«Насильно загнал в комедийный жанр»
Так отзывался Рязанов в одном из интервью 90-х о положении, в котором он оказался во время съемок картины. Ранее режиссер работал в документальном жанре. его единственной работой на «Мосфильме» стал фильм-ревю «Счастливая юность», поставленный совместно с Сергеем Гуровым. Да и то, картина не была полностью художественной, ограничившись лишь игровыми вставками.
Решение о назначении Рязанова режиссером «Карнавальной ночи» принял лично директор «Мосфильма» Иван Пырьев, снявший «Трактористов», «Свинарку и пастуха», «Кубанских казаков». Он же подобрал основных актеров и серьезно поработал над сценарием. Говоря современным языком, Пырьев стал продюсером картины, а сама «Карнавальная ночь» была в полном смысле этого слова продюсерским проектом.
Мягкий характер Рязанова
В том, что он все-таки согласился взяться за съемки музыкальной комедии, Рязанов винил свою слабохарактерность. Впоследствии он вспоминал, что Пырьев склонял к этому жанру, в котором и сам преуспел, многих молодых режиссеров, но «прокатило» лишь с Рязановым. Впрочем, и тот, и второй тогда четко понимали, что другого шанса закрепиться на «Мосфильме» у молодого режиссера, скорее всего, не будет. Поэтому Пырьев уверенно настаивал, а Рязанов лишь вяло возражал, чтобы потом согласиться.
Так вышло, например, и с жанром. Молодой режиссер мечтал снять жесткую сатиру, представив Огурцова зловещим «сталинским держимордой, тупым и ограниченным». Но Пырьев не хотел, чтобы картина легла на полку, поэтому сразу предупредил — никакой сатиры и политики, только юмор, песни, праздник. И актера на роль Огурцова — поменять!
Актерский состав
Рязанов выбрал Петра Константинова, но Пырьев решил по-другому, пригласив звезду фильма «Волга—Волга» Игоря Ильинского. Пока тот читал сценарий, молодой режиссер молился, чтобы история актеру не понравилась. Работать со знаменитостью ему было крайне боязно и неудобно, но все получилось на ура. Ильинский оказался человеком доброжелательным и вежливым. Он беспрекословно подчинялся Рязанову и не «давил авторитетом», чем подал пример и другим актерам.
А вот с главной героиней определились не сразу. Из-за неудачно взятого оператором ракурса, кандидатура Гурченко на пробах была отвергнута — режиссеру она показалась «Уродцем. Обезьянкой». Попробовали еще нескольких актрис и даже начали съемки с Людмилой Касьяновой, но оказалась, что девушка на пробах показала свой потолок, выше которого «прыгнуть» была не способна. Случайная встреча Пырьева и Гурченко в коридоре «Мосфильма» решила судьбу главной роли — актрисе дали еще один шанс, и она его не упустила.
Шквал критики и любовь зрителей
По воспоминаниям самого Рязанова, сценарий зиял сюжетными дырами и ставил в тупик непрописанностью характеров героев. Поэтому многое приходилось придумывать на ходу — на съемочной площадке. Молодой режиссер решил сделать акцент на бешенной для тех времен динамике картины, чтобы у зрителя попросту не было времени думать и искать сюжетные нестыковки. Спасло и то, что Ильинский оказался прекрасным импровизатором и много подсказывал молодым актерам.
В ходе съемок Рязанов делал много дублей, из-за чего выбился из графика и перерасходовал выделенную пленку. «Карнавальную ночь» хотели отдать другому режиссеру. Но на худсовете «Мосфильма» метр советского кино Сергей Юткевич назвал картину «чудовищной пошлостью», которую никакой уважающий себя режиссер не согласите доделывать.
В конце 1956 года стараниями Рязанова фильм все-таки был закончен и вышел в прокат. После о перерасходе пленки и срыве графика уже никто не вспоминал — кассовые сборы превзошли все затраты, установив рекорд по посещаемости сеансов…