекине вообще никуда не торопятся, справедливо полагая, что приход республиканцев к власти может начать волну нового маккартизма, только теперь уже против «китайских шпионов» в американских структурах.
Это демократы всегда поддерживали Украину, а республиканцам подавай китайцев — как консерваторы, республиканцы прекрасно понимают, что только Китай способен унасекомить Америку чисто экономическими методами. Унасекомить в хлам, между прочим — и достаточно быстро, чтобы этому можно было противопоставить хоть что-то, помимо военных методов.
При Трампе маккартизма не случилось только потому, что Трампу вообще ничего не дали сделать. Теперь очередь за Байденом — если у трампистов получится подмять под свой контроль еще и Сенат, жизнь у дедушки Джо будет очень яркой и крайне насыщенной нервическими событиями.
При чем здесь китайский производитель алюминия и как это вообще относится к нам? Самым прямым образом.
Если верить видным российским китаистам, в 90-х годах прошлого века одна половина китайского правительства была проамериканской, вторая — просто американскими шпионами. Да, в Китае тоже были свои «святые девяностые», когда либеральные «комсомольцы» имели полный контроль и над страной, и над ее промышленностью. У китайцев не было таких жестких явлений, как в России, только по одной причине — Запад всеми силами накачивал Китай деньгами и технологиями.
Стоит понимать, что до прихода во власть товарища Си Китай вообще был полностью прозападным — и только при Цзинпине наметились первые серьезные отношения между нашими странами.
У товарища Си было целое десятилетие, чтобы решить ряд задач — и это было десятилетие безусловных компромиссов с Западом.
К примеру, не реши товарищ Си «гонконгский кейс», — итоги ХХ съезда КПК были бы совершенно иными — в партии до сих пор сидели бы прозападные «комсомольцы», которые, к слову, управляли всей кредитно-денежной политикой Китая. Это как Набиуллина и Силуанов в России — все понимают, что им давно надо дать по шапке и выписать по паре десятков лет на уборку снега в Магадане, однако они до сих пор неприкасаемы. Время от времени наша власть посылала сигналы в виде того же Силуанова, но вера в свою исключительность и незаменимость присуща всем либералам, хоть нашим, хоть китайским.
У Си было ровно такое же положение — и только решив ключевые задачи, он решился и на отстранение прозападных группировок от власти — и те из них, кто не успел смазать лыжи салом в сторону Америки, будут отвечать по всей строгости китайских законов, вплоть до нанесения зеленки на плоскость лба.
Вместе с ХХ съездом закончилась и эпоха компромиссов. Для нас она завершится вместе с решением «украинского кейса», хотя вполне может случиться и так, что в офисе из красного кирпича будут вынуждены бить на упреждение — в любом случае, время либералов заканчивается.
В Китае товарищ Си сумел привести к власти военно-политическую группу товарищей, хотя это было неимоверно трудно — обычно такие события происходят исключительно во время текущих войн. Тогда военные на самом деле получают возможность прямо влиять на политические решения власти — взгляните на Америку, там военные всегда имели и имеют влияние только потому, что Америка постоянно в состоянии войны той или иной интенсивности.
Силовики вообще смотрят на экономику совершенно иначе, чем обычные люди и, тем более, либералы. Для них экономика должна соответствовать Уставу, когда команды сверху исполняются без соплей и рефлексий — когда страна вынуждена переходить на мобилизационную модель экономики, либералы вылетают из этой модели первыми.
У военных при власти есть свои плюсы и свои минусы — при этом минусы от отсутствия военных во властных структурах могут быть фатальными. Для примера можно посмотреть на Францию, истово поддерживающую Украину и совершенно не способную к мобилизации внутри себя — в итоге на Украину едут гаубицы «Цезарь», а во Францию выводятся французские войска из Африки. Все французские войска, бегущие из региона Сахеля от парней из знаменитого российского оркестра имени товарища Вагнера и местных союзников наших музыкантов — укрепляя временное влияние на Украине, Маню Макрон теряет всю Африку вместе с Алжиром. Забавный такой размен.
Так вот, товарищу Си потребовалось десятилетие, чтобы развязать себе руки. Товарищ Владимир у власти уже почти 23 года — и Путин все еще не готов вышвырнуть либералов из правительства и всех ведомств. Не потому, что не может, а потому, что перед ним стоит совершенно иная задача — либералы должны уконтрапупить сами себя, без тычков со стороны Кремля. Только так можно получить настоящий природный иммунитет против этой заразы.
Вот вам еще один простой пример: угольные компании Кузбасса заявили о снижении добычи в 2023 году на 15-20%. Одной из основных причин они называют полное отсутствие взаимопонимания с РЖД — некоторые составы с углем, готовым к отправке на экспорт, стоят на станциях отправления уже два с лишним месяца.
Президент регулярно проводит совещания по угольной промышленности, ставит задачи, но для РЖД указы руководства страны вообще не являются указами — этакая страна в стране со своими внутренними порядками, целями и задачами. Решение о расширении Восточного полигона было принято еще в 2007 году — в итоге в 2021 году правительство отправило туда все железнодорожные войска, чтобы хоть как-то сдвинуть ситуацию с места. РЖД не почесался ни разу — в итоге проблемы только нарастают, но решение по руководству охамевшего в край монополиста будет принято в самый неподходящий для монополиста момент.
Понятно, что при Сталине такого не было — в те времена руководство компании мигом расстреляли бы в ближайшем дворе без каких-либо сантиментов. Но Путин потому и является «кровавым диктатором», что мыслит на десятилетия вперед — ему необходимо, чтобы ненависть к либералам возникла у народа на генетическом уровне и без внешней идеологической накачки.
И вот здесь возникающая на наших глазах военно-политическая элита России может создать все условия для кардинальной смены модели российской экономки — и для смены нашего внешнеполитического вектора в том числе.
Для России эпоха компромиссов закончилась 24 февраля. Для Китая — 30 октября. Два крупнейших геополитических противника Вашингтона вместе переходят в другое качество, как в экономике, так и в политике — и вместе готовы менять мировую арену под свои правила.
Пока это не слишком заметно, но американские эксперты уже бьют в набат — русские и китайцы перестали соглашаться даже в малом, не говоря уж о действительно важных для Америки вещах. Сегодня министр финансов США Джанет Йеллен вылетела в Нью-Дели, дабы уговорить товарища Моди присоединиться к потолку цен на российскую нефть — как показал визит главы МИД Индии в Москву, обратно в Вашингтон мадам Йеллен полетит в стае птиц обломинго.
А это значит, что товарищ Нарендра присоединяется к товарищу Си и товарищу Владимиру в решение основополагающих проблем нового миропорядка, в котором у Америки будут выдирать зуб за зубом без локальной анестезии — пока вся Америка не зашамкает, как товарищ Байден перед незнакомыми журналистами.
А у автора есть серьезные подозрения, что именно сейчас товарищ Лю прикручивает к форменному кителю орденские планки и китайский аналог Звезды Героя — задание Родины по развалу американской экономики он выполнил с честью.