Его подвиги были засекречены и даже под парадным портретом не указано имя


Худ. И. Н. Крамской «Портрет военного инженера»

«Сын арендатора казенных имений»

Исследователям давно удалось доказать, что это портрет Эдуарда Ивановича Герстфельда (1798-1878). И этот человек прошел очень интересный жизненный путь, но имя его мало где афишировалось.

В семье арендатора казенных имений, лютеранина по вероисповеданию родился мальчик, названный Эдуардом. Отец его не обладал ни деньгами, ни собственностью, ни чинами, ни дворянством. И сыну пришлось все добывать самостоятельно. Эдуард смог вырваться из своей социальной среды, в 15 лет покинуть отчий дом и поступить в Инженерный корпус в городе Пярну.

Юноша был невероятно усидчивым и усердным, каждый предмет он изучал «фундаментально» — такое прилежание заметили и оценили. И в 1817 году Герстфельд был откомандирован в Петербург по распоряжению начальства, чтобы продолжать изучать науки.

Серьезные требования к сдаче экзаменов по математике, артиллерии, тактике и инженерным наукам были выполнены Эдуардом на отлично. И декабре 1818 года 20-летний инженер получил первый чин – он стал прапорщиком. По закону империи «сын арендатора» теперь имел права на потомственное дворянство. Правда, оформлением диплома дворянина он займется лишь спустя 40 лет.

Ученики одного из военных корпусов в царской России

Военно-техническая разведка империи

Прапорщик был переведен в офицерский класс Главного инженерного училища, окончил его с отличием, и в декабре 1820-го, получив чин подпоручика, отправился на службу в город Ревель. Здесь он оказался по указу великого князя Николая Павловича, который занимал пост инспектора по Инженерной части и приезжавшего в училище. Князь хотел, чтобы упорный и талантливый юноша стал частью его проекта: военно-технической разведки России.

Так Герстфельд оказался у истоков этого начинания, ставшего очень нужным делом в отношении госбезопасности страны. В Ревеле было много контрабандистов и матросов, которые стали идеальным материалом для вербовки. Так постепенно стала создаваться шпионская сеть за пределами России. Свое первое испытание Герстфельд прошел успешно и в 1821 году получил чин поручика, потом был вызван в Петербург для одной деликатной миссии.

Порт г. Ревеля в XIX веке

Секретный подвиг

Поручик уехал в Пруссию, изучать крепости, стоящие на Рейне. Но кто его туда отправил – осталось государственной тайной. Скорее всего, это снова Николай Павлович, женатый на дочери прусского короля. Только через полтора года поручик вернулся в Россию и немедленно отбыл в Варшаву, строить фортификационные сооружения в крепости Замостье.

Как обычно, Герстфельд выполнил поручение на отлично. Александр I, лично осматривавший укрепления, объявляет инженеру благоволение. Чуть позже Николай Павлович отправил поручика в Царство Польское, изучать тамошние крепости. Снова информация добыта, и все задачи решены, за что в 1823 году Герстфельд получил орден Святой Анны III степени.

Орден Св. Анны III степени

Паскевич и его протеже

В 1832 году Герстфельд был назначен помощником командира Западного инженерного округа, что дислоцировался в Варшаве. Его начальником стал граф Паскевич-Эриванский, Иван Федорович. Карьера Эдуарда Герстфельда сделала резкий скачок, и в итоге уже в 1839-м он назначается исполнителем особых поручений при начальнике инженеров Действующей армии.

Паскевич очень хотел связать железной дорогой Вену и Варшаву и поручил реализацию этого проекта полковнику Герстфельду. В 1841 году полковника командировали по «высочайшему повелению» в Бельгию, затем в Германию, изучать железнодорожные пути и собирать научно-технические сведения. С собранной информацией Герстфельд принял участие в строительстве Венско-Варшавской железной дороги.

Эта дорога очень быстро показала свою экономическую эффективность, ежегодно собирая доходность более 117 тысяч серебряных рублей. Правда, как говорили современники, «насколько это оценили поляки – сказать трудно». Герстфельд же был переведен в чин генерал-майора, получив годовой оклад 3600 серебряных рублей и орден святого Станислава I степени.

Санкт-Петербург, Варшавский вокзал

Товарищ Министр путей сообщения

Генерал-майор был назначен на пост заместителя (товарища) главного управляющего путями сообщения и публичными зданиями в 1850-м году. Он получил обширный круг обязанностей от разработки учебных планов для инженеров, до сооружения электромагнитных телеграфов. А с февраля 1851 года Герстфельд стал управлять работой по строительству ж/дороги Петербург-Варшава, сначала соединив с Москвой.

Строительство началось в 1852 году, а поезда стали ездить по этой железной дороге с 1862 года. Картина, где изображен Герстфельд, написана в 1882-м, то есть в юбилейные годы как для 1-й, так и для 2-й даты: 30 и 20 лет соответственно.

Скорее всего, заказ портрета строителя Петербургско-Варшавской дороги поступил Ивану Крамскому от железнодорожного правления, чтобы почтить его памятью. К сожалению, у родственников Герстфельда просто бы не оказалось средств для оплаты труда знаменитого художника.

Фотография Э. И. Герстфельда

Эдуард Иванович, несмотря на все свои достижения, не был богатым человеком, ему довольно было оклада в 13 тысяч рублей в год. Он даже не приобрел никакой недвижимости, хотя мог бы… Но не хотел, а просто трудился на благо своего Отечества на посту товарища министра путей сообщения.

Только в 1868 году, когда Герстфельд отметит свое 70-летие, его освободят от должности замминистра, назначив в члены Госсовета и чуть позже пожалуют чином инженер-генерала. А через 10 лет, на 80-м году жизни, Эдуард Иванович упокоится с миром в Петербурге и будет похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.