Как всего один маневр советского капитана заставил уволиться почти всех моряков с американской подлодки «Тотог»


В период холодной войны противолодочные силы НАТО вели постоянный контроль за подводными лодками СССР. Американские субмарины вставали позади советских лодок, и долгое время оставались незамеченными. Дело в том, что винты первых АПЛ создавали сильный акустический шум. Поэтому советские подводники не могли слышать пространство за кормой.

Советским подлодкам приходилось время от времени производить резкий разворот корпуса на 90 — 180 . В это время акустики внимательно слушали толщу воды.

Как всего один маневр советского капитана заставил уволиться почти всех моряков с американской подлодки "Тотог"

Противник, услышав маневр советской подлодки, сбрасывал мощность реактора и устанавливал режим полной тишины. Людям не разрешалось разговаривать даже шепотом. Чтобы не попасть в «подводное ДТП» американцы держались на значительном расстоянии.

Но иногда такой внезапный разворот все же приводил к опасным ситуациям. И сегодня в тактических учебниках для натовских подводников этот маневр называется «сумасшедший Иван».

Как всего один маневр советского капитана заставил уволиться почти всех моряков с американской подлодки "Тотог"

Инцидент в Охотском море

У моряков Тихоокеанского флота есть две версии, почему подводную лодку К – 108 прозвали «Черная Ляля». Первая – корпус субмарины был покрыт черным звукопоглощающим материалом. Вторая – из-за капитана лодки Бориса Багдасаряна. Его озорной характер подводники в шутку сравнивали с известной цыганкой из театра «Ромен».

20 июня 1970 года АПЛ К — 108 с ядерными боеприпасами на борту вышла в Охотское море. Почти сразу ей «на хвост» села натовская лодка «Тотог». Русские слишком часто совершали развороты, петляли и меняли глубину. А через 8 часов внезапно исчезли с радаров. Уставшие от такой погони американцы вслепую рванули на ее поиски. И вдруг сильнейший удар….

Как всего один маневр советского капитана заставил уволиться почти всех моряков с американской подлодки "Тотог"

Неконтролируемое погружение

Опытный капитан Багдасарян нутром чувствовавший хвост, более 8 часов тщетно пытался засечь противника. Около 5 часов утра он приказал совершить резкий и очень рискованный разворот на 180 градусов.

В это время основная часть команды отдыхала в каютах. Мощный удар в правый борт сорвал со своих мест регенерационные установки и другие хорошо укрепленные предметы. Погас свет.

«Ну все. Нам конец», – тихо сказал мичман Ковалев. Подводники медленно поднимались на ноги, пытались осмотреться. Лодка, получившая ускорение от сильного удара, накренилась и стала стремительно погружаться. Люди замерли, никто не мог оценить сколько времени прошло с момента удара.

Вдруг субмарина выровняла деферент и начала всплывать. Моряки, тихо матерясь, пробирались к своим боевым местам. Всего 4 минуты лодка находилась в состоянии неконтролируемого погружения. Но эти минуты показались морякам целой вечностью. Как потом оказалось, лодка опустилась на глубину 70 м.

Домой на одном винте

Сразу после всплытия лодку тщательно осмотрели. Обнаружили вмятину на корпусе в районе 9-го отсека. От удара заклинило винт. Личный состав, счастливый и возбужденный, начал гадать, что именно произошло. Высказывались версии о страшном морском чудовище, об американских лодках — таранах.

Более детальный осмотр в доке показал, что подводникам повезло. Удар такой силы в центр корпуса «Черной Ляли» не оставил бы людям шанса на выживание.

Как всего один маневр советского капитана заставил уволиться почти всех моряков с американской подлодки "Тотог"

Членов экипажа допрашивали многочисленные комиссии. Вместо награждений подводники получили взыскания. Багдасаряну был объявлен строгий выговор. АПЛ К – 108 еще почти 20 лет находилась в боевом строю.

А американцы?

Как всего один маневр советского капитана заставил уволиться почти всех моряков с американской подлодки "Тотог"

Американская субмарина тоже отделалась легко. Чего нельзя сказать о ее членах экипажа. Значительная часть подводников списалась на берег. Командир «Тотог» стал проповедником.

Может это совпадение, но натовцы долго не «садились на хвост» советским подлодкам.

Впрочем, подобная история повториться еще не раз, чуть позже уже российские пилоты станут причиной массовых увольнений с печально известного американского корабля «Дональд Кук».